• Авторизация


Король Луны , часть 1 11-02-2009 11:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Материал взят на сайте - www.vrata11.ru/index.htm - Школа звездных врат

Король Луны

Ваш взлет над лебедиными озерами
Причастью красоте наполнит чашу вновь,
Мешая с музыкою Вагнера любовь.

Из посвящения Поля Верлена
Людвигу II Баварскому

Содержание:
Бавария
Людвиг II Баварский
Застывшая музыка – лебединая песня Короля
Тайны Лебединого замка

Бавария

       В состав германской империи Бавария — самая большая федеральная земля страны — вошла только в конце XIX века. Диалект, на котором здесь говорят, мало понятен жителям других земель. От основной массы немцев баварцы отличаются еще и тем, что они католики, а не протестанты
[200x248]       Столица Баварии – Мюнхен. Как только не называют этот город: метрополия с ласковым сердцем, столица пива и барокко, тайная столица Германии. Когда-то на месте Мюнхена стоял монастырь - само слово «Мюнхен» значит «у монахов». Потом здесь выросла крепость, потом — город. С середины XIII века Мюнхен — столица Баварии. Все другие германские земли распадались, объединялись, меняли властителей, а Баварией с завидным постоянством, больше семи веков, правила династия Виттельсбахов.
       Мюнхенцы гордятся тем, как хорошо сохранился их старый город, в то время как остальные немцы говорят, что просто Мюнхен лучше всех реставрирован после войны. Большинство немецких городов возводили современные здания на месте разрушенных, а Мюнхен бережно восстанавливал свой прежний облик. Мюнхен — третий по величине город Германии, но выглядит он вполне патриархально. Нарушать исторически сложившийся ансамбль власти не разрешают, поэтому современные архитектурные чудеса вынесены на окраины.
[248x210]        Здесь проходит самый известный, самый демократичный и, пожалуй, самый сумасшедший праздник Баварии — Октоберфест. А вырос он из свадьбы, когда принц Людвиг, в будущем король Баварии Людвиг I, женился на принцессе Терезе. И по этому поводу решил устроить народные гуляния. Жителям так это понравилось, что было решено устраивать такие гуляния каждый год. Октоберфест — пивной фестиваль - национальный праздник, который баварцы отмечают с большим размахом. Начинается все с шествия. Возглавляет его сидящая верхом на лошади девушка. В память о монахах, основателях города, облачена она в монашескую рясу. По главным улицам проходят горожане в костюмах разных эпох, духовые оркестры — длится парад больше часа.
       Полноправные его участники — запряженные битюгами громадные повозки с пивными бочками из мюнхенских пивоварен — их везут по улицам города туда, где будет проходить главное событие Октоберфеста — Терезин луг, там их откроют, вот тогда-то все и начнется. Интересно, что в хрониках первого Октоберфеста о пиве вообще не говорится, но пиво здесь, конечно же, пили, хотя бы потому, что это национальный баварский напиток. А тогда главным развлечением были скачки, и в память об этом здесь расположен ипподром.
       Больших городов в Баварии не много, в предгорье Альп их вовсе нет. Только живописные селенья, в которых есть главная площадь, несколько улиц и три-четыре тысячи жителей. Когда-то в них люди занимались сельским хозяйством, ремеслами. Но с тех пор, как утвердилась мода на горные лыжи, местные селения живут за счет туризма. Альпы — высочайшая горная цепь Европы. Она тянется на 1 200 километров, от Средиземного моря до Среднедунайской низменности, и захватывает территории семи стран. Баварцы очень любят свои горы и при любой возможности приезжают сюда, в Альпы. Зимой, понятное дело, покататься на лыжах, а летом совершают долгие пешие походы. Пешеходные тропы здесь поддерживаются в идеальном состоянии и тянутся на сотни километров.
       Король (103) Луны (78) = 181 = Лебединая песня = Светящийся = Ярчайшая звезда = Программа «Сердце» = Дар любви людям = Повелитель света = Программа истока = Филермская звезда = Воители истины = Король Артур = Пламенное сердце…;

