Давненько я не обращался к теме Романовых в своем дневнике. А тут и повод появился – я побывал в городе, который возник стараниями Петра Алексеевича Романова (1672-1725) и носит его имя. Я веду речь о Петрозаводске – столице Республики Карелия. А в своем материале попытаюсь рассказать, каким образом император Петр I связан с Карелией. Сообщение мое собрано из имеющихся в Сети материалов и того, что услышал и узнал во время поездки, и проиллюстрировано живописными картинами и фотографиями, часть из которых сделал я и мой друг – актер и фотограф Георгий Николаев.
Итак, Петр I и Карелия.
[показать]
Август Толяндер (August Tolyander) (Швеция, 1835-1919) Петр I. 1874 г. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск
Часть I - Петровские заводы
Впервые царь посетил Карелию в 1702 году. Связано это было с Северной русско-шведской войной 1700-1725 годов, целью которой был выход России на балтийские берега. В 1702 году была проведена военная операция по захвату крепости Нотебург, располагавшейся в истоке реки Невы из Ладожского озера.
[показать]
Коцебу Александр Евстафьевич (1815-1889) Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 года.
В ходе этой операции Петр I с гвардией, канцелярией и свитой силами карельских крестьян транспортировал волоком и водными путями два боевых корабля от села Нюхча на берегу Белого моря до Повенца на берегу Онежского озера, а оттуда - через реку Свирь на Ладогу. Этот путь был назван «Осударевой дорогой.
[показать]
Суриков Василий Иванович (1848-1916) Пётр I перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро в 1702 году. 1872 г.
[показать]
Перевышко Анатолий Иванович (род. 1952) Государева дорога.
[показать]
Перевышко Анатолий Иванович (род. 1952) Государева дорога.
Эти события во многом определили дальнейшую историю Карелии. Тогда же государь лично оценил достоинства и возможности карельского края и принял решения об использовании его в дальнейших планах. Карелия была полна богатств – реки, озера, лес, золото и железо.
[показать]
Лагорио Лев Феликсович (1826-1905) На берегу пустынных волн. 1897 Государственный мемориальный музей А.В. Суворова, С.-Петербург
По приказу Петра I в том же 1702 году в устье реки Сясь, впадающей в Ладогу, была основана первая судостроительная верфь на Ладожском озере, а на реке Свирь была заложена главная верфь - Олонецкая Лодейнопольская. Эти верфи должны были обеспечивать кораблестроительную программу флота.
[показать]
Латынцев Владимир Николаевич (род. 1949) Пётр на Севере.
С июля 1703 года Петр I лично полтора месяца работал на Олонецкой верфи, где заложил несколько судов и присутствовал при спуске на воду первого фрегата Балтийского флота «Штандарт», который самолично привел в октябре в Санкт-Петербург.
Для обеспечения верфей железными припасами и корабельным вооружением на территории Карелии были основаны литейные заводы. 29 августа 1703 года на реке Лососинке был заложен главный из них – Олонецкий Петровский железоделательный и пушечный завод, давший начало городу Петрозаводску.
[показать]
Кроме этого, были заложены также Олонецкий, Повенецкий и Алексеевский пушечно-литейные и Кончезерский медеплавильный и железоделательный заводы. Общее руководство строительством верфей и заводов в Карелии по поручению царя осуществлял фаворит Петра I, губернатор Ингерманландии князь Александр Данилович Меншиков (6 (16) ноября 1673 - 12 (23) ноября 1729).
[показать]
Неизвестный художник Портрет А.Д.Меншикова. 1716-1720 гг.
В годы Северной войны Петровский пушечно-литейный завод выпускал ружья, пистолеты, солдатские шпаги, офицерские кортики, штыки, с 1711 года - скорострельные пушки с клиновым затвором, а также мирную продукцию – домашнюю утварь, котлы, лопаты, пилы, подковы, гвозди, сковороды, ступки, ножи, вилки, циркули, ножницы и подсвечники.
С 15 по 17 февраля 1719 года завод с кратковременным визитом посетил Пётр I. Второй визит российского царя состоялся с 3 по 25 марта 1720 года, и во время этого посещения завода император собственноручно точил в токарне. Следующее посещение завода Петром I состоялось в феврале 1722 года.
[показать]
Царь Петр куёт железо на Петровском заводе. Гравюра Василия Федоровича Тимма (Georg Wilhelm Timm, 1820-1895) 1858 г. Иллюстрация из "Русского иллюстрированного альманаха" 1858 года.
Из истории известно, что в середине 1710-х годов центр судостроения переместился в Санкт-Петербург, где было выстроено Адмиралтейство. Еще спустя десять лет центр добычи ископаемых переместился на Урал. Там стали открываться новые заводы, куда отправили основное оборудование и первоклассных мастеров с Петровского завода. По этой причине в 1725 году были закрыты верфи, а в 1734 году сам Петровский завод прекратил производство.
Спустя тридцать с лишним лет, 9 июля 1767 года, уже императрицей Екатериной II был издан указ о возобновлении литья пушек на Петровских заводах. В январе 1772 года обер-прокурор Сената Михаил Фёдорович Соймонов и бергмейстер Аникита Сергеевич Ярцов совершили поездку на завод, выбрали площадку для возобновления производства — на той же реке Лососинке, но выше первоначального расположения завода, а также начали перестройку медеплавильного завода. С осени 1772 года приписные к заводу крестьяне начали заготавливать лесоматериалы и камни для будущей строительной площадки пушечного завода. Во время строительства завод получил новое название — Новопетровский пушечный завод, но уже 12 июля 1774 года императрица Екатерина II присвоила заводу наименование - Александровский пушечно-литейный завод. Но это уже другая история…
[показать]
История Петровского, затем – Александровского, а в советскую эпоху – Онежского тракторного завода, заслуживает отдельного рассказа (который мне довелось услышать в уникальном Музее истории промышленности Петрозаводска от гостеприимной хозяйки музея Виктории Никитиной). Кстати, этот музей считается одним из старейших в городе – основан в 1838 году, как Горный музеум при Александровском пушечно-литейном заводе. Но у него тоже своя тяжелая судьба.
В 1871 году коллекция этого музея стала основой Олонецкого естественно-промышленного и историко-этнографического музея. В Петрозаводске же возрождение музея началось в 1967 году, когда сам завод уже был Онежским тракторным. В 1990-х годах музей снова был закрыт, и только благодаря юбилейной дате - 300-летнему юбилею города и завода, было решено восстановить экспозицию и музей из того, что осталось, в здании бывшей заводской поликлиники на заводской территории.
[показать]
[показать]
Экспонаты музея - пушка и макет воздуходувной домны
А от самого многовекового завода нынче остались одни руины, на месте которых методично строится новый жилой комплекс. Но, повторюсь, это уже другая история…
Я вернусь в петровские времена в следующем материале, чтобы поведать вам о первом российском курорте, который возник тоже благодаря Петру I.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...