• Авторизация


Жизнь и творчество Ладо Гудиашвили 09-06-2012 23:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Парашутов Оригинальное сообщение

ЖЗЛ (ЛАДО ГУДИАШВИЛИ. ВАХ, КАКОЙ ГЕНИЙ ГРУЗИНСКОГО АВАНГАРДА!)

Информация об этом художнике, присланная моим инетным товарищем, историком искусства ВВВладимировым, спровоцировала меня на небольшое исследование о талантливейшем грузинском живописце. Поскольку, "окунувшись" в мир его картин, я получил огромное наслаждение и, одновременно, головную боль - как уместить в одном посте все картины, встретившиеся мне в Сети.

Ладо (Владимир) Давидович Гудиашвили
Lado Gudiashvili
ლადო გუდიაშვილი


18 (30) марта 1896, Тифлис — 20 июля 1980, Тбилиси

[показать]

Ладо Гудиашвили Автопортрет. 1950 г.

Грузинский художник и график, представитель Парижской школы, один из классиков грузинской живописи XX века.
Ладо родился в семье железнодорожного служащего.
В возрасте 14 лет юноша поступил в Тифлисскую школу живописи и скульптуры (1910–1914), после окончания которой работал учителем рисования в школе.
В 1915 году в Тифлисе прошла первая персональная выставка девятнадцатилетнего художника, вызвавшая шквал хвалебных отзывов и быстро сделавшая имя Гудиашвили популярным в художественных кругах Грузии. Еще на последнем курсе Школы живописи и скульптуры Ладо примкнул к группе грузинских поэтов-символистов «Голубые роги» (1914–1918). Эта группа, возглавляемая поэтами Паоло Яшвили и Тицианом Табидзе, стремилась органически соединить национальную поэтику с образной структурой французского символизма.
Художник участвовал в археологической экспедиции, изучавшей памятники грузинской архитектуры, и много копировал старинные фрески.




В 1919 году в Тифлисе прошла выставка грузинского искусства, на которой Гудиашвили представил более пятидесяти картин и акварелей.

[показать]

Ладо Гудиашвили Автопортрет.

[показать]

Ладо Гудиашвили Две белые лани. 1917 г.

Между 1915 и 1918 годами художник познакомился с творчеством знаменитого художника -самоучки Нико Пиросмани (настоящее имя Николай Асланович Пиросманишвили, 1862 - 5 мая 1918), мало того, историки пишут, что у Ладо произошла даже встреча с Пиросмани. И эта встреча произвела неизгладимое впечатление не только на самого молодого художника, но и на его художественную манеру. Не зря ведь историки называют Гудиашвили наследником гения Пиросмани.

[показать]

Ладо Гудиашвили Смерть Нико Пиросмани. 1946 г.

И все же художник понимал, что нужно продолжать учиться, и лучшая «мастерская» для этого – Париж, ведь этот город с конца ХIХ века считался центром мирового искусства.

Парижский успех

Осенью 1919 года Ладо Гудиашвили в компании со своими друзьями и коллегами – замечательными и оригинальными художниками Давидом Какабадзе (8 (20) июля 1889 – 10 мая 1952) и Шалвой Кикодзе (1894- 7 ноября 1921) уехал из Тифлиса в Париж.

[показать] [показать]

Давид Какабадзе Автопортрет в зеркале. 1913 г.
Шалва Кикодзе Автопортрет. 1920 г.

Их в шутку даже называли «тремя мушкетерами». Шалва Кикодзе на своей картине «Три художника» изобразил вместе с собой (по центру) и своих друзей.

[показать]

Шалва Кикодзе Три художника. 1920 г.

[показать]

Ладо Гудиашвили Автопортрет. 1919 г.

Итак, Ладо с друзьями прибыл в Париж, он был молод, любвеобилен, горяч, ему было 23 года.
В Париже, который историки называют «кипящим котлом европейской художественной и богемно-порочной жизни», художник поселился в известной коммуне «Улей» (Ля Рюш) и сразу же стал завсегдатаем знаменитого кафе «Ротонда», где встречались и общались представители художественной интеллигенции.
Историки, то ли сделав собственные выводы, то ли основываясь на каких-то воспоминаниях Ладо, пишут, что «сильнее всего на художника произвели впечатление не вековые традиции, не радикальные новации и технический прогресс , а эффектная размеренность ар-деко и порочность Парижа».

