• Авторизация


ЖЗЛ (ПАНЬ ЮЛЯН: ИМПРЕССИОНИЗМ ПО-КИТАЙСКИ. Часть III - Не все мечты сбываются...) 21-05-2016 19:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ОКОНЧАНИЕ. Начало здесь и здесь

Франция

Итак, в 1937 году Пань Юлян уехала во Францию, где приняла участие во Всемирной выставке «Экспо» в Париже и провела собственную выставку. Но, судя по всему, политическая ситуация в мире и война в Китае нарушили ее планы возвращения домой. Пань решила пока не возвращаться в Китай, и в результате жила и работала во Франции в течение следующих сорока лет.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Self-Portrait. 1945 г.

Я замечу, что во многих исследованиях и жизнеописаниях художников всегда подробно описываются какие-нибудь драматические события в их жизни. Так получается и с судьбой Пань Юлян. Она почти полвека прожила в Париже, пережила там Вторую мировую войну, а о жизни художницы этого периода во всех информационных источниках, включая и китайские сайты, сказано не так много. В основном, описывается молодость и спасение из борделя, а о зрелой жизни художницы - только констатация фактов и хронология событий. Поэтому я и использую иногда в материале цитаты из романа о Пань, хотя понимаю, что эти диалоги - художественный вымысел автора. ))




Итак, приехав во Францию и поселившись осенью на Рю-де-ла-Гранде Шампьер в Париже, художница с успехом продолжала творить и выставляться. Уже в новогодние дни 1938 года Пань приняла участие в акции Ассоциации французских женщин по сбору средств в помощь женщинам и детям, ставшим жертвами китайско-японской войны. Была проведена лотерея, где в качестве призов были китайские произведения искусства. Вместе с членами Ассоциации китайских художников во Франции (AACF), основанной в Париже в 1924 году, Юлян на новогоднем банкете приняла участие в сборе пожертвований в поддержку китайской армии.
Весной 1938 года художница приняла участие в выставке официального «Салона» - первой престижной выставке после возвращения Юлян в Европу.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Bathing Women. 1938 г.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Modèle Assis.

Затем было участие в 53-й Национальной художественной выставке и в юбилейной 50-й выставке «Салона Независимых» в 1939 году и снова в 51-й выставке «Независимых» в 1940 году, еще до оккупации Парижа.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Female Nude. 1940 г.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Lingjiao. 1940 г.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Studio. 1940 г.

Вторая мировая

Так уж сложилось, что жизнь художницы и у себя на родине, и здесь в Европе проходила на фоне или в преддверии всевозможных войн. Приезд во Францию случился за два года до начала Второй мировой войны. Жизнь в период фашистской оккупации Парижа, конечно, была трудной – не хватало материалов для работы, полностью отсутствовала выставочная деятельность, часто не хватало денег. Осенью 1940 года Пань переехала в один из дальних пригородов французской столицы, где и провела время до самого освобождения Парижа в августе 1944 года, продолжая там писать картины.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Self-Portrait. 1943 г.

Так, только 1941 годом датирован один из автопортретов художницы и несколько ее «Обнаженных», продолжала она писать обнаженную натуру все годы оккупации.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Woman by the Window. 1940 г.

[показать]

Pan (Zhang) Yuliang (Chinese, 1899-1977) Femme de dos au Vêtement Bleu (Женщина в голубой шали). 1942 г.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Nude with a Cat. 1943 г.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Nude. 1944 г.

В первой половине 1940-х годов художница написала также немало натюрмортов и несколько автопортретов.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Poupée (Кукла). 1942 г.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Nature morte avec des fleurs et des instruments de musique (Натюрморт с цветами и музыкальными инструментами). 1942 г.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Bouquet de chrysanthemes roses. 1944 г.

Художница даже написала картину, изобличающую фашистские преступления и назвала ее "Расправа". Точная дата ее возвращения в Париж тоже неизвестна.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Massacre.

