Праикона.
[400x300]
В феномене файюмского портрета проявилось органичное слияние древнеегипетских представлений о необходимости сохранения после смерти облика "двойника-Ка" и древнеримской культуры с ее вниманием к индивидуальному образу личности. Абсолютное большинство таких портретов происходит из Файюмского оазиса, расположенного примерно в 70 км к юго-западу от современного Каира. Файюм был плотно заселен в греко-римское время, а его обитатели, почитая более древние сооружения особенно священными, использовали их для своих захоронений. Открытие файюмских портретов произошло случайно в конце XIX века и с самого начала стало ясно, что эти образы резко отличаются от известных древнеегипетских картонажных масок с их идеализированным обликом. Поразительно впечатление, что изображенные смотрят прямо на зрителя; это вызвало к жизни предположение ученых о том, что умерших хоронили не сразу, но их мумии ставили в доме, в специальные помещения, чтобы родственники еще какое-то время имели возможность "видеть" дорогих им людей. Несмотря на ясно выраженную портретность, следует заметить, что персонажи изображены, как правило, в идеальном "возрасте расцвета", а не в момент смерти. Возможно, что портреты писались еще при жизни.
Файюмские потреты написаны на тонких дощечках из дерева (кипариса, липы, кедра) минеральными красками с ипользованием двух видов связующего: яичного белка (темпера) или воска (энкаустика). Именно вторая техника - с учетом того, что воск быстро остывал - давала возможность запечетлевать на доске как бы мгновения мимики, почти психологические нюансы. На мумии портрет прочно крепился бинтами.
Стилевая эволюция файюмских портретов в целом соответствовала развитию римского скульптурного портрета от предельного "веризма" (правдоподобия), объемности, тончайших светотеневых переходов к условности, уплощенности, локальному колориту.