Представьте, что вы бродите по улицам многолюдного шумного города. Это может быть довольно рутинным и скучным занятием, но представьте, что все это вы видите впервые. У вас нет никаких средств распознания, категоризации, осмысления того, что вы видите. Вы не можете отличить важное от неважного, не умеете предвидеть, что произойдет дальше. Скажем, вокруг вас то и дело загораются разноцветные огни, но вы не знаете, на какие из них следует обратить внимание, чтобы оставаться в безопасности. Каков смысл разных цветов? Проигнорировать какие-то из них может быть опасно — но какие? Лишь когда вы разберетесь и окружающей вас обстановке, вы сможете с нею адекватно взаимодействовать.
Люди — прирожденные создатели паттернов. Мир посылает нам огромное количество сенсорных сигналов, но мы способны единовременно уделить внимание лишь малой их части. Поэтому ради ощущения осмысленности и стабильности нам приходится упрощать наш опыт. Мы добиваемся этого за счет обобщения того, что мы воспринимаем, за счет организации этого материала в паттерны. А потом мы интерпретируем мир в свете этих паттернов. Например, создав понятие светофора и придав значение огням разного цвета, мы потом уже независимо от конкретных условий знаем, как нам себя вести и чего ждать от других. По крайней мере, таков общий принцип. В какой-нибудь иной культуре наши ожидания могут и не оправдаться, и мы окажемся немало удивлены тому, что на самом деле произойдет.
Паттерн возникает тогда, когда мы обращаем внимание, что разные веши имеют между собой нечто общее. В чем это проявляется? Что в них общего? Паттерн порождается этими взаимоотношениями. Паттерн позволяет нам группировать явления в определенные категории. Так, вы внутренне организуете воспринимаемый вами мир в группы (или гешталь-ты) аналогичных объектов, будь то ряд картин на стене галереи или расставленные в круг стулья в комнате для тренинга. Вы видите объекты не столько сами по себе, но воспринимаете их родовые качества («произведения живописи», «мебель»), а также их пространственное расположение относительно друг друга. Паттерн упорядочивает массив информации и позволяет вам воспринимать предметы в терминах сходства, типа, структуры, последовательности, организации, взаимоотношений, стремлений и т.п. Усмотрение таких паттернов снижает вашу умственную нагрузку, а также обеспечивает некоторую стабильность в постоянно меняющемся мире. Например, если заменить стулья какими угодно предметами, вы все равно будете воспринимать круг.
Из множества парадигм, которые можно распознать в человеческом поведении, некоторые являются базовыми, основными. Поняв, чему следует уделять внимание, вы совершенствуете свою способность видеть не только сиюминутное и очевидное, читать между строк и различать паттерны и парадигмы на более глубоком уровне. Однажды усмотрев паттерн, уяснив взаимосвязь, отыскав ключ к головоломке, в дальнейшем уже почти невозможно его не видеть. Ваши знания расширились, и вы уже иначе воспринимаете мир.
Оказывается, чтобы понять, как работает НЛП, нам необходимы лишь три парадигмы, сочетание которых дает нам модель основных процессов изменения. В простейшей форме эта модель может быть представлена в следующей диаграмме (Рис. 2.1):
В этой модели человеческий опыт подразделяется на три основные зоны: Тело, Разум и Дух. Центральная зона, Разум, к которой относятся восприятие и мышление, в свою очередь, подразделена на четыре секции. Большая часть этой книги посвящена изучению этих четырех различных моделей мышления и восприятия реальности. Далее я поясню использованные сокращения.
Хотя поначалу диаграмма может показаться слишком схематичной, она станет яснее по мере того, как вы нарастите на этот скелет плоть вашего все расширяющегося знания и опыта, вашей способности к успешным переменам, понимания вами тех аспектов жизни, которые вы находите важными, бесконечно обогащающейся палитры ассоциаций и идей. Позволив своему воображению обыграть данную парадигму, вы су месте увидеть нечто большее, чем «картонные декорации», появляющиеся на сцене с поднятием занавеса. Она стимулирует ваш разум и позволит проникнуть в неизведанный мир закулисья.
Модель постепенно заживет своей собственной жизнью — в той мере, в какой вы начнете подмечать паттерн в самых разнообразных и неожиданных местах, повсюду, где он подспудно присутствует в процессах перемен, — не только в НЛП и психотерапии, но и в теориях управления и даже в голливудских фильмах! В конце концов он станет для вас настолько очевиден, что вы сами будете недоумевать, отчего прежде его не замечали.