Людвиг II Баварский

Единственно подлинный король столетия
Верлен

       Рождение сына у кронпринца Максимилиана баварского и его жены Марии 25 августа 1845 года отмечалось колокольным звоном и пушечным салютом. Младенец был назван Людвигом в честь его деда Людвига I . Через три года Людвиг I отрёкся от престола и на трон взошел Максимилиан. Юный Людвиг стал наследником престола. Через месяц родился его брат Отто. Согласно обычаю того времени оба принца воспитывались в строжайшей дисциплине и проходили интенсивный курс частного обучения. Людвиг любил уединение; Отто, наоборот, был классическим образчиком «человека света».
       Мальчики без устали читают греческих и римских историков, учат языки, многие месяцы проводят в замке отца Гогеншвангау (Высокий лебединый край). Людвиг очень любил общаться с простыми крестьянами, читал запоем героические драмы Шиллера и немецкие легенды; очень рано у него проявилась и страсть к театру, архитектуре и музыке. Его восхищали истории о короле Франции Людовике XIV – короле – солнце, которые рассказывала ему французская гувернантка. Приглашая великого сказочника Андерсена для постановки сказок, родители будущего короля Баварии даже не догадывались, как приятно будет его общество их маленькому сыну. В Андерсене он нашел родную душу – такого же, как он мечтателя. Самые счастливые дни его детства прошли в замке Гогеншвангау на озере в баварских Альпах, в 82 км на северо-запад от Мюнхена.

