• Авторизация


Три поколения клана Йокаи-Фести. Часть II 25-10-2014 13:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Парашутов Оригинальное сообщение

ЖЗЛ (МАША ФЕСТИ. ТРИ ПОКОЛЕНИЯ КЛАНА ЙОКАИ-ФЕСТИ. Глава II. Тайны трех Роз.)

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Глава II. Тайны трех Роз

Копаясь в венгерских источниках, признаюсь, я поначалу совсем запутался в родственных связях героини моего исследования. Поэтому пришлось так подробно написать о ее деде, чтобы «сложить пазлы» его семейной жизни в общую картину. А поскольку цифры и даты – вещь строгая и документальная, хочу хотя бы для себя и для вас попытаться приоткрыть завесу «тайны трех Роз», которая, как я понимаю, связана с внебрачным рождением девочек в семье писателя. Поскольку в семье Йокаи было… три Розы! Может быть, существовала какая-то традиция – называть всех девочек в семье Розами!
Основан мой вывод на том, что одной Розе уже в 1948 году было 12 лет и всюду она называется приемной дочерью, а годом рождения второй Розы, которая была матерью героини моего материала, везде указан 1861 год. Разница ощутимая… Я постараюсь представить все варианты версий и предположений, упоминаемых в прочитанных мной материалах. Думаю, недосказанность и запутанность возникает еще от того, что во всех источниках о Розах пишут либо «приемная дочь» (не указывая, которая из них), либо просто указывают имя (а оно-то одно и то же!).

Итак, судя по биографии Розы Лаборфалви (назовем ее Розой I), в 1848 году, когда она вышла замуж за Йокаи, у нее уже была 12-летняя дочь тоже Роза (она будет Розой II), и, судя по источникам, был даже известен ее отец.

[показать]

Miklós Barabás (Hungarian, 1810-1898) Róza Laborfalvi (lithograph) 1848 г.

Впрочем, о судьбе этой дочери, кроме нескольких упоминаний, практически нет никаких сведений. Историки, например, рассказывают интересный эпизод из жизни Розы, когда в 1838 году во время большого наводнения в столице и нашествия грызунов барон Весселени практически спас жизнь актрисы и ее маленькой дочери, и тяжелые времена актриса пережила в бароновском замке Радай.




Затем маленькую дочь забрал к себе отец актрисы Йожеф Бенке. Овдовев в 1935 году, он вскоре женился во второй раз на молодой женщине Марии Марон. Она родила мужу дочь Жозефу, которая была почти ровесницей «Маленькой Розы». Пока Роза I устраивала свою карьеру, девочка воспитывалась в семье деда. Йожеф забрал внучку на воспитание с единственной целью, чтобы спрятать «позор» дочери, поскольку в обществе очень негативно относились к внебрачным детям. В источниках пишут, что Йокаи после женитьбы на Розе отнесся к ее дочери, как к родной. Но удочерил ли он ее, забрала ли мать дочь к себе – неизвестно. Известно лишь, что Kisrózá (так называла ее мать, по-венгерски - "маленькая роза") решила стать актрисой, как мать. Правда, пишут, что артисткой она была бездарной, к тому же часто вела себя оскорбительно и по-хамски с режиссерами и коллегами, не раз напоминая, чьей дочерью она является, поэтому дальше статистки в провинциальных театральных труппах не продвинулась. Если это тоже правда, то непонятно, почему Роза I не принимала участия в судьбе дочери? Создается впечатление, что она делала вид, будто этой дочери у нее вообще нет.

[показать]

Róza Jókainé-Laborfalvi 1871 г.

Удивительные переплетения судеб, просто какая-то мистика, но последнее, что известно о Розе II – она неожиданно умерла в возрасте 25 лет в маленьком пригороде Дюссельдорфа - городке Графенберг в Северной Рейн-Вестфалии. Случилось это 20 ноября 1961 года, через девять месяцев после рождения своей сестры Розы III. Именно в этот день, 25 лет спустя, умерла сама Роза Лаборфалви, а Розе III в том году исполнилось, соответственно, 25 лет…

