Безусловно, говоря о танце и хореографии, невозможно не вспомнить о народных танцах. На всей планете их такое множество! Как и стран, и национальностей, и народностей. Они в чем-то похожи, и в чем-то абсолютно различны. Они массовые и парные, они веселые и лирические. Главное, народ их танцевал всегда с душой, показывая удаль, соревнуясь, заигрывая...
Замечательно, что во многих странах есть профессиональные танцевальные коллективы, которые бережно хранят и популяризируют эту огромную сокровищницу народного творчества. Как не вспомнить здесь огромное количество виртуозных, ярких, государственных и академических коллективов - ансамблей народного танца: московский им. Игоря Моисеева и красноярский им. М. Годенко, ансамблИ "Березка" и "Гжель", ансамбль им. Павла Вирского в Украине, ансамбль Северной Осетии "Алан" и ансамбль танца Грузии им. Сухишвили-Рамишвили, коллективы "Дайле" из Латвии и Lietuva из Литвы, легендарные молдавский ансамбль "Жок" и узбекский "Бахор", ансамбль "Салтанат" из Казахстана, "Кабардинка" из Кабардино-Балкарии и много-много других. А сколько профессиональных и самодеятельных ансамблей танца существует на всей планете?! Тысячи!!! И все они дарят зрителям свое зажигательное искусство, ездят на гастроли, встречаются на фестивалях, участвуют в праздниках.
Что еще можно сказать о народном танце? Много чего, потому что люблю этот вид хореографии. Но лучше перейти к простому и незамысловатому стихотворению Надежды Веденяпиной, написанному от души, и посмотреть, наконец, те картины, посвященные танцам народов мира, которые я собрал для вас в честь Дня танца! ))
Народный танец
Народный танец не стареет!
Азартом пылким окрылен,
Он опьяняет, страстью греет
Нас с незапамятных времён!
Разнообразны ритм, движенья,
Там - вихрь, здесь - кружат неспеша.
Но в каждом есть, как откровенье,
Народа чувства и душа!
Народный танец всех волнует,
Любому сердце он зажжёт!
Ведь испокон веков танцует
Его Величество Народ!
© Надежда Веденяпина, 2015 г.
[показать]
Carl Bantzer (German, 1857-1941) Schwälmer Tanz (Швальмский танец). 1898 г. Museum für Kunst und Kulturgeschichte der Philipps-Universität Marburg
Швальм (Schwalm) - культурный регион на севере Гессена в Германии, названный в честь реки, которая протекает по земле Северный Рейн-Вестфалия и по территории Нидерландов.
[показать]
Carlo Bossoli (Italian, 1815-1884) Danza Tatar, da una serie di "Paesaggi e monumenti di Crimea" (Татарский танец из серии "Пейзажи и достопримечательности Крыма"). 1856
[показать]
Bengt Nordenberg (Swedish, 1822-1902) Allmogeinteriör (Сельский интерьер).
[показать]
Anton Romako (Austrian, 1832-1889) Tarantella.
Тарантелла - итальянский народный танец в сопровождении гитары, тамбурина и кастаньет который мог продолжаться несколько часов. Многократное повторение мотива оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих.
[показать]
Ludovico Marchetti (Italian, 1853-1909) Peasant Dance.
[показать]
Manuel Antonio Caro (Chilean, 1835-1903) La Zamacueca. 1873 г.
Замакуэка - национальный танец Чили, также популярный и традиционный танец в разных странах, расположенных в регионе Анд. Танцуется в парах, фигуры танцующих символизируют различные этапы взаимоотношений.
[показать]
Otto Piltz (German, 1846-1910) Vor dem Tanz, Spreewald (Перед танцем, Шпреевальд). 1890 г.
Шпреевальд (Spreewald - с немецкого «Лес на Шпрее») — местность в Германии в федеральной земле Бранденбург.
[показать]
Juan Garcia Ramos (Spanish, 1856-1915) Una danza para el Sacerdote (Танец для священника). Museo Carmen Thyssen
[показать]
Ignác Ujváry (Hungarian, 1860-1927) The Rite of Spring (Весенний обряд). 1902 г.
[показать]
Károly Kotász (Hungarian, 1872-1941) Tanec. 1925 г.
[показать]
Ştefan Popescu (Romanian, 1872-1948) Zi de sărbătoare (Праздничный день).
[показать]
Camil Ressu (Romanian, 1880-1962) Horă.
Хора (от греческого χορός - танец) - народный танец-хоровод у болгар, македонцев, гагаузов, сербов, хорватов, молдаван, румын, греков, грузин, турок, армян и евреев. В Румынии для исполнения хоры танцоры собираются в круг и обнимают друг друга за плечи. Люди движутся вокруг центра (обычно по часовой стрелке), а каждый танцор исполняет серию из трех шагов вперед и одного шага назад. Хора является очень популярным танцем на свадебных торжествах и других празднествах. Обычно танец исполняется девушками, причем движения танца плавные и спокойные. На свадьбах к хоре присоединяются и мужчины. Встречаются также быстрые варианты хор, они близки к танцу сырба.
[показать]
Fernand Allard-L'Olivier (Belgian, 1883-1933) Danseurs Katanga (Танцоры из Катанги).
