• Авторизация


История одной мистификации, 09-10-2008 00:07 к комментариям - к полной версии - понравилось!


или Рассказ о том, как Владимир Вавилов сочинил итальянскую канцону XVI века, вследствие чего «носительница высших духовных ценностей», то бишь вечно обманываемая советская интеллигенция, благоговейно вкушала плоды XX века, а Борис Гребенщиков опустил город с небес на землю

 
То ли в 1968-м, то ли в 1972 году фирма «Мелодия» выпустила удивительный винил – «Лютневая музыка XVI – XVII веков», мгновенно ставший бестселлером в интеллигентной среде всего Советского Союза.
 
Открывала сборник чарующая с первых нот запись «Канцона и танец» широко известного в узких кругах ценителей лютни композитора Франческо да Милано, как было указано в списке, отпечатанном на обороте конверта. Точнее, написано там было не «да», а «дИ». Случайная опечатка? Скорее всего. А может быть… Может быть, исполнитель-лютнист и фактически автор и вдохновитель пластинки, чье имя  гордо, но не совсем понятно красовалось на обложке, таким вот образом намекал на, мягко говоря, неточность?
Этой мелодии, ее первой части («канцоне»), была суждена бешеная популярность и удивительная судьба. Большинство знакомо с ней по песне Гребенщикова «Город золотой» или по фильму «Асса». Но мало кто знает истинного автора. А автор и есть тот самый обложечный «В. Вавилов». Кто же это такой? И зачем ему понадобилось мистифицировать слушателей?
Причина, понудившая Владимира Вавилова укрыться под «псевдонимом» итальянского средневекового композитора, банальна до идиотизма. Да просто в то недавнее время никто бы не позволил выпустить в свет произведения безвестного композитора-самоучки под лейблом Всесоюзной фирмы грамзаписи. Других же тогда у нас не существовало («музыка на костях» разве, но этот «лейбл», видимо, не устраивал автора). А тут – авторы-классики, Средневековье – солидно! Кроме того, подозреваю, что тогдашнее руководство славной фирмы «Мелодия» довольно потирало руки: «15 – 16 век? Значит, мало шансов, что авторы дожили до наших дней, и платить гонорар не придется! Экономия фондов – премии обеспечены…» Вавилову же (к великому сожалению, Владимир Федорович вскоре умер, не прожив и 50 лет) достаточно было того, что люди услышали его сочинения.
Так пластинка, а с ней и мелодия – предмет нашего внимания – пошли в народ. А вскоре один хороший человек превратил полюбившуюся мелодию и вовсе в полновесную «канцону» («песня» по-итальянски). Этот (тоже почти неизвестный) автор – Андрей Волохонский пел, правда, несколько иначе, чем впоследствии Борис Борисыч. Вот для полноты этой истории первоначальный текст:
Над небом голубым
Есть город золотой
С прозрачными воротами
И яркою стеной.
А в городе том сад –
Все травы да цветы,
Гуляют там животные
Невиданной красы.
Одно как рыжий огнегривый лев,
Другое – вол, исполненный очей,
Третье – золотой орел небесный,
Чей там светел взор незабываемый.
А в небе голубом
Горит одна звезда.
Она твоя, о Ангел мой,
Она всегда твоя.
Кто любит, тот любим.
Кто светел, тот и свят.
Пускай ведет звезда твоя
Дорогой в дивный сад.
Тебя там встретят огнегривый лев
И синий вол, исполненный очей,
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый.
О том, как Город оказался у Волохонского над, а у Гребенщикова под голубыми небесами и почему у несравненной Елены Камбуровой он вообще где-то «над твердью», заинтересованные читатели могут узнать по ссылке, которую я дам в конце.
 
...Начав писать этот пост, я, каюсь, увлекся. Всматривался снова и снова в лица Вавилова, Волохонского, «Лютниста» Караваджо, пытаясь представить, что они чувствовали при божественных звуках лютни. Захотелось послушать и вариант исполнения Песни, например, Камбуровой, и подлинные композиции Франческо да Милано (привожу здесь одну из найденных в Сети). Потянуло на воспоминания, всплыли в памяти бесчисленные детали лично моего знакомства с Мелодией и Песней, появились попутные размышлизмы… Нечеловеческим усилием воли придушил-таки (ох, и живуч был!) графоманский припадок.
А те, кого не страшит «много букав», могут прочитать подробное расследование авторства «канцоны», которое провел и блестяще изложил вот здесь http://www.israbard.net/israbard/pressview.php?press_id=1049809438 Гейзель Зеев, за что ему от меня низкий виртуальный поклон.