Встретил удивительный факт, о котором указано и на сайте, посвященном творчеству Пань Юлян, и о котором упомянула в статье о художнице преподаватель Тамканского университета Н. Ю. Буровцева. Она пишет, что «в 1942 году Пань Юлян посетила Советский Союз, результатом поездки стали картины «Москва» и «Колхозница», а также очерк о художнице, который был помещен в журнале «Советская женщина»». Всюду, в подтверждение, помещают вот эту картину под названием "Русская женщина", хотя картина атрибутируется, как "Северный стиль".

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Style Nord. 1944 г.

В тексте, думаю, допущена опечатка даты, поскольку, во-первых, эта поездка навряд ли могла произойти в 1942 году, в самый разгар Великой Отечественной войны, а во-вторых, сам журнал «Советская женщина» был основан только в 1945 году. Скорее всего, приезд Пань Юлян в СССР, если он был на самом деле, мог произойти в 1952 или 1962 годах.

Путь к успеху

Через несколько месяцев после освобождения Парижа, в 1944 году была проведена выставка Салона, в которой Пань традиционно приняла участие, в 1946 году она тоже выставила в Салоне очередную свою «Обнаженную». После окончания Второй мировой войны Пань Юлян активно участвовала в коллективных выставках в Париже – официальном Салоне, Салоне Независимых, Осеннем Салоне и других.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) La jeune fille à la fenêtre 1944 г.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) La femme à la fenêtre. 1946 г.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Nude by Window. 1946 г.

Еще в 1945 году китайские художники эмигранты и экспатрианты, живущие во Франции, единогласно избирают художницу председателем Китайской ассоциации искусств.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Self-portrait. 1945 г. Chinese National Art Gallery, Beijing

Пань Юлян действительно опекала своих соотечественников. Например, когда в октябре 1948 года в Париж приехал китайский художник Чжао Уцзи (Zhào Wújí, 13 февраля 1921 - 9 апреля 2013), также считающийся представителем Парижской школы, принявший французское гражданство и ставший впоследствии известным художником-абстракционистом, Пань помогала ему организовать выставку и найти жилье на Монпарнасе.

[показать] [показать]

Чжао Уцзи

С 1953 по 1959 год картины и скульптурные работы Пань были представлены на международных выставках в Великобритании, США, Германии, Японии, Италии, Швейцарии, Бельгии, Люксембурге и Греции, часть из этих выставок была персональными экспозициями и проходила всегда с успехом. В ноябре 1946 года художница приняла участие в Международной выставке современного искусства, которую организовала ЮНЕСКО в Токио. 16 октября 1948 года в Посольстве Китайской Республики состоялась выставка четырех китайских художников, живших во Франции. Среди этих четырех имен, конечно же, было имя Пань Юлян.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Self-Portrait. 1949 г.

В 1950 году Юлян провела четыре «персоналки» в Швейцарии, Италии, Греции и Бельгии, выставочный тур длился более девяти месяцев. Весной 1953 года состоялось еще одно значимое событие в творческой биографии Пань Юлян - с 23 мая по 10 июня ее персональная выставка прошла в знаменитом Музее д’Орсэ. Выставка была организована при содействии организации «Les Éditions Euros», которую возглавлял соотечественник художницы Чжоу Лин. Еще одна «персоналка» Пань в Музее д’Орсэ была проведена в мае 1957 года.

[показать] [показать]

Афиши персональных выставок Пань Юлян в парижском Музее д'Орсэ (1953, 1957).

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Seated Man. 1957 г.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Fan Dance. 1955 г.

В 1954 году во Франции режиссер Жан-Клод Бернар снял документальный фильм «Монпарнас» о жизни художников проживающих в этом знаменитом районе Парижа, среди «героев» фильма были только два восточных художника – японец Леонард Фуджита (Léonard Foujita, 27 ноября 1886 - 29 января 1968) и китаянка Пань Юлян.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Self-Portrait. 1949 г.

О родине и муже...