Итак, в 1861 году в семье Йокаи-Лаборфалви появилась еще одна дочь, и тоже Роза. История ее появления до сих пор тоже покрыта тайной. Существует версия, что эту девочку в результате любовного романа родила дочь Розы I, и мать взяла внучку на воспитания, прикрывая, как в свое время ее отец, следы внебрачной связи. И хотя в источниках встречается информация о том, что Роза III является незаконной дочерью Розы II, эта версия маловероятна, когда понимаешь, что особых отношений между матерью и дочерью Розами не было. Скорей всего, историков тоже путает наличие трех Роз в этом семействе.
Более правдивую версию, которая, кстати, не встречается в официальных биографиях актрисы Лаборфалви, высказывает в своей книге о жизни Йокаи писатель и журналист Кальман Миксат. Он пишет о том, что в конце 1950-х Йокаи много работал, и это подорвало его здоровье, поэтому писатель отправился в путешествие по Трансильвании, чтобы искать вдохновение для новых произведений. Жена с ним не поехала, потому что была… беременна.
Оказывается, пока муж усердно корпел над словами и главами, у Розы случился бурный краткосрочный роман с графом Дьюла Андраши (Gyula Andrássy, 3 марта 1823 -18 февраля 1890).

[показать]

Gyula Benczúr (Hungarian, 1844-1920) Portrait of Count Gyula Andrássy. 1884 г. Hungarian National Museum

Граф Дьюла Андраши де Чиксенткирайи и Краснагорка был известным политическим деятелем Венгрии, активным участником венгерской революции 1848-1849 годов. После подавления революции он эмигрировал, женился на графине Екатерине Кендефи, и вернулся в Венгрию только в 1857 году по амнистии Франца-Иосифа I.
Где познакомились политик и актриса – неизвестно, но вскоре Роза поняла, что она в положении. Когда это положение стало заметно, Роза уехала из столицы, и в феврале 1861 года в тихой сельской деревушке родила дочь – Розу Бенке III. Интересная деталь, но семью месяцами ранее в семье Дьюла Андраши родился собственный наследник - Дьюла Андраши Младший (30 июня 1860 - 11 июня 1929), который в будущем был дипломатом, министром образования Транслейтании (земли венгерской короны в составе Австро-Венгрии) и министром иностранных дел Австро-Венгрии (1918).

В историю венгерского искусства Роза III вошла, как Роза Йокаи-Фести (Róza Jókai-Feszty, 19 февраля 1861, Пешт - 28 января 1936, Будапешт) – венгерская художница и писательница, жена художника Арпада Фести и мать художницы Маши Фести.

[показать]

Sándor Strelisky (1851-1922) Róza Fesztyné-Jókai (photo). 1897-98 гг.

Увы, об этой приемной дочери Мора Йокаи сведений тоже не очень много, кстати, писатель официально удочерил и дал свое имя Розе только в 1886 году, после смерти жены. Тем не менее, известно, что детство свое она провела с нянями. Мать часто или находилась в плохом самочувствии (рожала все же в 44 года!), либо выступала и уезжала на гастроли. Йокаи много разъезжал с лекциями или сидел сутками за рабочим столом. Пишут, что он не сразу узнал о существовании девочки, и не заметил, что в доме появился ребенок. Однажды он все же случайно встретился с малышкой. Устроил семейные разборки, но, обладая мягким характером и добротой, смирился с ситуацией, и вскоре даже привязался к маленькой Розе, иногда своей заботой и нежностью вызывая ревность ее матери. Думаю, что прощение измены жены и принятие девочки, как данности, было связано с физической невозможностью Йокаи иметь детей. Это достаточно интимный вопрос, но он дает ответ на то, почему за столько лет брака у них не было совместных детей, да и в романах на стороне и в своих внебрачных детях писатель не был уличен ни разу…
В шесть лет Роза уже научилась читать и писать, она росла веселым и коммуникабельным ребенком. Как пишут историки, «в возрасте девяти лет она узнала случайно, что те, кого она считала папой и мамой – вовсе не ее родители». Эта фраза, вычитанная в одной из статей, отсылает к версии, что Роза III – все же незаконнорожденная дочь Розы II, и, соответственно, внучка Йокаи и Розы I. Но, думаю, автор статьи имел в виду все-таки только писателя, как отца девочки.

[показать]

Róza Jókai. Graphic by Mór Jókai. 1904 г.

Этот рисунок Мор Йокаи нарисовал в год своей смерти (оказывается, и у него был живописный дар). И хотя его приемной дочери в этом году исполнилось уже 43 года, он, как мне кажется, изобразил ее юной девочкой.

Воспитываясь в театрально-литературной семье, Роза увлеклась почему-то живописью. О детстве и юности Розы известно мало, есть упоминания о том, что после окончания гимназии она училась в Художественно-педагогической школе в Будапеште. Ее педагогами были известные живописцы Бертолан Секей (Bertalan Székely, 8 мая 1835 - 21 августа 1910) и Карой Лотц (Károly Lotz, 16 декабря 1833 - 13 октября 1904).