Прослушать запись Скачать файл

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (17):
raisanikolaevna 09-10-2008-00:13 удалить
Господи,мне нравился Гребенщиков только за эту песню....Почему я считала,что он Автор.Всё,с сегдняшнего дня Б Г - козёл./Так говорит мой супруг./ Спасибо. Значит Вавилов....
moleskine 09-10-2008-00:21 удалить
raisanikolaevna, ну, зачем же так-то про БГ? :)
raisanikolaevna 09-10-2008-00:26 удалить
Это не я,это муж. У меня нет слуха,а вот бог дал ему это чудо.И в отношении БГ всегда спорили... На моей стороне была только Эта песня...Вот так свергаются кумиры...
moleskine 09-10-2008-00:41 удалить
raisanikolaevna, ну вот... :( Я нечаянно!
09-10-2008-01:19 удалить
Чтож с того, что БГ пел не свою песню. Многие поют не свое. Важно, как. Его исполнение очень искренное. Возможно, Ваш муж называет так Гребенщикова за знаменитейшую песню-приговор-оружие "КОЗЛЫ"? Не хочется думать, что человек, олицетворяющий собою целое направление русского рока - Питерский рок, удостоен такого недостойного имени.
raisanikolaevna 09-10-2008-08:17 удалить
Аноним, Нет,не за песню. Он говорил,что "блеет"как козёл...а не в том понимании козла.Да,многие поют не своё,даже лучше первого исполнителя...Но я то думала,что ЭТО его песня.Вот почему разочаровалась,это единственная песня БГ которая легла Мне на душу.Возраст ли мой...непонимание ли... както не трогает,что Он "олицетворяет целое направление русского рока" ...Я только знаю Нравится или Не Нравится та или иная песня...НО УВАЖАЮ ВАШЕ И ДРУГИХ МНЕНИЕ.У нас утро. Доброго дня всем!.
ZnichKa 09-10-2008-10:34 удалить
Очень интересный и содержательный получился рассказ. Забираю в цитатник))) Спасибо! к БГ - никак не отношусь... он просто как памятный знак определенного времени... и пространства, Питера, конечно) вот, "Стаканы" его недавно в дневе вспоминала - очень наркологически грамотная песня, да тоже обработкой оказалась...
NADYNROM 09-10-2008-11:18 удалить
Спасибо большое за рассказ! Я несколько раз слышала упоминание о том, что песня называлась "Рай!" и что Город первоначально был над небом, а не под ним. Но подавалось это так, как будто сам Гребенщиков переработал свой же текст. А теперь вот вы рассказали много интересного. А песню очень люблю=)
moleskine 09-10-2008-17:16 удалить
ZnichKa, а меня весь вечер глодали муки совести: вот, человек ждет обещанного поста, а я тяну и тяну - все никак не могу оторваться от просматривания/прослушивания, новых поисков и нового просматривания/прослушивания... :)
moleskine 09-10-2008-17:20 удалить
NADYNROM, Мне недавно - всего лишь несколько лет назад назвали авторов "Города", что, конечно, не могло не заинтересовать. И - спасибо интернету!!! БГ люблю. Мало у кого могу сходу назвать десяток песен, которые смело отношу к любимым - "Город", разумеется, в их числе.
Шунра 09-10-2008-20:30 удалить
moleskine, БОЛЬШУЩЕЕ СПАСИБО!!!!Мне ,как музыканту и любителю той!:))Лютневой музыки(пластинка была заслушана "до дыр"-было важно знать правду!Я по телеку лет 8 назад сама видела и слышала как Хвост фальшиво пел эту песню и обвинял БГ-за неразглашение авторства-Хвоста!Ещё подумала-как же он ,автор,и фальшиво поёт?!Теперь мне всё ясно!:)))Как музыковед,я тоже всегда удивлялась гениальному "прозрению"в будущее Фр.да Милано:))но потом говорила себе:"А зелёные рукава?!":))Их вроде бы сам Король сочинил:))?Но это уже другой рассказ...Ещё раз, ТОДА РАБА!!! [700x525] на фото-знаменитый Иерусалимский камень,из которого построен весь Золотой Город!
Огромное спасибо! Одна из любимых пластинок(с1982)
moleskine 10-10-2008-06:50 удалить
Шунра moleskine, БОЛЬШУЩЕЕ СПАСИБО!!!!Мне ,как музыканту и любителю той!:))Лютневой музыки(пластинка была заслушана "до дыр"-было важно знать правду!Я по телеку лет 8 назад сама видела и слышала как Хвост фальшиво пел эту песню и обвинял БГ-за неразглашение авторства-Хвоста!Ещё подумала-как же он ,автор,и фальшиво поёт?!Теперь мне всё ясно!:)))Как музыковед,я тоже всегда удивлялась гениальному "прозрению"в будущее Фр.да Милано:))но потом говорила себе:"А зелёные рукава?!":))Их вроде бы сам Король сочинил:))?Но это уже другой рассказ...Ещё раз, ТОДА РАБА!!! на фото-знаменитый Иерусалимский камень,из которого построен весь Золотой Город!
Бвэкаша. ;) Но я всего лишь поделился информацией, Гейзель Зеев - вот уж кому, действительно, огромное спасибо! Признателен за фото - неожиданный и приятный подарок, спасибо!
Про текст и про Волохонского знал давно, а музыку считал (см. пояснение :). А БГ (он и вправду - сейчас всего лишь "памятный знак определенного времени... и пространства") не стоит топтать, он (выражаясь нынешним языком) сделал качественный продукт, приятный для широкой малоискушенной публики.
moleskine 14-10-2008-20:54 удалить
Березков_ЕвгенийА БГ (он и вправду - сейчас всего лишь "памятный знак определенного времени... и пространства") не стоит топтать, он (выражаясь нынешним языком) сделал качественный продукт, приятный для широкой малоискушенной публики.
Мне, откровенно говоря, совершенно не важно место, которое займет БГ в истории, главное - что с некоторыми его песнями у меня внутри резонирует какая-то струна...
ZnichKa 14-10-2008-20:58 удалить
Березков_Евгений, ну уж и не надо из него исключительно коммерсанта делать)))


Комментарии (17): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник История одной мистификации, | moleskine - «маленькая черная книжка» | Лента друзей moleskine / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»