[249x200]Замок Гогеншвангау
       С историей этого замка, ведущей отсчет с конца XII века, связаны несколько легенд. Миннезингер Вольфрам фон Эшенбах писал о скрытом от всех смертных замке в Альпах по имени Монсальват, где будто бы хранится Чаша Грааля — священный сосуд, содержащий несколько капель крови Христа. Мечтал ее добыть и английский король Ричард Львиное Сердце, и многие вельможи и рыцари. Гогеншвангау был в средние века центром миннезингеров. Прослеживается параллель между ересью катаров и Парсифалем, отцом Лоэнгрина, хранившим по преданию Чашу Грааля. И вот в этом своеобразном сказочном вертепе, в обстановке мистико-героической драмы, высоко в горах и воспитывается Людвиг. Не секрет, что немцы-южане куда романтичнее своих соплеменников, прямолинейных и суровых северян – пруссаков, саксонцев… Днем принц спал, а ночью отправлялся высоко в горы (очень часто на лошади), где при свете луны декламировал любимого Шиллера. Посещения театра — святая святых для всех баварцев — оставили неизгладимый след в душе юноши. Там он впервые познакомился с операми Рихарда Вагнера, возможно, потому он хотел быть настоящим рыцарем и миннезингером на троне.
       Подвиги и приключения, столкновения с опасностью и стремление защитить идеалы, которыми жили герои легенд, постепенно заполняли его мечты и в конечном итоге определили сам смысл его существования. Увлечение Шиллером завершило его формирование как романтического энтузиаста. Но мир Людвига существовал, в основном, в его внутренней жизни и не находил подтверждения в реальности. Своими мечтами и устремлениями он очень рано обрёк себя на одиночество. Но сама судьба, казалась, позаботилась о нём. 2 февраля 1861 года Людвиг пережил небывалое потрясение. Он присутствовал на премьере оперы Вагнера «Лоэнгрин». В совершенно новой музыкальной композиции в детально разработанной Вагнером теме увидел он воплощенными свои романтические мечты и с тех пор приобретал все произведения и публикации композитора, которые только мог достать. Он был уже не одинок, и жизнь вновь обрела смысл.
[190x290]        10 марта 1864 года умер Максимилиан II. В 18 лет Людвиг стал королем Баварии. К тому времени он еще не закончил обучение, практически не сталкивался с миром за пределами замка, в котором жил, и вообще, не был посвящен в политику и интриги двора своего отца: тот не считал нужным уделять этому внимание. Однако, вопреки ожиданиям, молодой король очень серьёзно отнесся к своим обязанностям, и целиком посвятил себя управлению. Восшествие 18-летнего принца на престол было воспринято народом с воодушевлением. Он покорил всех какой-то особой статью. «Настоящий король» - говорили подданные молодого венценосца. В этот начальный и, очевидно, самый светлый период правления молодого монарха народное мнение о нем, как о человеке простом и великодушном с низшими и знающем истинную цену озолотившимся вельможам, сформировалось прочно и надолго. Двадцать два года Людвиг был на баварском троне. И ничто не могло поколебать этого убеждения. Но вот придворных, привыкших в последние годы (у Максимилиана была сильнейшая депрессия) управлять государством, уверенный тон и поведение Людвига неприятно поразили.
[190x265]       Вдохновленный величием и священным значением своего положения, в первые годы своего правления Людвиг пытался воплотить идеальное представление о королевстве искусства и культуры. Дом Виттельсбахов всегда уделял культуре больше внимания, чем завоеваниям, власти или суверенитету. Одним из первых приказов, отданных им своему придворному секретарю, было поручение найти и доставить в Мюнхен Вагнера. 4 мая 1864 года композитор, испытывавший в то время крайние материальные затруднения, впервые предстал перед своим покровителем. С этого момента Вагнер наконец-то получил гарантированную возможность творить и уверенность, что его произведения будут сохранены для потомков. А в тот памятный вечер он написал своему другу доктору Уилли: «Ты знаешь, меня призвал к себе молодой король. Сегодня я был доставлен к нему. К сожалению, это человек настолько блестящий и благородный, настолько величественный и душевный, что, боюсь, его жизнь, подобная чистейшему потоку, исчезнет в грубости нашего мира… Мое счастье столь велико, что я буквально раздавлен им; лишь бы только он жил; он просто невиданное чудо!»
       Зародившаяся между Людовиком и Вагнером дружба стала плодотворной для каждого из них. Освобождённый от материальных проблем, композитор смог целиком посвятить себя тому, что сейчас мы знаем, как немецкую героическую оперу. А молодой король с головой ушел в планы создания в Мюнхене Немецкой музыкальной школы и строительство принципиально нового здания для оперы. Но этим планам не суждено было сбыться.
В своей одержимости любимой идеей король не замечал, как мрачнеют лица его сановников. В окружении монарха появилась личность, вызывавшая общую ненависть, — Вагнер. А ненавистен он был за то, что сделался другом короля, имел на него огромное влияние и к тому же получал весьма солидное ежемесячное вознаграждение.
       Король был потрясен. Рушились его мечты. Город бюргеров сделал свой выбор. Если бы он начал с модернизации армии, закупки оружия, строительства фортификационных сооружений, с войны, в конце концов, никому бы и в голову не пришло упрекать его в тратах. Глубоко оскорбленный и замкнувшийся Людвиг продолжал защищать Вагнера с истинно королевской непреклонностью. Он не струсил, не стал заигрывать с толпой, не поспешил — на что и рассчитывали — избавиться от композитора, дабы помириться с народом. Напротив, король убеждал Вагнера, что ни в коем случае нельзя сдаться на милость обывателя и отменять давно намеченной премьеры «Тристана и Изольды».
       В начале июня того же года, казалось, вся европейская знать и музыкальная элита собрались на премьеру «Тристана и Изольды». Представители прессы не исключали провала — все знали, что враждебная демонстрация во время спектакля подготовлена основательно. Но ничто не могло противостоять шквалу восторга, стоило лишь закрыться занавесу. Принцессы всех королевских домов Европы, забыв этикет, восторженно аплодировали. Мужчины, поднявшись с мест, кричали, требуя автора на сцену. Это был триумф. На долю Людвига также выпали счастливые мгновения. Всей Европе была известна его роль в судьбе композитора. «Можно не сомневаться, — писала в те дни парижская пресса, — что этот молодой король заставит о себе говорить. Король, который не чуждается высочайших проблем искусства, — явление редкое в истории».
       …Между тем враги Вагнера не сложили оружия. Резко негативное отношение к «революционному» Вагнеру в Мюнхене и категорическое неприятие правительством и жителями города всего, что было связано с его именем, вынудило Вагнера покинуть город, т.к. он был не в силах оставаться в постоянно враждебной обстановке. …В холодное декабрьское утро Вагнер уехал в Швейцарию в специальном предоставленном ему Людвигом поезде. Сохранилось прощальное письмо короля музыканту: «Нельзя выразить словами ту боль, которая раздирает теперь мое сердце. За наши идеалы нужно вести постоянную борьбу. Будем часто и много писать, прошу вас об этом! Мы ведь знаем друг друга и не нарушим дружеских отношений, которые нас связывают. Во имя вашего покоя должен был я поступить так, как поступил». Королю и композитору не пришлось больше увидеться, хотя Людвиг до самой смерти Вагнера поддерживал его материально. Узнав о смерти композитора в Венеции 13 февраля 1883 года, Людвиг заявил: «Тело Вагнера принадлежит мне» - и приказал перевезти его в Байрейт для захоронения. «Именно я первым признал художника, которого сегодня оплакивает весь мир, - объявил он, - и именно я спас его для мира».
       Несмотря на удаленность от Мюнхена, куда король наезжал редко, не осталось ни малейших свидетельств того, что он пренебрегал своими королевскими обязанностями. Многие его современники считали, что Людвиг мог бы стать прекрасным политиком, если бы она не внушала ему такого непреодолимого отвращения. Интриги, бряцание оружием, заключение тайных альянсов — вся эта возня имела в его глазах один весьма существенный недостаток — она была скучна.
       Начавшаяся в 1866 году франко-прусская война поневоле подвигла его к активности на политической арене. Перед баварским королем встал вопрос: чью сторону принять. Ведь от Пруссии, пусть и близкой по крови, всегда шла угроза суверенитету Баварии, но национальное чувство возобладало — Людвиг понимал, что лишь объединенными силами немцы могли добыть победу. Бавария поддержала Пруссию, объявив о всеобщей мобилизации. Хотя, надо сказать, Людвиг на редкость прозорливо определил роль своего государства в будущем политическом раскладе. Гордый потомок древнего рода Виттельсбахов предчувствовал (так оно, впрочем, и случилось), что общую победу Пруссия отберет себе. И потому вести о военных успехах его не радовали…
[249x200]       Летом 1867 года он инкогнито побывал во Франции и, наконец, увидев Версаль, решил строить у себя на родине такие же великолепные дворцы. К тридцати годам Людвиг окончательно замкнулся в себе. Теперь только по ночам, когда его никто не видел, он путешествовал по своей любимой горной стране. За эту таинственность народ и прозвал его «сказочным" королем». Словно оправдывая прозвище, Людвиг все больше отгораживался от реальности. С этого момента начинается история Замка, его замка, «Замка Мечты».
Нойшванштайн

