Демоны и Бесы
Античная мифология
Наиболее подробная классификация демонов приведена в книге Lemegeton Clavicula Salomonis или Лемегетон Ключ Соломона. (прим. Лемегетон - сборник магических книг, известный в разных вариантах с XVII века, он включает в себя подробные списки имен добрых и злых сущностей с их символами (сигилами), описание магических принадлежностей и методов работы с их помощью.)
Демон, в греческой религии и мифологии воплощение обобщенного представления о неопределенной бесформенной божественной силе, злой или благостной, определяющей судьбу человека. Произведя внезапно, без всякой причины, некое действие, он бесследно исчезает. Демонами называются также низшие божества, посредники между богом и людьми.
По Гесиоду, поколение «золотого века» превратилось в благостных демонов. В римской мифологии демону соответствует гений.
В христианских представлениях демоны связаны исключительно со злой силой.
В мифологиях других народов демонами называют низших по отношению к богам сверхъестественных персонажей, злых духов.
Демоном в представлениях христианских народов Европы часто называют падшего ангела, восставшего против Бога. В православном христианстве «демонов» обычно обличают «бесами». Бесы, в древнеславянской мифологии - злые духи.
Слово «Бесы» - общеславянское, восходит к индоевропейскому bhoi-dho-s - «вызывающий страх». Следы древнего значения сохранились в архаичных фольклорных текстах, особенно заговорах. В христианских представлениях бесы - слуги и шпионы дьявола, они - воины его нечистого войска, противостоят Св. Троице и небесному воинству во главе с архистратигом Михаилом. Они - враги человеческого рода, насылают болезни (особенно душевные - беснования), сеют рознь и зависть между членами семьи, начальником и подчиненными, учеником и учителем. Бесы, как и Дьявол, когда-то были слугами Божьими — ангелами, но вследствие ложного выбора склонились ко злу. Как напоминание об изначально ангельской природе у них остались крылья (в западной традиции это крылья нетопыря).
Отпадение бесов от Бога в Новом Завете упоминается, в частности, в Послании к иудеям Апостола Павла (6), Апокалипсисе (12, 9) и др.
В Евангелии от Матфея (8) Иисус вселяет бесов в стадо свиней.
Помимо внешнего отдаленного сходства с ангелами, бесы сохранили власть над пространством и стихиями. Они могут проникать в человеческие мысли, внушать людям неправедные желания, подстрекать ко злу. Но им недоступно проникнуть в истинно праведную душу. Бесы искушают всех людей, но по распространенным и на христианском Западе и Востоке представлениям, они особое внимание уделяют искушению монахов, а среди них - пустынников и аскетов. Исходя их этих представлений, отшельники на заре зарождения монашества селились в местах, которые молва считала местом скопления нечистой силы с намерением сразиться с бесами в самом их «гнезде». Особенно популярны предания об искушении основателя монашества - Антония Великого. Как и ангелы, бесы появляются и исчезают по своему желанию. Они носят различные личины, причем могут принять и образ ангела и даже самого Иисуса Христа (легенда об ученике Франциска Ассизского). Близость бесов узнается по ощущению смутной тоски, тошноты, по беспричинному судорожному смеху.
В средневековой Европе особенно популярными были легенды о явлениях бесов, искушающих людей плотским совокуплением (инкубы-«мужчины» и суккубы-«женщины»). Бесы могут являться в обличьях черного пса («Фауст» И. В. Гете) и черного кота.
На исходе Средневековья в Европе бесов чаще всего представляли в виде самых необычных фантазийных созданий. Чаще всего их изображали похожими на фавнов и сатиров: с небольшими рожками, копытцами, хвостом. В мифологии восточных славян - белорусов, русских, украинцев - общее название всех низших демонологических существ и духов, таких, как злыдни, черти, бесы и т. д. - нечистая сила, нечисть.
По народным верованиям, восходящим к книжной традиции, нечисть создана Богом или Сатаной, а по поверьям - она появляется из некрещенных детей или детей, рожденных от сношения с нечистой силой, а также самоубийц. Считалось, что дьявол и черт могут вылупиться из петушиного яйца, носимого под мышкой слева.
Нечисть вездесуща, однако ее излюбленными местами являлись пустоши, чащобы, болота; перекрестки, мосты, ямы, водовороты, омуты; "нечистые" деревья - верба, орех, груша; подполья и чердаки, место под печью, бани; названы представители нечисти соответственно: леший, полевик, водяной, болотник, домовой, овинник, банник, подпольник и т. д.
Нечисть наиболее опасна была в "нечистое" время года и суток; в некрещеные или поганые дни Святок; в ночь на Ивана Куполу, в полночь и полдень, после захода и до восхода солнца; нечисть могла появляться в виде катящегося клубка, огненного, водяного или пыльного столба.
К ее внешним признакам относились сиплый голос, шум, треск, вой, мгновенные смены облика.
Демоны пугали людей, душили, щекотали до смерти; "водили" людей, толкали на грех, побуждали к самоубийству, соблазняли женщин, похищали детей. Страх перед нечистью заставлял людей не ходить в лес и поле в Русальную неделю, не выходить из дому в полночь,
не оставлять открытой посуду с водой и едой, закрывать колыбель, завешивать зеркало и т. п.
Однако человек иногда вступал в союз с нечистой силой, например гадал, сняв крест, лечил с помощью заговоров, насылал порчу. Этим занимались ведьмы, колдуны, знахари и т. п.
1.Демон
Геральд Бром
[показать]
2.Демон подземелья
Геральд Бром
[показать]
3.Жаркий прием
Лес Эдвардс
[показать]
4.Исчадие земли
Лес Эдвардс
[показать]
5.Племя демонов
Брюс Пеннингтон
[показать]
6.Демон
Рик Берри
[показать]
7.Демон Стоунхенджа
Майкл Вэлан
[показать]
8.Явление демона
Ровена Моррилл
[показать]
9.Амазонка и демоны
Луис Ройо
[показать]
10.Сражение Гэндалфа
Петар Мезельджия
[показать]
11.Крылатый монстр
Геральд Бром
[показать]
12.Демон-воин
Жан-Пьер Таргет
[показать]
13.Демон
Лес Эдвардс
[показать]
14.В ожидании жертвы
Лес Эдвардс
[показать]
15. Вызывание демона
Френк Фразетта
[показать]