Замечу, что эти громкие успехи проходили на фоне не очень хорошего самочувствия художницы, по весне она страдала от постоянного кровотечения из носа. В результате Юлян пришлось сделать несколько операций, которые были проведены в 1950, 1951 и 1952 годах.
Здесь пришло время написать, что все эти годы Юлян поддерживала связь со своим супругом Пань Цзаньхуа. Конечно, переписка из-за войн была не регулярной, но во второй половине 1940-х стала практически постоянной, что говорит о близости их отношений, несмотря на то, что супруги не жили вместе долгие годы.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Self-Portrait.

Один из китайских историков – исследователей женского вопроса в истории Китая писал, что вся жизнь Пань Юлян была наполнена благодарностью мужу за то, что он сделал для нее в юности, изменив кардинально ее судьбу. «В прежние времена, было только два пути для женщины отплатить мужчине за его помощь. – писал историк. - Один из них - выйти за него замуж, другой - пожертвовать своей жизнью ради него. Пань прошла оба этих пути. Она вышла за него замуж, изменила свою собственную фамилию, взяв фамилию мужа, и более того, почти все годы, проведенные во Франции, она не связывала свою жизнь ни с одним мужчиной. Самыми дорогими для нее до самой смерти оставались две личные вещи – подарки от мужа: ожерелье с их фотографией в подвеске и карманные часы, которые Цзаньхуа подарил ей в качестве сувенира перед ее второй поездкой во Францию».
Сохранилось письмо от 10 мая 1951 года, в котором Цзаньхуа выражает глубокую озабоченность состоянием здоровья Юлян и предлагает ей вернуться на родину. Впрочем, стоить заметить, что 60-летняя художница сама подумывала об этом.

В 1956 году она подавала запрос о возвращении на родину. Но, поскольку в то время между Китаем и Францией не было дипломатических отношений, в ответе на запрос было указано, что препятствий для выезда на родину нет. Но поскольку художница все эти годы получала субсидии от французского правительства, ее творческие работы рассматриваются, как собственность Франции, а это означает, что вывезти их за границу она не может.
Муж в письме подтвердил, что только после того, как КНР восстановит дипломатические отношения с Францией, можно будет оформить документы на экспорт ее работ, и просил жену набраться терпения, понимая, что без картин Юлян на родину не вернется.
Летом 1959 года она отправила мужу письмо с фотографией, на обороте которой написала: «Дорогой, мое сердце всегда будет с вами». Только год спустя, Юлян случайно узнала в представительстве Китая во Франции, что Пань Цзаньхуа скончался в Аньхое еще в августе 1959 года в возрасте 73 лет. Это известие очень подкосило женщину и усилило ее проблемы со здоровьем.

[показать]

Фотография Пань, отправленная мужу летом 1959 года.

Признание

В 1959 году художница была награждена Серебряной медалью искусств бельгийского Королевского колледжа искусств в Брюсселе и Золотой медалью Парижского национального университета. Вторую награду «за высокие достижения в области искусства» в сентябре 1959 года Пань вручил лично мэр Парижа. Кроме этого, художница была награждена премией Французской ассоциации художников.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Accords de minuit (Полуночные аккорды). 1950 г.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Hypermétropie (Предвидение). 1954 г.

В том же 1959 году Пань получила приз от Китайской торговой палаты в Сан-Франциско. Посетить США она смогла четыре года спустя. В январе 1963 года художница прибыла в Сан-Франциско, чтобы представить выставку своих работ, за которые она получила награду в 1959 году. В апреле 1963 года выставка Пань Юлян, организованная Китайским институтом Америки, состоялась и в Китайском Доме в Нью-Йорке. Предисловие к каталогу выставки было написано директором парижского Музея Чернуски Вадимом Елисеевым. Напомню, что Музей Чернуски был основан в 1898 году финансистом Анри Чернуски и является одним из старых музеев Парижа и одним из крупных музеев восточных искусств Франции. Еще одна выставка китайской художницы в США состоялась в 1967 году в Музее изобразительных искусств городе Расин, в штате Висконсин.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) La Dance. 1966 г.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Danse Double Fan.

