• Авторизация


Дама из Эльче 22-11-2012 12:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Эльдис Оригинальное сообщение

Дама из Эльче

Давно обещанный пост о Даме из Эльче.

Да́ма из Э́льче (исп. Dama de Elche, кат. Dama d'Elx) — самый значительный памятник иберийского (древнеиспанского) искусства, был обнаружен 4 августа 1897 года в частных владениях близ Эльче (город в испанской провинции Аликанте).



Статуя датируется IV веком до н. э., представляет собой каменный полихромный бюст женщины (последнее спорно), (в испанской версии википедии есть указание на то, что сохранились остатки краски на губах и др. для них это не спорно) в богатом уборе и с необычайно сложной причёской. Находящееся сзади отверстие свидетельствует, что объект мог использоваться в качестве погребальной урны (в испанской версии википедии есть упоминание о исследовании останков захоронения, которое и опровергло версии о подделке, так как сии останки соответствуют предполагаемому периоду времени) . "Довольно тонкое понимание канонов эллинистической скульптуры позволило некоторым исследователям предположить, что скульптор прошёл обучение в одной из греческих колоний Западного Средиземноморья" - сообщает википедия, в испанской версии говорится о том, что Дама из Эльче была найдена в месте, которое прежде, как свидетельствуют археологи, было почти окружено рекой, и островок сей был греческой колонией, если я верно перевела тот текст... "Согласно другой точке зрения, в памятнике нашли отражение принципы пунического искусства, а изображённая женщина — не кто иная как финикийская богиня Астарта" - сообщает википедия.
В 1995 году выдвинута гипотеза, согласно которой Дама из Эльче — подделка, изготовленная под влиянием модерна около того времени, когда она была обнаружена. Однако эта теория не завоевала общего признания. Проведённый в 2005 году технический анализ покрытия, камня и остатков пигмента статуи показал древнюю дату и соответствие другим известным памятникам иберийской скульптуры.

[640x476]

[700x525]

Попытки перевода текста из испаноязычной википедии:

Место, где была найдены Дама  было иберийским поселением (Helike - греч.), римляне называли его Колония Юлия Августа Illici. Когда прибыли арабы, они сохранили название Illici, что затем стало звучать как "Эльче" (?): http://es.wikipedia.org/wiki/Dama_de_Elche

Одеяние Дамы полностью соответствует иберийской традиции. По мнению испанских исследователей, Дама была одета в синий плащ из тонкого льна, под ним - красное одеяние. Дама сделана из известняка оранжеватого оттенка, который передаёт естественный цвет кожи. Сзади на одной из складок был найден фрагмент сусального золота, что даёт предположение, что украшения были покрыты тонким слоем сусального золота.

[400x400]

В 2005 году анализ полихромных частиц показал, что возраст пигментов и структура слоев грунтовки соответствует предполагаемому изначально возрасту скульптуры - IV в.дн.э. В 2011 году тот же автор, Мария Пилар Луксан проанализировала полые микрочастицы задней части скульптуры, электронная микроскопия и спектрометрия установила, что частицы пепла человеческих костей принадлежат иберийскому периоду, что приводит к выводу, что статуя была использована в качестве погребальной урны в Иберийский период и подтверждает её древность.

[300x420]

 

[528x700]

Читала на одном из испаноязычных ресурсов о том, что в Испании был проведёт опрос-голосование среди населения; предлагалось назвать самую красивую женщину, которая могла бы послужить эталоном красоты. Большинство голосов было отдано Даме из Эльче. Не могу уже теперь найти ссылку на статью, к сожалению я её потеряла, это было пол года назад или раньше...

[448x500]

В чём же загадка прекрасной Дамы из Эльче? Для меня она проста: в состоянии духа этой женщины (как передал его древний скульптор), в его величии, чести, душевном равновесии, внутренней силе. Точно такое же состояние я видела у Дамы с фиалками Андреа Вероккьо (учитель Леонардо Да Винчи). В этом заметна преемственность древних традиций, внутреннее чутьё мастеров, безошибочно распознающих черты Богини (в понимании Грейвса и его концепции Белой Богини).

Дама с фиалками

[549x699]

Тоже выражение я узнаю у Джиневры Бенчи - портрет кисти Леонардо, смотрите пост "Прошу у вас прощенья, я лишь горный тигр"

А это вариант того, как могли выглядеть украшения Дамы из Эльче. Вариант спорный, но нашла вот такой...