       Три района Альп вздыбливаются строительной лихорадкой. Заказанные Людвигом проекты замков то принимались, то браковались. Замок Геремхимзее, например, перестраивался и достраивался неоднократно, бесконечно украшаясь различными предметами все большей стоимости. Возле другого, похожего на сказочный ларец, замка Линдерхоф, роскошью которого Людвиг думал перещеголять Версаль, начали возводить дворец в китайском стиле.

[250x200]        Замок Линдерхоф Замок Линдерхоф самый маленький из замков Людвига и единственный, который был достроен до конца. Придворный директор сада Карл фон Эффнер придал ему геометрически правильный вид во французском стиле. Сад представляет собой беспрерывное окружение замка. В нем находятся красивейшие фонтаны, тенистые изгороди и прекрасные позолоченные статуи. Общая площадь сада более 500000 квадратных метров. В парке утроен искусственный каменный грот. Золотой лодкой на искусственном озере король управлял сам. Пестрые осветительные эффекты радовали его душу. Здесь король обретал покой и гармонию с миром. Помимо всего этого появлялись и другие дворцы, павильоны, гроты, охотничьи домики — и все это громадной стоимости. А еще король запрашивает ученых, нельзя ли как-нибудь устроить в Баварии искусственный вулкан. Мечтал он также и о летательном аппарате. Видимо, предчувствуя близкий конец, Людвиг хотел создать что-то необычайное, уносящееся ввысь…
       Правительство, испуганное таким ходом событий, в конце концов, потребовало у врачей медицинского заключения о здоровье короля. На его основании в июне 1886 года Людвига II Баварского признали сумасшедшим. 13 июня - в 1886 году это был день Троицы - 41-летний король не вернулся с вечерней прогулки, на которую отправился вместе с психиатром Бернгардом фон Гудденом. Обстоятельств его смерти не знает никто. Любимый "полумрак возвышенного горного одиночества" для Людвига закончился. Канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк сказал о Людвиге: «Он дал судьбе сокрушить себя». А императрица Елизавета Австрийская, пожалуй, единственный настоящий друг Людовика, с грустью заметила: «Король не был сумасшедшим, он был просто чудаком, живущим в мире грез…»