При всём этом почёте и выставочной активности, финансовые успехи художницы были скромны. Всё дело в том, что, сотрудничая активно с галереями и организаторами выставок, художница никогда не имела своего арт-дилера, который бы занимался продажей ее работ. Во-первых, на протяжении многих лет, она сама занималась сбытом своих картин (и не всегда успешно!), часто отказываясь от предложений о сотрудничестве от агентов, желая, видимо, быть независимым от рынка художником. А во-вторых, художница не очень-то стремилась продавать свои работы, надеясь, что она когда-нибудь вернется на родину и привезет туда всё свое творческое наследие. Видимо, по этой же причине Пань Юлян отказывалась от предложения принять французское гражданство.

Крах надежд

В 1964 году Китай и Франция наконец установили официальные дипломатические отношения. Пань была приглашена в китайское посольство во Франции на прием, посвященный празднованию Национального дня КНР. Перед художницей засветила перспектива возвращения на родину. С таким предложением к ней не раз обращался первый посол Китая во Франции Хуан Чжэнь, ставший потом министром культуры КНР. Интересная деталь - Хуан в юности окончил тоже Шанхайское художественное училище.
Художница уже собиралась упаковывать свои произведения для отправки в Китай, хотя ей уже исполнилось 70 лет. Она уже получила уведомление от посла, в котором сообщалось: «Отечество понимает Ваши чувства, и мы искренне приветствуем Ваше стремление вернуться назад, премьер-министр Республики Янь Цзягань рассмотрел вопрос Вашего возвращения и поручил нам решить все организационные вопросы».

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Self-Portrait.

Но именно в этот момент в Китае началась знаменитая «Великая культурная революция» (1966-1976), руководимая лично Мао Цзэдуном. Под предлогами противодействия возможной «реставрации капитализма» и «борьбы с внутренним и внешним ревизионизмом» в КНР начали проводиться репрессии не только против партийной оппозиции, но и гонения на интеллигенцию, эти репрессии, как считают историки, нанесли большой урон культуре и образованию. Так Пань с ужасом узнала, что ее любимый учитель Лю Хайсу и многие художники, которых она знала и с которыми работала в институтах Шанхая и Нанкина, объявлены «врагами народа». Художница никак не могла понять, что подразумевается под «коммунистической чисткой художников и интеллигенции». Она знала, что все эти люди – хорошие специалисты, преданные стране. Пань даже написала длинное письмо в их защиту, отправила по почте и стала ждать ответ.

[показать]

Пань Юлян в своей студии. 29 сентября 1968 г.

Вопрос возвращения в Китай снова повис в воздухе. Она уже написала сыну Пань Цзаньхуа - Пань Моу, которого все эти годы считала и своим сыном, что практически прошла через все формальности и готова приехать навестить родственников, но эта ее мечта так и осталась неосуществленной. К тому же, от отъезда ее отговаривали немногочисленные друзья и врачи, которые вообще запретили 70-летней художнице совершать длительную поездку, а тем более, перелёт. Мало того, проблемы с носом не проходили, и в 1966 году Пань была сделана пятая операция.

1970-е годы в жизни художницы наполнены постоянным ухудшением здоровья и материальными трудностями. К концу жизни, как пишут историки, она «едва сводила концы с концами», рассчитывая только на социальные пособия. В одном из писем своей семье, она выразила радость по поводу того, что французское правительство выделило ей хорошую пенсионную субсидию.

[показать]

Пань Юлян. 1960-е г.

Пань уже не могла активно заниматься живописью и участвовать в общественных мероприятиях, хотя продолжала тесно общаться со своими соотечественниками, посещала художественные выставки и вела активную переписку с друзьями. Например, Пань регулярно переписывалась со своей однокурсницей по Лионскому институту Су Суелинь. В 1968 году в письме к ней художница жаловалась на проблемы с повышенным артериальным давлением и просила прислать по возможности фитотерапевтические лекарства из Тайваня.
Однако, не желая сочувствия к своему непростому материальному положению, Пань отказывалась открыто признавать свои финансовые трудности. Когда та же Су Суелинь в 1970 году послала ей 100 долларов США, Пань вернула деньги, уверяя Су, что французское правительство ее прекрасно обеспечивает.
Остаток жизни художница провела в своей квартире-студии, которая находилась на верхнем этаже небольшого дома в 14-м округе Парижа, окруженная молчаливой заботой бывшего однокурсника и почитателя.