Заметила, что попытки копировать черты её лица приводят к плохим результатам, нет ни того состояния духа ни уникальности её внешности.

[640x630]

У Дамы из Эльче есть сёстры.

La Dama de Baza

Предположительно IV в.д.н.э. Памятник иберийского искусства. Известняк, полихромная скульптура.

В захоронении перед Дамой были найдены сожжённые доспехи, оружие и другие предметы, которые могли принадлежать войну с высоким общественным положением, анализ останков показал, что воин был женщиной.

Так же есть указания на то, что захороненный воин обожествлялся, это могла быть королева-жрица (используется буквально слово "ведьма" http://es.wikipedia.org/wiki/Dama_de_Baza

Известно, что туника королевы-ведьмы-война была окрашена в голубой цвет.

[588x700]

 

[523x700]

La Dama de Guardamar

Дама Гвардамар, которую так же называют леди Кабезо Лусеро была обнаружена археологами в городе Гвардамар-дель-Сегура (Аликанте, Испания). Дама Гвардамар была найдена в расколотом виде и пострадавшей от пожара, реставрация длилась 11 лет.

Это памятник иберийского искусства из серого мелкозернистого известняка, относится к 430 - 350 г.д.н.э.. Исследователи пришли к выводу, что Дама из Гвардамара исполнена в более архаичной традиции, чем Дама из Эльче, где заметно эллинистическое влияние.

К сожалению, информации об этой Даме очень мало.

[498x700]

 

[375x500]

La Dama de Castellar

La Dama-де-Castellar, которая также называется Damita Castellar является бронзовой фигуркой, относящейся к началу IV в.д.н.э. (до II в.д.н.э.). Найдена в городе Castellar, провинция Хаэн (Андалусия), в пещере под названием "Пещера Lobera" . Известно, что дама Кастелляр была жрицей и принадлежала к аристократии.

[700x467]

Так же известны La Dama de Caudete, La dama de Galera, La Dama de Ibiza, La Gran Dama Oferente.

Трудно сказать, какой была древне-испанская музыкальная традиция, я ничего не нашла пока, взяла просто этот ролик, потому что он мне нравится. Чтобы почтить память этих когда-то живших женщин.

