[показать]Предупреждение: это мои впечатления от Берега Утопии Тома Стоппарда. Много.
[показать] Знаете, весь кайф от Берега утопии был умножен тем, что мы смотрели его 2 марта. В день этих фиговых выборов слушать о свободе и будущем России из уст Белинского и Герцена. Ах!
Мои ожидания оправданы полностью. Так сказать интеллектуальное и культурное удовлетворение, даа.) В РАМТе я была впервые, ибо до этого считала его, даже не могу объяснить почему – низкопробным и с не самым лучшим качеством игры |дада после Ленкома и Малого, казалось, куда уж там| Однако именно игра, само качесвто и мастерство игры поразило – тем более, в отличии от нас, они там не сидели весь день на стульях, а взрывались на сцене, попускали через себя то время, тех людей, их боль за Россию, патриотизм, чувства, ссылки и вообще всё то, что в принципе не так-то просто понять сейчас. Да и тогда не все понимали.
Берег утопии - это о нашей интеллигенции, мыслителях, деятелях истории и литературы начала и середины 19 века, о их ссылках, эмиграциях, больших надеждах на французскую революцию, неоправдании этих надежд и тд..
Сразу вспоминалась литература и история класса эдак 9 – всё же это проходили – и западников и славянофилов, и Колокол с Телескопом, нашу русскую интеллигенцию, но не понимали – для понимания таких вещей нужна определённая база. А ещё вспомнились "Литературные анекдоты" Хармса - ибо иронии в постановке немало.
Вообще представить такой безответный патриотизм мне сложно, они святые и ими восхищаются, как декабристами, правда, сложно поверить в таких людей – так любить свою Россию, думать о будущем Её и её людей, народа, удивительно. Хоть и говорили и говорят об отсталости России, но русская интеллигенция – феномен, какого не было нигде. Равно как и русская литература.
Актёрская игра несомненно привнесла свою оценку, ибо, конечно, до последней чёрточки ни Белинский, ни Бакунин такими не были, но именно создание и передача образов создали эпоху революции, витающей в воздухе, до последнего штриха. Образы Станкевича и Белинского заинтересовали больше остальных – такие нервные, чуткие возвышенные и тонкие, что словно бы вся интеллектуальная сила и чуткость России – сквозь них, как сквозь провода-передатчики. Динамика и эволюция Белинского боооже, как же он сыграл |восторг| Мне не дадут соврать.)
Читают Гегеля, Маркса, Шеллинга, говорят о революции, но поначалу - по вечерам в деревне, ибо берег реальности, на который их бросило, куда прозаичнее и приземлённее, чем образ революции, свободы, а потом и свободы, равенства, братства. Они воплощали в реальность утопические идеи, а уж, учитывая, что в российскую реальность..
Наша интеллигенция, мыслители, двигатели, так искалеченные своей родиной, но всё таки предназначенные именно для этого времени. «Раскрывать людям глаза, а не выкалывать их. Наше значение не в том чтобы преодолеть несовершенство данной нам реальности. Наше значение в том, как мы живём в своём времени. Другого нам не дано»
Весьма ёмко и точно. Над такими постановками думают, их анализируют.
И, к слову – целостно – детали – меня сразу эта люстра зацепила – она кренилась от действия к действию, тонула, как от неспособности реализации революции в России, неготовой к этому, так и от краха духовного, личностного краха героев. И музыка и костюмы, освещение – именно так и никак по другому. Дада, и ещё этот аккордеон, который "повышал голос" на Герцена. Образно всё и символично.
Занятно. Мне есть над чем подумать.
Настроение сейчас - умственный промискуитет (с)