Преданный друг

Об этом человеке известно не много. Звали его Ван Шоуи (Wang Shouyi). В юности он учился во Франции Где именно – неизвестно), там и познакомился с Пань Юлян. Художница в 1947 году даже создала скульптурный бюст Вана.

[показать]

Пань работает над бюстом Вань Шоуи. 1947 г.

Вероятно в тот период, мужчина предложил Пань свои ухаживания. В романе, посвященном жизни художницы, это объяснение описало так: На признание Вана художница ответила со вздохом: «Ты же знаешь, я не имею на это право, я старше тебя на двенадцать лет и мои чувства остались на родине».
В ответ влюбленный мужчина закричал: «Нет! Вы лжете мне, лжете самой себе, я знаю, что приехав в Париж во второй раз, вы решили не возвращаться, потому что у вас несчастная любовь, это Ваша боль и ее не удается скрывать даже такому сильному человеку, как Вы!»
Пытаясь сдержать слезы и печально улыбнувшись, Юлян ответила: «Мой друг, я не побоюсь сказать, да, у меня есть боль, но есть и радость – я искренне люблю, и хотя он и я разделены странами, и я живу на чужбине, я думаю, что в один прекрасный день я обязательно вернусь к нему».
И, тем не менее, добрый и влюбленный Ван продолжал бескорыстно заботиться о художнице. Он учился вместе с Юлян "на художника", но, видимо, карьера не задалась. Со временем Ван открыл в Париже на улице Сен-Мишель ресторан под названием «Восточный отель». Часто утром он посещал Юлян, чтобы сопровождать ее на прогулке в парке, а в полдень приводил накормить в свой ресторан. Он помог художнице сделать ремонт в студии, когда прорвали трубы, и затопило квартиру, часто снабжал ее материалами для живописи, до конца ее дней бережно опекал и дарил тепло пожилой женщине, оставаясь ей другом и опорой все эти годы.
В некоторых источниках указано, что после того, как Юлян узнала о смерти мужа, «она соединила свою судьбу с художником Ван Шоуи». Но это не совсем верно, поскольку второй раз Пань замуж не выходила. Они были просто очень дружны и духовно близки с Шоуи многие годы, он, как самый близкий друг, являлся душеприказчиком художницы, да и после своей смерти в 1981 году Ван Шоуи был похоронен в одной могиле с Пань Юлян.

Последние годы

В июле 1973 года художница была госпитализирована, но в письме родственникам в Китай она пишет, что ее здоровье лучше, чем годом ранее, поэтому они не должны беспокоиться. Спустя несколько лет Пань перестанет «хорохориться». В сентябре 1976 года она напишет Пань Моу: «Я слишком слаба, и не смогу прилететь на самолете. Даже не знаю, когда я буду в состоянии приехать и насладиться радостью встречи с домом».
В декабре 1976 года художнице сообщили, что запланированная выставка с ее участием в парижском Музее Чернуски откроется 25 марта следующего года. С 26 марта по 30 апреля 1977 года в Музее Чернуски действительно прошла выставка «Четыре современных китайских художника», на которой было представлено более 80 картин художницы.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Girl Playing Cards 1957 г.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Nude with Tulips 1966 г.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) African Nude 1972 г.