Fernando Sandoval, Danza Española N 2 Oriental

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (8):
robot_marvin 22-11-2012-17:07 удалить
В классическм учебнике Николая Александровича Машкина "История древнего Рима" этот замечательный памятник однозначно относится к допуническому и к доримскому периоду истории древней Испании. Также см. А.Л. Монгайт "Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века" - цитирую: "На основании письменных источников и изображений на многочисленных расписных сосудах мы можем представить себе внешний вид и образ жизни иберов. Они были темноволосыми. На иберских монетах изображены головы с вьющимися, курчавыми волосами. Их одежда (под влиянием греческой и финикийской моды) состояла из туники, стянутой в талии поясом, широкого плаща, сандалий из кожи или тростника. Всадники и воины носили высокие кожаные сапоги. Ткани для одежды часто бывают вышиты или украшены аппликациями. Склонность к украшениям у иберских женщин была очень сильна. Предпочтение отдавали вычурным, «барочным» формам. Женщины носили сложные высокие прически и головные уборы в виде тюрбана, конической тиары, диадемы, плетеной ленты и т. п. Особенно сложная и богатая диадема изображена на знаменитой «Даме из Эльче»: огромные боковые диски диадемы, в которые, очевидно, были убраны косы, изготовлены из металла и орнаментированы. Серьги большие и круглые, дисковидные, длинные — в виде падающей слезы, как правило, орнаментированы. Браслеты и наручи самых простых форм. Иберы, подобно кельтам, носили торквесы, обычно сделанные из свернутой проволоки. Очень разнообразны ожерелья — это разноцветные ленты с круглыми подвесками, наборы ребристых полихромных бус из стеклянной пасты и шаровидных металлических бус и т. п. Разнообразны и украшения поясных пряжек и фибул. Наиболее распространены так называемые испанские кольцевидные фибулы. Они состоят из кольца, стержня и иглы. Большинство экземпляров представлено простейшей формой. Однако в ряде случаев она обогащена множеством дополнительных деталей и серебряной инкрустацией. В кельто-иберских областях встречаются фибулы, украшенные изображениями лошадок. (....) Искусство иберов развивалось, несомненно, под влиянием искусства Греции и Востока, однако его местные основы очень сильны, и можно говорить о его самостоятельном возникновении в V в. до н. э. 117 Попытки создать периодизацию, основываясь на чисто искусствоведческом анализе, были неудачны, так как иберское искусство сохраняет на долгое время архаические черты (фронтальность, жесткость) и схематизм изображений. Гарсиа Беллидо предложил следующую периодизацию: I — период — греческий провинциальный (V—III вв. до н. э. ); II — полностью развитой местный стиль (конец III—I в. до н. э. ); III — римский провинциальный (I в. до н. э. — IV в. н. э. ) 118. Археологические открытия последних лет и дальнейшее изучение иберского искусства показали, что эта хронологическая схема очень спорна. Кроме того, все более ясным становится, что иберское искусство не было единым, в разных областях сохранялись существенные различия в соотношении местных и заимствованных черт. Крупная скульптура встречается только на юго-востоке Пиренейского полуострова. Здесь известна большая группа зооморфных скульптур V— IV вв. до н. э.: львы, медведи, волки, быки, а также сфинксы и звери с человеческими головами. Во многих деталях этих изображений чувствуется сильное восточное влияние, а некоторые даже имеют прямые прототипы в сирийском и хеттском искусстве. Наиболее древние (550—450 гг. до н. э. ) скульптуры этой группы — так называемая бича из Баласоте (провинция Альбасете), представляющая собой сидящего быка с человеческим бородатым лицом, и сфинкс с женским лицом (также из Альбасете) Скульптуры, изображающие человека, более реалистичны, чем фигуры животных. Здесь сильнее заметно греческое влияние, а некоторые из них, вероятно, сделаны в греческих колониях. Местные произведения очень многочисленны — только в святилище Сьерра-де-лос-Сантос их найдено около 300. Они сохраняют архаический характер вплоть до римского завоевания. Шедевром иберийского искусства считается уже упоминавшаяся так называемая «Дама из Эльче». Это женский бюст из известняка со следами полихромии высотой 0, 54 м (т. е. примерно в величину натуры). Скульптура сочетает реалистические элементы с торжественностью и парадностью образа. Очарование красивого лица усилено роскошью прически и украшений. Скульптура представляет, очевидно, портрет какой-то богатой женщины. Это несомненно испанское произведение, хотя в нем чувствуется влияние классической Греции. Бюст, по-видимому, относится к V в. до н. э. Впрочем, в литературе имеется и другая дата — III в. до н. э., основанная на том, что он найден вместе с иберийской керамикой этого времени. Знаменита также фигура жрицы из Сьерра-де-лос-Сантос (Gran Dama d'El-Cerro). Она представляет статую (высотой 1, 35 м), изображающую стоящую во весь рост женщину с кубком в руках. По роскоши наряда и украшенной диадемой прическе она близка к «Даме из Эльче». http://www.archeologia.ru/Library/Book/4328c83fbe60/Info
NADYNROM 23-11-2012-08:46 удалить
robot_marvin, огромное спасибо за интереснейшее дополнение! Скульптура изумительной красоты. Да, определенно думаешь о Ренессансе и модерне, но идеи по поводу позднего происхождения Дамы из Эльче кажутся спекулятивной провокацией.
dead_pichto 02-12-2012-07:26 удалить
Большое спасибо! Даже, будучи археологом, никогда не знал о той "даме". Грандиозный пост! Отдельная благодарность за классическую испанскую гитару.
dead_pichto 02-12-2012-07:32 удалить
Барабаны и волынки я знаю, если говорить о музыкальной традиции Испании. Но это - римские времена. До того - непонятно. Гитара - арабский инструмент, времен конкисты. Меня однажды испанец так угостил игрой на лютне, что я чуть не умер от восторга. То же было с одним сирийцем. Это не мой рок энд рольный музыка под электрический "Гибсон."
dead_pichto 02-12-2012-07:53 удалить
Сделайте вслед за тем пост о "Венерах" от палеолита. Безумно интересная тема. Уходящий культ я свзал бы с храмами Мальты.
NADYNROM 02-12-2012-13:01 удалить
Венеры палеолита - интереснейшая тема. Может, как-нибудь и сделаю о них пост, переборов лень.
Эльдис 03-12-2012-12:33 удалить
NADYNROM, Скромно покашливаю)) а к Венерам палеолита сама давно присматриваюсь, но пока не горит в душе.
NADYNROM 03-12-2012-20:31 удалить
Эльдис, настрой и желание очень важны для таких серьезных постов-)


Комментарии (8): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Дама из Эльче | NADYNROM - Да, я звезда, а что мне остаётся? | Лента друзей NADYNROM / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»