[показать]

Ладо Гудиашвили В экстазе любви.

[показать]

Ладо Гудиашвили Весна (Зеленая женщина). 1920 г.

Очень скоро Гудиашвили подружился с французскими художниками и скульпторами Фернаном Леже (Joseph Fernand Henri Léger, 4 февраля 1881 – 17 августа 1955) и Андре Дереном (André Derain, 10 июня 1880 – 8 сентября 1954), бельгийским художником - экспрессионистом Франсом Мазерелем (Frans Masereel, 30 июля 1889 – 3 января 1972), французским японцем Леонардом Фужита (Léonard Foujita, 27 ноября 1886 – 29 января 1968) и пейзажистом Морисом Утрилло (Maurice Utrillo, 25 декабря 1883 - 5 ноября 1955).

[показать] [показать] [показать]

Fernand Léger Autorretrato 1930 г.
Frans Masereel 1925 г.
Léonard Foujita Self-Portrait.

[показать] [показать]

Suzanne Valadon Portrait de Maurice Utrillo. 1921 г.
André Derain Portrait avec sa famille. 1920-21 гг. Collection privée

Хорошими друзьями Ладо стали русские эмигранты Наталья Гончарова и Михаил Ларионов.
Гудиашвили был знаком с Пабло Пикассо и Амедео Модильяни.
Причем, интересно бы было выяснить о взаимоотношениях с последним (информацию об изданных воспоминаниях Гудиашвили нигде не встречал). Но подчиняясь логике фактов, можно сделать вывод, что Ладо и Моди были знакомы один-два месяца. Гудиашвили прибыл в Париж в конце 1919 года (предположительно, декабрь), Модильяни в это время уже был болен туберкулёзным менингитом (из-за болезни не состоялось даже обручение художника с его беременной возлюбленной Жанной Эбютерн), а 24 января 1920 года Моди уже умер.
Тем не менее, в творческом наследии Гудиашвили есть картина «Модильяни в кафе «Ротонда»» (к сожалению, кто изображен рядом с художником – не знаю).

[показать]

Ладо Гудиашвили Модильяни в кафе "Ротонда".

Кроме того, исследователи творчества Ладо пишут о том, что даже непродолжительное знакомство с Модильяни оказало влияние на творчество Гудиашвили, в картинах грузинского художника стали появляться вытянутые лица, характерный «фирменный знак» творчества Модильяни.

[показать]

Ладо Гудиашвили Парижане. Начало 1920-х г.

Надо сказать, что творческий взлет Ладо во Франции, сопровождавшийся успехом и признанием, был очень стремительным. Уже через три месяца после приезда (!) художник представил четыре свои работы на XIII парижском Осеннем Салоне и получил восторженные отзывы прессы и критики. На этих картинах были изображены сцены грузинских застолий, которые художник назвал «чисто по-французски» - «Кутёж кинто с женщиной», «Кутёж в саду «Эдеми»» и т.д.

[показать]

Ладо Гудиашвили После кутежа. 1922 г.

[показать]

Ладо Гудиашвили Кутёж под деревом (Кутёж с женщиной). 1923 г.

Как пишут искусствоведы, «в ранних картинах Гудиашвили драматический гротеск сочетается с поэтикой национального быта, обаянием шумных народных праздников и застолий». Поэтому любимыми персонажами картин художника были уличные торговцы – кинто, ремесленники карачохели, называемые так, потому что носили черную одежду – чоху, и, конечно, красавицы-женщины.

[показать]

Ладо Гудиашвили Рыбаки. 1920 г.

[показать]

Ладо Гудиашвили Курильщики. 1921 г.