Накануне открытия выставки с Пань Юлян беседовал журналист тайваньской газеты. В интервью Пань вспоминала, как с почетом возвращалась когда-то в Китай из Италии, рассказывала о первой персональной выставке в Шанхае, о своем желании провести еще одну такую выставку на родине, и сожалела, что сейчас это невозможно из-за ее ухудшившегося здоровья. Считается, что это было последним интервью художницы.
После окончания выставки Юлян вновь оказалась в больнице, где она провела почти два месяца в связи с болезнью желудка. В середине июля к Юлян в больницу в очередной раз приехал навестить Ван Шоуи, он привез хорошие новости о том, что в Китае завершились волнения по поводу «культурной революции», что ее старый учитель реабилитирован и преподает в Нанкинском университете искусств.

[показать]

Лю Хайсу 1970-е гг.

Пань со слезами на глазах вытащила из нагрудного кармана часы – подарок мужа, сняла с шеи кулон, в котором была ее совместная с Пань Цзаньхуа фотография, протянула это Вану и сказала: «Я прошу, передай эти две вещи на родину моим внукам (детям Пань Моу – прим. моё)… И еще мой автопортрет. Пусть я хоть так вернусь на родину!» Через несколько дней художницы не стало…
Пань Юлян скончалась в Париже 22 июля 1977 года в возрасте 82 лет и была похоронена на кладбище Монпарнас. Перед смертью она назначила Вань Шоуи своим душеприказчиком и попросила его передать всё творческое наследие на родину.

[показать]

Могила Пань Юлян и Вань Шоуи

Послесловие

Вань Шоуи выполнил последнее желание художницы. В 1985 году, при помощи китайского посольства во Франции, более 4000 картин, рисунков и скульптур Пань Юлян были перевезены в Китай. Они находятся в Национальном художественном музее в Пекине и Художественном музее столицы провинции Аньхой в городе Хэфэй. Часть работ, собранная Ван Шоуи, находилась уже в плачевном состоянии – картины были покрыты плесенью, рисунки на бумаге стали разлагаться. Китайские специалисты приложили немало усилий для реставрации и восстановления работ.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Fille avec des fleurs.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Femme portant un chapeau.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Deux femmes. 1963 г.

Во Франции тоже осталось немало картин художницы. На сегодняшний день, помимо музея провинции Аньхой, самой большой коллекцией произведений Пань обладает парижский Музей Чернуски (Музей восточного искусства). С музеем Пань связывали близкие отношения еще при жизни. В 1954 году она создала и подарила музею бронзовый бюст бывшего директора музея Рене Груссе (René Grousset, 1885-1952). В 1958 году, через посольство Китайской Республики передала музею картины «Сидящая женщина в красной мантии» и «Обнаженная». Около двадцати работ художницы находятся сейчас в коллекциях Национального музея современного искусства в Париже, французского Национального института образования и Парижского муниципалитета. Есть коллекция работ Пань Юлян и в художественно-историческом Музее императорского дворца на Тайване, в городе Тайбэй, а также во многих частных коллекциях.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Fan Femme vêtue d'une exécution de fleurs.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Fille avec une serviette colorée 1960 г.

В начале XXI века большие ретроспективные выставки художницы прошли в Музее императорского дворца на Тайване (2006), в Национальном художественном музее Пекина (2007), Городском музее Сучжоу в провинции Цзянсу (2008) и парижском Музее восточных искусств (2011).

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Lady wearing Red Boots.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) La femme à la toilette 1961 г.

Жизни художницы посвящены романы и кинофильмы. В 1984 году вышел роман Ши Нань «Душа живописца» (в буквальном переводе «Рисую душу»), в 2008 году американка Дженнифер Коуди-Эпштейн первый свой роман «Художник из Шанхая» посвятила жизни Пань Юлян (роман был переведен на четырнадцать языков). В 2010 году вышла книга Мари-Лауры де Шазер «Пан Юйлян, Мане из Шанхая» о том, как художница стала такой же известной в Китае, как Мане во Франции.
Драматическая судьба художницы легла также в основу одноименного с романом фильма «Душа живописца» (A Soul haunted by Painting), который вышел на экраны в 1995 году со звездой фильма «Красный гаолян» Гун Ли в роли Юлян. Посвящены художнице также два телесериала «Пань Юлян» (1990), где роль художницы исполнила Ху Цзюнь, и «Картина души» (Painting Soul, 2003) с Мишель Райс в главной роли.