[200x257]Елизавета Австрийская

       В книге «Die letzten Tage Konig Ludwig II», вышедшей в Германии вскоре после гибели короля, читаем: «Сущность дела покрыта мраком неизвестности. Искал ли несчастный монарх освобождения от смерти или хотел бежать? Ничего неизвестно. Таков был конец человеческой жизни, который поразил весь мир; конец человека так богато одаренного. В старом фолианте предсказателя Нострадамуса говорилось, что на тот год, когда великая пятница будет на св. Георгия, Пасха на св. Марка, а праздник Тела Христова на св. Иоанна (все, что совпало с 1886 годом), нужно ожидать большого горя. И точно: еще не прошли все вышеупомянутые праздники, как предсказание Нострадамуса сбылось».
       Одни склонялись к версии о самоубийстве короля — он и сам говорил об этом неоднократно. Другие, и их было большинство, думали иначе, объясняя ссадины на лице Гуддена тем, что Людвиг сопротивлялся, мешая доктору привести приговор над собой в исполнение. Но тем не менее все выдвигавшиеся версии, так или иначе, оказывались бездоказательными, и, видимо, правы были современники, писавшие: «Смерть Людвига покрыта тайной еще более непроницаемой, чем его жизнь».
Боязнь народных волнений заставила перевезти тело Людвига в Мюнхен ночью. Однако все улицы и площади, ведущие к королевскому замку, оказались запруженными народом. Двое суток баварцы нескончаемой чередой шли мимо гроба, поставленного на тройной катафалк и занимавшего почти вертикальное положение. Зная, что король не любил военной формы, его одели в черный бархатный костюм с белой кружевной фрезой у шеи и рук и бриллиантовой цепью на груди. Одна его рука опиралась на рукоятку меча, другая прижимала к груди маленький букет жасмина. Это величественное и несколько театральное одеяние, наверное, пришлось бы королю по душе. Когда гроб его вставили в саркофаг, был дан сигнал народу, который стоял на коленях вокруг церкви, молиться за душу несчастного. И вот, когда прогремел пушечный выстрел, тихая погода, стоявшая с утра, сменилась ураганом. Раскаты грома заглушали пушечную канонаду и колокольный звон, шквальный ветер уродовал крыши, куски черепицы, как листья, носились в воздухе. Сама природа возмутилась людской несправедливостью.
       …У грандиозного темно-серого саркофага из мрамора по сей день негасимо горят свечи. Живые цветы, лежащие здесь всегда, дважды в год — в день рождения короля и в день его смерти — заменяются огромным количеством венков и цветочными корзинами. Для тех, кто задумает сегодня посетить церковь Michael-Kirche со склепом династии Виттельсбахов, будет совершенно ясна степень поклонения баварцев своему «королю-романтику». И тут вопрос, заслуживают ли деяния этого правителя такой памяти и такой любви, останется далеко в стороне.