В 1921 году друзья-грузины (Гудиашвили, Кикодзе и Какабадзе) организовали в Париже совместную выставку, которая имела не только признание публики, но и определенный коммерческий успех. Несколько рисунков Гудиашвили приобрел испанский художник, признанный авторитет и директор частной Академии живописи в Париже Игнасио Сулоага (Ignacio Zuloaga y Zabaleta, 26 июля 1870 – 31 октября 1945). Он был очарован творчеством Ладо и пообещал передать работы художника в коллекцию мадридского музея Прадо. Выполнил ли он свое обещание – неизвестно.
Гудиашвили прожил в Париже шесть лет, и все эти годы ему неизменно сопутствовала удача – галереи приглашали участвовать в коллективных выставках, а коллекционеры покупали работы (и это при жесткой конкуренции между художниками и перенасыщенности арт-рынка).

[показать] [показать]

Ладо Гудиашвили Юноша с ланью. 1924 г.
Ладо Гудиашвили Юноша с пятнистой ланью. 1924 г.

При этом, практически все эти годы Ладо учился в парижской частной Академии Ронсона и подрабатывал театральным декоратором.
Экспонировался Гудиашвили тоже очень много и не только в Париже, выставки с его участием прошли в Марселе, Лионе и Бордо, а позже в Лондоне, Риме, Брюсселе, Амстердаме, Берлине и Нью-Йорке.

[показать]

Ладо Гудиашвили Купальщица в лесу. 1922-23 гг.

[показать]

Ладо Гудиашвили Голубой поцелуй.

[показать]

Ладо Гудиашвили Зеленые нимфы. 1925 г.

«Апофеозом» славы и признания почти 30-летнего художника стала книга критика и историка искусства Мориса Реналя, вышедшая в Париже в 1925 году и представляющая собой монографию о творчестве Ладо.
Казалось бы «художественный Олимп», если не завоеван, то наслышан о талантливом грузине.

[показать]

Ладо Гудиашвили Голова воина. 1924 г.

[показать]

Ладо Гудиашвили Голова воина. 1924 г.

Но Гудиашвили все чаще думал о возвращении на родину. О даже предполагаемых причинах этого возвращения историки почему-то не пишут, а фразы «не мог находиться вдали от родины» или «не представлял себе, что навсегда останется во Франции» - звучат не убедительно и немного банально.
С другой стороны, можно отметить, что «тоска художника по родине» чувствуется даже в том, что основной темой его «парижского периода» оставалось изображение патриархального грузинского уклада жизни, с которым Ладо был знаком с детства.

[показать]

Ладо Гудиашвили Соловей любви.

[показать]

Ладо Гудиашвили Молодая пара.

А ведь еще в 1921 году Грузия была насильно присоединена к молодой стране Советов, и именно в середине 1920-х из России бежали представители художественной интеллигенции, увидевшие в новом советском режиме – диктатуру, а те, кто жил в это время на Западе, не спешили возвращаться на родину.

[показать]

Елена Ахвледиани и Ладо Гудиашвили в Париже. 1925 г.

Историки отмечают, что многие работы Ладо середины 1920-х годов отмечены меланхолией и грустью.
Вообщем, вместо того, чтобы продолжать строить карьеру в Европе, Гудиашвили в 1925 году вернулся в Грузию, вернее, уже в Грузинскую ССР.
Отмечу еще, что два года спустя в Грузию вернулся и Давид Какабадзе (Шалва Кикодзе умер в 1921 году, спустя год после приезда в Париж, ему было всего 27 лет).

Возвращение

Итак, в 1925 году художник вернулся в родной Тифлис, который в 1936 году был переименован в Тбилиси, и продолжил успешно работать.Для справки: по-старогрузински Тифлис всегда именовался как Тпилиси, это название город получил из-за тёплых серных источников (в переводе с грузинского «тбили» (устаревшее - «тпили») значит «тёплый»).
С 1926 года Гудиашвили стал преподавать в тбилисской Академии художеств, основанной в 1922 году при активном участии крупнейшего грузинского художника – реалиста, одного из первых профессоров Академии и народных художников Грузии (1929) - Георгия (Гиго) Ивановича Габашвили (21 ноября 1862 – 28 октября 1936). В те годы в Академии преподавали Евгений Лансере и Генрих Гриневский.