Катанга - провинция Демократической Республики Конго, расположена на юго-востоке страны.
[показать]
Jan Antonín Hála (Czech, 1890-1959) Tanec vo Važci (Танец в Важеце).1931 г.
Важец (словакский - Važec) - село в Словакии, в районе Липтовски Микулаш. В селе есть евангелическая церковь, местный музей и мемориальный дом художника Яна Антонина Галы.
[показать]
Григорьев Николай Михайлович (1890-1943) Хоровод. 1917 г.
[показать]
Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Danse deux filles (Танец двух девушек).
[показать]
Tully Filmus (American, 1903-1998) The Dance (Tradition Chassidic Dance) (Традиционный танец хасидов).
Интересная деталь хасидских обычаев. Хасидская музыка называется Нигун (то есть,мелодия, напев), часто исполняется без слов с помощью набора одинаковых слогов (бим-бам, тум-ба-ла, ай-ай, и пр.). Существуют отдельные нигуны для песенных застолий (тиш нигун) и для танцев (нигун рикуд). Самой известной хасидской песней является Хава нагила (Давайте веселиться!).
[показать]
Džemma Lija Skulme (Latvian, born 1925) Peoples festival (Народный праздник). 1955 г.
О латышских танцах.
Сведения об истории латышского народного танца очень небогаты. Летописцы и историки XVII—XVIII веков, в основном, немецкие пасторы и путешественники, упоминали о них, но не давали описания танцев, пренебрежительно относясь к развлечениям крестьян, усматривая в обрядах и танцах остатки язычества. Многие латышские танцы получили название по местности, где они зародились: «Алсунгиетис» в Алсунгском районе, «Литениетис» в районе Литене, «Руцавиетис» в области Руцава. Последний танец очень популярен по всей Латвии. В латышском танце немало движений, навеянных процессом сева, уборки урожая, дерганья льна, работы на мельнице. Некоторые фигуры танцев соответствуют популярным латышским народным орнаментам: солнышко, звездочка, елочка, крестик. Латышские народные танцы делятся на парные и групповые, по характеру исполнения они обычно спокойные, без резких движений, контрастных переходов и смены ритма. Среди популярных танцев можно назвать еще танцы «Цимду парис» (пара рукавиц), «Судмалиняс» (мельница), «Гатвес-дэя» (аллея), «Анджиньш» (Андрюшенька) и «Ачкупс».
[показать]
Džemma Lija Skulme (Latvian, born 1925) Jaunība (Молодость). 1958 г
[показать]
Арцрунян Эдуард Симонович (Армения, 1929-2010) Армянский танец. 2002 г.
Об армянских танцах
Армянские народные танцы представляют разнообразие культуры страны, они показывают красоту движений и воплощение, как созидательного труда, так и боевого духа армян. Среди самых популярных танцев: «Кочари» (гоч ари – храбрец), который в старину танцевался перед началом битвы, помогая воинам разогреться и настроиться на сражение. Или «Берд» (в переводе – крепость), поскольку во время исполнения этого танца, танцоры строят живую крепость, залезая друг другу на плечи. А еще «Шалахо» - популярный по всему Кавказу, поскольку может исполняться одним и более танцором (мужчиной или женщиной) в свободной кавказской манере. Особо популярна версия, когда двое мужчин танцуют, борясь за внимание женщины.
Среди других популярных танцев – мужская пляска с саблями «Трахаг», женский сольный танец (в прошлом - обрядовый танец невесты) «Узундара» и массовый «Халай», где исполнители образуют круг или линию, держась за мизинец, за плечо друг друга или рука об руку, и могут танцевать на протяжении нескольких часов. Первый и последний танцоры держат в руках кусок ткани или платок, который называется «мендиль».
[показать]
Павлов Эдуард Евгеньевич (Украина, род. 1937) Танец. 1986 г.
Об украинских танцах
Народные танцы Украины и задумчиво лиричные, и неудержимо веселые, и отображающие героизм и ловкость, и показывающие мягкий юмор. Национальным украинским танцем считается «Гопак». Название произошло от украинского слова «гоп» - восклицания, произносимого во время танца, отсюда же произошли глагол «гопаты» - топать. Возникновение гопака связывают с казаками Запорожской Сечи в XVI—XVIII веках, поэтому изначально его танцевали мужчины.
Популярен также «Казачок», который по общему настрою похож на «Гопак», но носит более лирический, а не боевой характер и содержит меньше акробатических трюков. К числу характерных движений «Казачка» относятся шажки гуськом (вприсядку), поочередное выбрасывание ног вперед из положения сидя с опорой на руки сзади, всевозможные вращения, кружения в хороводах, парные движения с подскоками по кругу. Для танца также характерны поочередные сольные выступления-переплясы. Многочисленны также народные карпатские танцы Коломыйки (укр. коломийка), возникшие в городе Коломыя Ивано-Франковской области, и женские обрядовые хороводы, принятые называть «Веснянками». В этих лирических танцах девушки плетут венки, гадают, а рисунок танца напоминает хитроумные переплетения венка.
С Днем танца, дорогие мои друзья - танцоры и хореографы!