[276x200]Прогулки Людвига II в зимних горах

       Мне хочется привести несколько строк из работы Алексея Широпаева «Немецкая сказка» - очень интересное мнение, человека мыслящего и чувствующего: «Я шел к замку и думал, что эта дорога, ели и каменные уступы, наверное, помнят короля Людвига, вечного хозяина этих мест… У подножия замка, как вражий лагерь, раскинулся пестрый городок сувенирных лавок и пивных точек. Имея запас времени, я, в ожидании спутников, пил пиво, созерцая замок, вздымавшийся передо мной, подобно мраморному утесу – обитель того, кто всю свою жизнь превратил в служение великому рыцарскому мифу. И думал, что этот полюс неотмирности стал сегодня одним из самых суетных мест на земле – век денег и электричества и сегодня продолжает войну с последним королем Европы, равно как и он – с ним.
       Есть в Людвиге что-то от нашего Павла I, которого Наполеон назвал последним рыцарем Европы. Вспомним, как раздражало толпу мальтийское посвящение Павла, как шокировали ее рыцарские мистерии, совершаемые императором летними ночами в Павловске. Такое же неприятие со стороны черни вызвала и дружба Людвига с Вагнером, и начатое королем строительство фантастического бурга. Романтика вызова веку роднит и связывает Михайловский замок и Нойшванштайн. И Павел, и Людвиг стремились воплотить древний архетип короля-священника, и оба стали жертвами измены, подлого заговора «последних людей»…
       В покоях замка становится особенно понятно, что Нойшванштайн создавался не для проживания, а для служения. Это замок-храм, возведенный во славу арийского духа. Не он ли вдохновил Гиммлера на создание орденских замков СС? Нойшванштайн-Вевельсбург… Череда покоев, через которые мы следовали – это запечатленная мистерия обретения Святого Грааля – Чаши Божественной Крови, понимаемой еще и как символ расовой чистоты. Богатые, можно сказать, избыточно украшенные интерьеры, расписанные сценами из древнегерманских саг, пребывают в сокровенном природном единстве с окружающим миром, открывающимся из узких стрельчатых окон: будто высвеченные изнутри снеговые пики, долины далеко внизу с пятнами деревень и перелесков, серая гладь озера Альпзее, мост, как бы сотканный из стальных кружев, переброшенный через пропасть Пеллат, рассеченную узким клинком тугого водопада… И еще меня поразила русская стилистика орнамента, украшающего стены и потолки многих покоев: столь знакомая нам волшебная плетенка линий с диковинными птицами и цветами. «Тут Русью пахнет», - то и дело повторял я. Нойшванштайн – это явленный архетип Руси, той, нашей исконной, еще не тронутой чумой татарщины, свободной от рептильных евразийских трактовок…
       Уезжали в спешке – часть нашей группы, улетавшая в Россию рано утром, рвалась посетить мюнхенские универмаги. Обернувшись, я в последний раз посмотрел вверх, на замок, который, который, как белый воздушный фрегат, отлетал в уже потемневшее небо. Вновь замелькали придорожные ели, потянулись столь привычные русскому глазу белые плоскости, а из динамиков автобусной трансляции мерно изливался «Тангейзер». Подмосковье плюс Вагнер… Подмосковье плюс Гитлер… Вагнер плюс танки… Танки плюс замки… Большой плюс с загнутыми концами».

       Людвиг (67) Баварский (77) = 144 = Светоносец = Мы зажигаем свет = Истинное Я…;
       Единственно подлинный (261) король столетия (240) = 501 = Зажечь свет для других, чтобы видеть в тумане = Галактическая команда «Одиннадцать : Одиннадцать»;
       Невиданное чудо = 159 = Единение Неба и Земли = Путь сердца = У истока любви;
       Сказочный король = 240 = Король столетия = Бессмертный человек = Здесь живёт страсть;
       Замок мечты = 146 = Асгард Даарийский (столица Гипербореи) = Луна в Солнце = Врата истины = Энергии Земли = Получен код…;
       Нойшванштайн = 160 = Я Есмь дверь = Высоко в горах = Двери сознания = Око ночи – Луна = Мыс Феолент…;
       Замок мечты – Нойшванштайн = 306 = Солнце и Луна в наших руках = Гениальность в чистом виде = Войти в вечность Жизни и света = Я проведу тебя по вершинам…;
       Живущий в мире грёз = 179;
       Король – романтик = 209;
       Немецкая сказка = 165;
       Замок – храм = 108 = Богородск = Образ души = Тайна любви…;

  дальше ::.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Король Луны , часть 1 | Елизавета_Васильева - Дневник Елизавета_Васильева | Лента друзей Елизавета_Васильева / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»