[показать]

Ладо Гудиашвили Автопортрет. 1935 г.

[показать]

Ладо Гудиашвили Сбор винограда в Кахетии. 1928 г.

Вернувшись на родину, художник был вынужден подстраиваться под советскую идеологию, воспевающую соц. реализм и успехи социалистического строительства (он даже вступил в партию большевиков). Появились подобные темы и в творчестве художника. Но, во-первых, как отмечают историки, эти свои картины он писал с потаенной иронией, а во-вторых, Ладо остался верен выбранной стилистике и манере письма, основанной на традициях древнего персидского и родного кавказского искусства.

[показать]

Ладо Гудиашвили Выходной в Грузии 1925 г.

[показать]

Ладо Гудиашвили Приглашение в гости 1926 г.

И эта верность к народным традициям стала профессиональным кредо художника, к тому же, он всегда хранил верность идеалам женственности.


Великий грузинский поэт Тициан Табидзе (21 марта (2 апреля) 1895 - 16 декабря 1937), репрессированный и расстрелянный в 1937 году писал, что живописец Сергей Судейкин как-то сказал о Гудиашвили: «Ладо — наивысшая точка видения грузинского духа, который неосознанно воспринял западную культуру — для возрождения восточной».

[показать] [показать]

Сергей Судейкин Автопортрет. 1946 г.
Тициан Табидзе

Грузинские искусствоведы также писали об этом «восточно-западном союзе»: «Покорив когда-то парижских критиков восточной экзотикой, родину он потряс парижским шиком».

[показать]

Ладо Гудиашвили Вихрь танца. 1937 г.

[показать]

Ладо Гудиашвили Лежащая обнаженная. 1945 г.

Живая легенда Грузии

Творчество Ладо Гудиашвили разнообразно по технике, он писал маслом, гуашью, акварелью, тушью, работал в смешанной технике. И жанрово художник был «всеяден», писал портреты (например, великого грузинского поэта-романтика Николоза Бараташвили (15 (27) декабря 1817 - 9 (21) октября 1845) и Нико Пиросмани), пейзажи, фольклорные сюжеты, исторические картины, аллегорические и мифологические картины, эскизы декораций и костюмы для театра, создавал книжные иллюстрации и декоративные работы.

[показать]

Ладо Гудиашвили Портрет Николоза Бараташвили.

И при всем этом разнообразии стиль его был довольно легко узнаваем, наверное, еще и потому, что мотивы творчества почти всегда (даже в парижский период) были связаны с Грузией.
Конечно, разбирать творчество художника должны специалисты - искусствоведы и историки. Поэтому я не буду этим заниматься, а отмечу лишь некоторые интересные факты, вычитанные в статьях.

Например, что художник редко рисовал с натуры, даже портреты чаще всего писал по памяти. Большая часть городских пейзажей относится к парижскому периоду, в интернете я нашел всего парочку, но если эти работы написаны во Франции, то посмотрите, как они напоминают старинные грузинские дворики.

[показать] [показать]

Пейзажи Ладо Гудиашвили.

Еще очень часто на полотнах Гудиашвили появляются персонажи с животными, при этом анималистом художника назвать нельзя. Все эти животные символичны, если сюжет картины лиричен или это портрет, то там чаще появляются лошадь, лань, барашки или птицы, а в эпически-исторических полотнах – медведи, львы, волки или обезьяны, а то и просто «чудище невиданное».

[показать] [показать]

Ладо Гудиашвили В плену любви. 1963 г.
Ладо Гудиашвили Весна. 1960 г.

И еще одно новшество художника в том, что он вопреки традициям старинной грузинской живописи окрашивать всё в тёмные тона, после Парижа стал использовать яркие цвета и декоративные формы. Историки пишут: «Ладо Гудиашвили был одним из первых грузинских живописцев, порвавших с этой традицией, но уже в 1960-м годах цвет его по-прежнему подчеркнуто декоративных картин уже не выделяется своей яркостью».

[показать]

Ладо Гудиашвили Пастораль. 1963 г.

[показать]

Ладо Гудиашвили Белые девушки и черные волки. 1965 г.