[показать] [показать]

Bertalan Székely (Hungarian, 1835-1910) Self-portrait. 1860 г. Hungarian National Gallery
Mór Erdélyi (1866-1934) Székely Bertalan. 1900 г.

[показать] [показать]

Károly Lotz (Hungarian, 1833-1904) Self-Portrait. 1870-е гг. Hungarian National Gallery
Sándor Strelisky (1851-1922) Károly Lotz (photo). 1894 г.

Оба художника, выпускники Академии художеств в Вене, известны своими историческими полотнами и фресками, являются яркими представителями венгерской исторической живописи романтического направления.
После окончания учебы Роза по совету своего мастера Бертолана Секея, который в начале 1860-х учился в Мюнхенской Академии изящных искусств, отправилась продолжать образование в Германию. В 1881 году девушка продолжила учебу в Мюнхене, занимаясь в мастерской своего соотечественника – венгерского художника Александра (Шандора) Лизен-Майера (Alexander (Sándor) Liezen-Mayer, 24 января 1839 - 19 февраля 1898).

[показать] [показать]

Sándor Liezen-Mayer (Hungarian, 1839-1898) Self-portrait.
Adolf Dauthage (Austrian, 1825-1883) Portrait of Alexander Liezen-Mayer (lithograph). 1882 г.

Лизен-Майер учился в Академиях Вены и Мюнхена, с 1870 года служил портретистом при дворе императора Франца Иосифа I. В октябре 1880 года художника назначили директором Академии изящных искусств в Штутгарте, но в 1883 году он вернулся в Мюнхен, где до самой смерти работал профессором истории живописи в Академии художеств.

Источники пишут, что именно в Мюнхене Роза познакомилась с художником Арпадом Фести, за которого спустя несколько лет вышла замуж. Впрочем, о месте их знакомства историки не договорились между собой, потому что Арпад к тому времени уже отучился в Мюнхене, успел заявить о себе, как о талантливом художнике на родине, и продолжал образование в Вене.

Семейной жизни Розы будет посвящена отдельная глава, а что касается ее творчества, то, к сожалению, практически все работы Розы Фести-Йокаи, представленные в интернете, не датированы. Поэтому трудно судить, что творила художница в годы супружества, а что написала уже после смерти мужа. Известно, что она также занималась литературным творчеством, издав в 1920-х годах два романа «Кто пошел ...» (Akik elmentek... , 1923) и «Вчера» (A tegnap, 1924).

[показать]

Róza Feszty-Jókai (1861-1936) Self-portrait.

[показать]

Книга Розы Фести-Йокаи "Вчера". 1924 г.

Живописью художница занималась до последних дней жизни. Роза писала как портреты, так и жанровые сцены и пейзажи. Среди ее известных картин – «Рыжеволосая девушка» (Vörös hajú lány), «Черноволосая девушка» (Feketehajú lány), «Двор фермы» (Tanyaudvar) и «Кентавры» (Jelenet kentaurokkal). Вот что удалось найти в Сети.

[показать]

Róza Feszty-Jókai (1861-1936) Tanyaudvar.

[показать]

Róza Feszty-Jókai (1861-1936) Beszélget (Беседа).

[показать]

Róza Feszty-Jókai (1861-1936) Kentaurokkal (Кентавры).

[показать]

Róza Feszty-Jókai (1861-1936) Feketehajú lány (Черноволосая девушка).

[показать]

Róza Feszty-Jókai (1861-1936) Vörös hajú lány (Рыжеволосая девушка).

В начале 1936 года художница закончила картину «Стоящая обнаженная» (Álló női akt), а в конце января этого же года трагически погибла в автокатастрофе.

[показать]

Róza Feszty-Jókai (1861-1936) Álló női akt (Стоящая обнаженная). 1936 г.

Похоронена Роза Фести была на кладбище Керепеши рядом с матерью.

[показать]

Могила Розы Лаборфалви-Йокаи (Róza Laborfalvi-Jókai) и Розы Йокаи-Фести (Róza Jókai-Feszty) в Будапеште. Скульптор Дьердь Зала (György Zala, (1858-1937) 1887 г.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Три поколения клана Йокаи-Фести. Часть II | NADYNROM - Да, я звезда, а что мне остаётся? | Лента друзей NADYNROM / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»