• Авторизация


Лукреция и Аррия Старшая 19-09-2014 21:44 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения ВВВладимиров Оригинальное сообщение

ГРУСТНАЯ ИСТОРИЯ О ПУТАНИЦЕ, от которой пострадали две героические женщины и два хороших художника.

Когда натыкаешься на ошибку в определении сюжета той или иной картины, возникает чувство обиды за художника, который отбирал для воссоздания сюжета на полотне важные, по его мнению, детали, старался, чтобы композиция картины, позы и мимика героев точно соответствовали именно этому сюжету, а из-за неправильной атрибуции одни считают, что автор «плохо знает мат.часть», а другие, приняв всё на веру, распространяют ложную информацию дальше, умножая и без того зашкаливающее количество неправды.

2 июля 2009 года на аукционе UPPSALA AUKTIONSKAMARRE (существует с 1731 года) был выставлен лот № 80: картина Анри Фредерика Шопена /Henri Frédéric Schopin под названием «Lucretia och Sextus / Лукреция и Секст».
[показать]

[показать]

О художнике:
[показать]

Долгая и спокойная жизнь Анри Фредерика Шопена (1804 – 1880) разительно не походила на сюжеты картин этого ученика блистательного Антуана-Жана Гро. Начиная с еще студенческой, удостоенной Римской премии, картины «Ахиллес, преследуемый богом реки Ксанф» (отметим выбор весьма редкого сюжета), на полотнах Шопена будут кипеть нешуточные страсти, яростные схватки, грандиозные сражения и катастрофы. «Гибель Помпеи», «Погребальный костер Сарданапала» (в которой он вступит в соперничество с Делакруа), «Переход израильтян через Красное море», «Хильдегарда и Карл Великий», «Суд Соломона», «Развод Наполеона и Жозефины» - вот темы его наиболее известных исторических картин. Однако академизм зачастую будет брать верх над романтизмом, и тогда появятся кукольно сладкие аллегории, безжизненное «Сражение при Гогенлиндене», или наполненные холодноватым эротизмом ориенталистские картины «Невольничий рынок », «Рай Магомета», однако вершиной его ориентализма станет трагическая «Нападение льва на семейство араба». Любовь Шопена к литературным сюжетам породит цикл картин, иллюстрирующих слезоточивую тропическую идиллию Бернардена де Сен-Пьера «Поль и Вирджиния».
(Картины даны в порядке их перечисления)
[показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать]
[показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать]
[показать] [показать]


О сюжете (начало):
Художники и скульпторы многократно обращались и к изображению сцены насилия Секста и воспоследовавшему за ним самоубийству Лукреции. В подготавливаемом мной каталоге насчитывается почти полторы тысячи объектов изобразительного искусства на эти сюжеты.

Лукреция, жена царского племянника Тарквиния Коллатина покончила жизнь самоубийством, после того как сын царя Секст совершил над ней насилие. По легенде, закрепленной как исторический факт в «Истории Рима» Тита Ливия, это произошло в 509 году до н.э. Секст Тарквиний, охваченный нечистой страстью к добродетельной Лукреции, проник в ее дом, как гость, а ночью, угрожая опозорить ее, обвинив в любовной связи с рабом, принудил к соитию.

Ниже приведены несколько примеров воплощения сюжета «Лукреция и Секст» художниками разных стран и эпох.

[показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать]

На большинстве из них изображена нагая (или полунагая) Лукреция, лежащая на ложе, и подступающий к ней с оружием в руке Секст Тарквиний. Иногда в комнате находится еще раб Секста, которого он угрожал убить и подложить в постель Лукреции. Больше свидетелей происходящего нет.
Несколько особняком стоит картина Александра Кабанеля, на которой Секст с коварной улыбкой стоит за спинкой кресла, в котором с прялкой в руках сидит Лукреция, не подозревающая о его коварных замыслах.
Однако композиция, подобная той, что изображена на аукционной картине Шопена, не встречается ни разу!
И это не удивительно, поскольку художник рисовал совсем другой сюжет.

Но прежде чем рассказать о нём, заглянем на еще один аукцион.

В архива действующего с 2012 года аукциона и арт-магазина AUKTIONATA сохранилась подробная информация о продаже в августе 2013 года картины немецкого художника Карла Людвига Фридриха Беккера / Carl Ludwig Friedrich Becker (1820-1900) под названием «Lucretia’s Death / Смерть Лукреции».

[показать]
О художнике:
[показать]
Карл Людвиг Фридрих Беккер, немецкий исторический живописец родился 18 декабря 1820 года в городе Берлине.
С 1837 по 1840 год учился в Берлинской академии художеств, а затем продолжил обучение в берлинской студии Августа Клебера, после чего переехал в город Мюнхен, где совершенствовал мастерство под началом Генриха Мария фон Гесса. Позднее был избран членом совета Берлинской академии художеств, а затем и почётным президентом академии. На своих полотнах художник изображал преимущественно сцены из венецианской жизни в XVI и XVII веках. В конце XIX - начале XX века на страницах «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» была дана следующая оценка его работам: «Картины Б. вообще не отличаются глубиною идеи и драматизмом, но замечательны по силе и блеску красок, сочности письма и точному воспроизведению всего быта Венеции в цветущую ее пору.»
Впрочем, зачастую, особенно в аллегорических композициях, кисть художника утрачивала блеск и живость, порождая весьма унылые по мастерству произведения.
Весьма популярны, если судить по количеству копий, были картины Беккера на сюжеты пьес Шекспира: «Отелло, рассказывающий Дездемоне и Брабанцио о своих приключениях», «Ромео и Джульетта в келье отца Лоренцо», «Дездемона и Отелло перед дожем Венеции».
Карл Людвиг Фридрих Беккер скончался 20 декабря 1900 в родном городе, спустя чуть более суток после своего 80-тилетнего юбилея.

[показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать]

О сюжете (продолжение):
Совершив насилие, Секст бежал, а Лукреция, проведя остаток ночи в одиночестве, оплакивала свой позор. Наутро Лукреция письмами призвала от стен осажденной Ардеи домой мужа и отца и, рассказав о случившемся и призвав родных отомстить за насилие, вонзила в грудь кинжал. Результатом этих событий стало свержение династии Тарквиниев и установление Римской республики.
Ниже приведены несколько примеров воплощения сюжета «Смерть Лукреции» художниками разных стран и эпох.

[показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать]

Нетрудно заметить, что композиция картины Беккера, действительна, похожа на некоторые из вышеприведенных картин.
[показать]

На картине присутствуют: женщина, судя по всему, только что нанесшая себе смертельную рану кинжалом, всё ёще зажатом в ее руке; мужчина, с болью и ужасом смотрящий на нее, и вооруженные люди, стоящие поодаль. Вроде бы, всё как положено по сюжету «Смерть Лукреции».
Однако на картине есть деталь, позволяющая усомниться в правильности определения сюжета картины.
Внимательно посмотрев на руки «Коллатина», мы обнаружим, что он – в оковах!
[показать]
Ни о чем подобном не говорится ни в одном изложении (литературном или живописном) этого сюжета, поскольку это противоречит логике событий, да и просто – здравому смыслу.
Но ежели мужчина – не Коллатин, супруг Лукреции, то и героиня картины – не Лукреция.
Композиция картины и поведение персонажей показывает, что они супруги, оказавшиеся в трагической ситуации – он пленник, а она на его глазах лишает себя жизни, и протягивая мужу окровавленный кинжал, предлагает последовать ее примеру.
Есть ли такой сюжет в античной истории?
Есть. Он изложен у Плиния Младшего (Письма, III, 16) и Марциала (Эпиграммы. Кн.1, 13).
Этими источниками пользовался Мишель Монтень при создании одной из глав своих «Опытов», по тексту которых (Книга вторая, гл.XXXVI «О трёх самых выдающихся женщинах»), я и привожу (с сокращениями) эту историю.

«Аррия Старшая, жена консула Цецины Пета, …когда ее муж, Цецина Пет, был захвачен солдатами императора Клавдия после гибели Скрибониана (сторонником которого он был), стала умолять тех, кто увозил его в Рим, позволить ей ехать вместе с ним. …Но ей было отказано. Тогда она, не медля, наняла рыбачье суденышко и на нем последовала за мужем от самой Иллирии….
Смерть этой благородной женщины была такова. У ее мужа Пета не хватало мужества самому лишить себя жизни, как того требовал приговор, вынесенный ему жестоким императором. Однажды Аррия, убеждая своего мужа покончить с собой, сначала обратилась к нему с разными увещаниями, затем выхватила кинжал, который носил при себе ее муж и, держа его обнаженным в руке, в заключение своих уговоров промолвила: «Сделай, Пет, вот так». В тот же миг она нанесла себе смертельный удар в живот и, выдернув кинжал из раны, подала его мужу, закончив свою жизнь следующими благороднейшими и бессмертными словами: Paete, non dolet .
Она успела произнести только эти три коротких, но бесценных по своему значению слова: «Пет, это вовсе не больно».
Совершив этот высокий и смелый подвиг единственно ради блага своего мужа, она до последнего своего вздоха была преисполнена заботы о нем и, умирая, жаждала избавить его от страха последовать за ней. Пет, не раздумывая, убил себя тем же кинжалом; мне кажется, он устыдился того, что ему понадобился такой дорогой, такой невознаградимый урок.»
Если, по прочтении этой истории мы вновь посмотрим на картину Беккера, то мы увидим, что изображенное на ней событие в точности (как и обычно у Беккера) воспроизводит героический поступок Аррии, не оставляя для иных толкований никакого места.

Итак, картина Карла Людвига Фридриха Беккера называться «Смерть Аррии Старшей» или «Аррия и Пет», но никак не «Смерть Лукреции».
Вернемся теперь к картине Анри Фредерика Шопена, посмотрим на нее через призму истории Аррии и Пета. Мы видим на картине сидящую в кресле женщину, только что нанесшую себе смертельную рану и решительным жестом протягивающую клинок мужчине, стоящему за ее спиной, сжав кулаки и оглядываясь на толпящихся за дверью воинов.
Придется признать, что композиция, обстановка и поведение персонажей гораздо больше соответствуют сюжету «Аррия и Пет», нежели «Лукреция и Секст».
Учитывая любовь Шопена к достаточно редким по иконографии сюжетам, с большой долей уверенности картину можно также, как и полотно Беккера, идентифицировать как «Смерть Аррии Старшей» или «Аррия и Пет».
[показать]
(фрагмент картины)

Для сравнения привожу несколько картин на этот сюжет:
[показать] [показать]
[показать] [показать]


Вдвойне обидно то, что если картина Беккера не принадлежит к его лучшим творениям – она суховата по письму, излишне театральна, то картина Шопена выделяется на фоне его эффектных, но несколько «трескучих» полотен своим психологизмом и живописной строгостью, являясь, возможно, вершиной его творчества, и, в сравнении с работами других мастеров на этот сюжет – несомненным шедевром в иконографии одной «из самых выдающихся женщин» - Аррии Старшей.

Следует заметить, что случаи «обратной» путаницы этих двух персонажей также имеются, но о них - в следующий раз...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Лукреция и Аррия Старшая | NADYNROM - Да, я звезда, а что мне остаётся? | Лента друзей NADYNROM / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»