Гудиашвили много работал в жанре книжной иллюстрации, например, в 1934 и 1939 годах он проиллюстрировал поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», в 1939 году – «Мудрости лжи» Саба-Сулхана Орбелиани (1658—1726).
О личной жизни художника практически ничего неизвестно, но свою жену он неоднократно писал.

[показать]

Ладо Гудиашвили Портрет жены художника Нины 1940 г.

Во время Великой Отечественной войны (1942–1943) Гудиашвили выполнил огромный «антифашистский цикл» рисунков, после чего его окрестили «грузинским Гойей» из-за мотивов этого цикла, отдалённо напоминающих «Капричос» великого испанца. Сюжеты рисунков были полны мифологических монстров и существ, обнаженных богинь и красавиц. Первые хватали, терзали и пожирали вторых, и всё это символизировало гибель мирной жизни, культуры и красоты.

[показать]

Ладо Гудиашвили Дьявол, похищающий красавицу.

Ладо занимался не только графикой и станковой живописью, но и монументальной.
В 1946 году художник начал расписывать по заказу духовенства алтарь храма Кашвети в Тбилиси, работа осталась незаконченной из-за протеста заказчиков, возмущенных манерой художника изображения святых. Интересный факт, но за эту незавершенную работу художник был исключён из ВКП(б) и уволен из тбилисской Академии художеств, где преподавал уже двадцать лет.
Десять лет спустя поэт Евгений Евтушенко посвятил художнику и этой работе стихотворение «В церкви Кошуэты»:

Не умещаясь в жестких догмах,
передо мной вознесена
в неблагонравных, неудобных,
святых и ангелах стена.
Но понимаю, пряча робость,
я, неразбуженный дикарь,
не часть огромной церкви — роспись,
а церковь — росписи деталь.
Рука Ладо Гудиашвили
изобразила на стене
людей, которые грешили,
а не витали в вышине.
Он не хулитель, не насмешник,
Он сам такой же теркой терт.
Он то ли бог, и то ли грешник,
и то ли ангел, то ли черт!
И мы, художники, поэты,
творцы подспудных перемен,
как эту церковь Кошуэты,
размалевали столько стен!
Мы, лицедеи-богомазы,
дурили головы господ.
Мы ухитрялись брать заказы,
а делать все наоборот.
И как собой ни рисковали,
как ни страдали от врагов,
богов людьми мы рисовали
И в людях видели богов!

1958 г.

Впрочем, такая официальная публичная опала не помешала Гудиашвили остаться признанным мэтром национальной живописи, стать заслуженным художником СССР, а позже и народным художником СССР (1972).
В 1958 году в Выставочном зале Союза художников СССР в Москве на Кузнецком мосту прошла большая персональная выставка Гудиашвили.

[показать]

Ладо Гудиашвили Танец на террасе. 1950 г.

[показать]

Ладо Гудиашвили Тахнетская серенада. 1958 г.

В 1976 ему было присуждено звание Героя Социалистического труда.

[показать]

Ладо Гудиашвили

Художник много работал для театра и кино, создал эскизы к первому грузинскому цветному мультфильму. Многие картины Гудиашвили изображают сюжеты оперных и балетных спектаклей, часто писал он портреты актрис и сцены из спектаклей.

[показать] [показать]

Ладо Гудиашвили Портрет Мананы Шотадзе.1937 г. Музей искусства народов Востока, Москва
Ладо Гудиашвили Портрет артистки Тамары Цицишвили.

[показать]

Ладо Гудиашвили Без названия. 1941 г.

[показать]

Ладо Гудиашвили Актрисы. 1960 г.

Дружеские отношения связывали Ладо и с многими поэтами. Еще в 1931 году он познакомился и подружился, благодаря Тициану Табидзе, с Борисом Пастернаком, который приезжал в Тбилиси. Позже Ладо тепло общался с Вознесенским, Ахмадулиной и упомянутым выше Евтушенко.
Умер художник в Тбилиси 20 июля 1980 года в возрасте 84 лет, похоронен был на Мтацминде.