На протяжении всей своей жизни Пань Юлян своим искусством пыталась навести мосты между европейской и китайской живописью, стремилась к слиянию западной и восточной культур. Художницу, чьи работы в 1930-е годы называли «развратными», сейчас китайцы награждают эпитетом «легендарная» и считают «пионером среди восточных женщин-живописцев, работавших в традициях западной живописи». Пань действительно умело и ярко совмещала стиль постимпрессионизма и традиционную технику китайских акварелей – Гохуа.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Femme 1963 г.

[показать]

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Sous l'ombre de la jeune fille.

В одной из статей о художнице я прочёл вот такую мысль: «Говорят, чем больше художник страдал во время жизни, тем выше оценка его работ и его значение в истории искусства. Человеческие боль и страдания обязательно учитываются в оценке творческой личности художника. Такая теория применима к Ван Гогу, так можно сказать и о Пань Юлян».
Не знаю, стоит ли наполнять жизнь человека мучениями и страданиями, чтобы после смерти назвать его великим и талантливым…

Источники – Википедия, электронные энциклопедии, сайты 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10.

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (9):
вереница 21-05-2016-20:20 удалить
Очень интересная, наполненная массой драматических подробностей, история жизни и творчества талантливой китайской девочки с удивительной судьбой. Последние её работы явно выполнены с большим мастерством.
Я тоже считаю несправедливостью прожить жизнь, полную мучений, моральных и физических, чтобы после смерти заслужить "титул" великого и талантливого. Но, чтобы получить его при жизни, надо родиться под счастливой звездой, а это удел немногих счастливчиков, как мы знаем. Тем не менее, судьбу Пань Юлян как художника, несчастной ,всё-таки, назвать нельзя. Так мне кажется. Спасибо большое, Анатолий, за трёхсерийную, интригующую историю жизни талантливой и сильной художницы. Ну и "старатель" Вы! Успехов!
Ответ на комментарий вереница # Майя, спасибо за добрые слова, за комментарий и Ваше мнение! Завтра я еще, чтобы закрыть тему Пань Юлян, помещу информацию о фильме, посвященном ее жизни в своей рубрике "Фильмы о художниках". Вам тоже удачи и хороших выходных!!!
j-way 22-05-2016-00:37 удалить
Интересная художница, одетые персонажи понравились больше ,
чем обнаженные. Как меняются каноны красоты, привыкли мы девочек худеньких ню видеть, такие возрасные дам уже как-то и не привлекают глаз, а впрочем это наверное мужчинам надо судить о женских фигурах...
Ответ на комментарий j-way # j-way, согласен, что каноны красоты менялись. Во времена Рембрандта и Рубенса любили пышнотелых, а Модильяни писал худышек. Но нужно помнить, что Пань Юлян - художница ХХ века, и ей, наверное, как маленькой миниатюрной женщине хотелось изображать не себе подобных... ))
Очень интересная живопись. Спасибо Вам.
vita958 22-05-2016-10:33 удалить
Спасибо Вам за прекрасный рассказ .Замечательная художница .Очень понравились ее работы.
Валентина-л, vita958, рад, что материал понравился.
Замечательный материал, Анатолий! Поздравляю!
Ответ на комментарий ВВВладимиров # Владимир, спасибо за оценку! Из-за огромного объема материала и кропотливой работы по его систематизации и написания текста совсем выпустил из виду слова благодарности в Ваш адрес, как вдохновителя этой темы. Но лучше поздно, чем ... Поэтому шлю Вам слова благодарности за то, что познакомили с именем Пань Юлян, за помощь и поддержку!!!


Комментарии (9): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЖЗЛ (ПАНЬ ЮЛЯН: ИМПРЕССИОНИЗМ ПО-КИТАЙСКИ. Часть III - Не все мечты сбываются...) | Парашутов - Дневник Парашутов | Лента друзей Парашутов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»