Послесловие

Картины Гудиашвили ещё при жизни попали в собрания Государственного музея искусства народов Востока в Москве и Национального музея искусств Грузии в Тбилиси.
Как писали искусствоведы, «изящный, декоративный и очень театральный Ладо Гудиашвили был настоящей легендой Советской Грузии, национальным достоянием страны».

[показать]

Ладо Гудиашвили.

[показать]

Ладо Гудиашвили Одевание Мананы. 1967 г.

[показать]

Ладо Гудиашвили Встреча в горах. 1977 г.

В Тбилиси открыт дом-музей Ладо Гудиашвили и памятник художнику в Парке 9 апреля, созданный скульптором Дж. Микатадзе.

[показать]

Памятник Гудиашвили в Парке 9 апреля в Тбилиси.

Осенью 2009 года в Третьяковской галерее прошла выставка «Ладо Гудиашвили. Парижские годы», основная часть которой состояла из собрания коллекционеров Иветы и Тамаза Манашеровых. Эта семейная пара не только собрала отличную коллекцию картин Гудиашвили, но и провела огромное исследование по местонахождению творческого наследия художника.

[показать]

Ладо Гудиашвили Гадалка.

[показать]

Ладо Гудиашвили Без названия.

С помощью основанного ими Фонда «U-Art» (Ты и искусство) Манашеровы выяснили, что от парижского периода Гудиашвили осталось чуть более двадцати работ. Большую часть своего «парижского наследия» художник продал частным коллекционерам из Франции и США, небольшая часть картин попала в музей Тбилиси по возвращении в Грузию, что-то осталось в семье, и немного картин было раздарено друзьям. Манашеровы с конца 1990-х годов ищут работы Ладо по всему миру. Например, известно, что сам Гудиашвили увез в США и продал там десять работ, но коллекционерам удалось найти пока только две картины.

Если возникнет желание подробнее почитать о жизни и творчестве Ладо Гудиашвили, то можно поискать одну из монографий о художнике, написанную сотрудником Русского музея Лидией Златкевич, или постараться найти каталог к упомянутой выше выставке, поскольку в нем собрано много интересных, ранее неизвестных материалов. Да и команда, подготовившая этот каталог внушительна. Помимо Л.Златкевич над каталогом работали профессор университета Южной Калифорнии Джон Боулт, профессор Венецианского университета Луиджи Магаротто, парижская журналистка и историк искусства Жанин Варно, тбилисский художник Илико Зауташвили и исследовательница литературного авангарда из Питера Татьяна Никольская. Если кто-то встречал этот каталог или знает, где его можно достать – непременно сообщите!

И еще несколько, увы, не атрибутированных картин Ладо Гудиашвили.

[показать]

[показать]

[показать]

В материале использована информация из статей Софьи Никифоровой, Фаины Балаховской, Сергея Якуцени, сайта georgians.ru, Википедии, электронных справочников и энциклопедий.

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)



Серия сообщений "Грузия":

Часть 1 - ЖЗЛ (НИКО ПИРОСМАНИ. ЖИЛ-БЫЛ ХУДОЖНИК ОДИН...)
Часть 2 - ЖИВОПИСЬ О ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 154 - ВЕЛИКИЕ ЖИВОПИСЦЫ ГЛАЗАМИ ГИИ БУГАДЗЕ.)
Часть 3 - КОЛЛЕКЦИЯ АВТОПОРТРЕТОВ (ЧАСТЬ 82 - МИХАИЛ БИЛАНИШВИЛИ. КОРОТКАЯ ЯРКАЯ ЖИЗНЬ...)
Часть 4 - ЖЗЛ (ВЕРА ПАГАВА. ГРУЗИНСКАЯ КНЯЖНА В ПАРИЖЕ)
Часть 5 - ЖЗЛ (ЛАДО ГУДИАШВИЛИ. ВАХ, КАКОЙ ГЕНИЙ ГРУЗИНСКОГО АВАНГАРДА!)


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Жизнь и творчество Ладо Гудиашвили | NADYNROM - Да, я звезда, а что мне остаётся? | Лента друзей NADYNROM / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»