Рассмотрев три базовые парадигмы, мы затем выясним, что происходит при их сочетании.
Парадигма 1: Три уровня
Первая парадигма иллюстрирует, как мы категоризируем реальность. Мы склонны выстраивать явления, понятия и идеи в виде иерархической структуры. Таково, к примеру, привычное подразделение Тела, Разума и Духа (Рис. 2.2).
Все эти три уровня представляют собой разные аспекты того, что называется человеком. Все мы обладаем физическим телом с костями, нервной системой, различными органами и т.п. Но мы также и мыслящие существа, способные влиять на окружающую нас среду и других людей; к тому же всем нам в той или иной мере присуще осознание смысла своей жизни.
Иерархическую метафору мы используем как способ понимания мира. В НЛП используется понятие «чанкин» (chunking), характеризующее обращение к более высокому абстрактному уровню суждений (chunking up) либо движения в сторону более конкретного уровня информации (chunking down) (См. также Гл. 8). Один тип иерархии основан на представлении о том, что мы придаем большее значение некоторым наблюдениям, поскольку они могут быть распространены на широкий круг явлений.
Тело-Разум-Дух — это иерархия такого рода. Но иерархия может также основываться на признании того, что каждый уровень включает в себя нижележащие уровни. Возможно также построение иерархии на основе личной системы ценностей или с учетом количества взаимосвязей, которое тот или иной элемент имеет в рамках всей системы. Ко многим понятиям, которые мы рассмотрим в данной книге, существуют разнообразные подходы в зависимости от вашей конкретной точки зрения.
Парадигма 2: Два влечения
Центральная зона, Разум на Уровне II, состоит из чстырех-компонентной диаграммы, которая представляет четыре различные стороны мышления. Дабы понять, как возникла эта четырехкомпонентная модель, нам прежде всего необходимо рассмотреть простейшую форму подразделения, основанную на противопоставлении противоположностей.
Представьте себе линию, которую можно провести между двумя взаимоисключающими противоположными понятиями, например Светом и Тьмой. Легко представить себе полную темноту, которую мы ощущаем в глубокой пещере. По мере того как вы выходите из пещеры на дневной свет, уровень освещенности постепенно повышается, меняясь от сумеречной полутьмы до ослепительного света полуденного солнца. Между двумя крайностями существуют такие точки континуума, которые представляют различные уровни осве щенности. Такой подход можно применить не только к физическим величинам. Мы можем представить себе постепенный взаимопереход любых состояний или качеств, например от любопытства к безразличию, от доминирования к покорности. Таким образом мы можем определить степень своей способности или заинтересованности. Когда нам требуется принять решение, как нам поступить, мы склоняемся к одному направлению более, чем к другому. Например, изучая репертуар местного кинотеатра, мы предпочтем посмотреть триллер, а не мелодраму. Некоторые фильмы могут быть расценены нами как нечто промежуточное. Так, «Касабланка» в известной мере может быть отнесена как к триллеру, так и к мелодраме.
Базовую парадигму мы можем рассматривать относительно того, к чему и от чего мы стремимся. Два края континуума можно представить как два противоположных влечения. Например, одна из важнейших человеческих дилемм состоит в нахождении баланса между влечением к стабильности и влечением к переменам. Мы хотим жить в мире, который характеризуется постоянством и предсказуемостью. В изрядной мере мы желаем сохранения текущего положения вещей. Если мы можем быть уверены в постоянстве и неизменности чего-то, то нам остается уделять внимание лишь вариациям; именно отклонения от нормы делают жизнь интересной. Но поскольку жизнь в неизменных условиях довольно скоро рискует нам смертельно наскучить, мы также желаем и новых впечатлений. Нередко нас посещают творческие побуждения, стремления совершить то, чего мы никогда не делали, «перетряхнуть» систему, чтобы посмотреть, что из этого получится. Мы подвергаем себя физическим испытаниям, проявляем огромный интерес к историям других людей (реальным или вымышленным), по стояние стремимся совершенствоваться во всем, что мы делаем.
Представьте себе континуум, образуемый линией, которая устремлена в бесконечность (Рис. 2.3). На одном его конце находится влечение к завершенности. Оно побуждает нас сокращать все мыслимые варианты и стремиться к исчерпывающему объяснению мира. Оно обеспечивает уверенность, определенность и постоянство. На другом конце континуума — влечение к открытости. Оно побуждает нас исследовать бесконечное разнообразие явлений. Оно дарит нам волнующее ощущение новизны. Наша жизнь состоит в постоянных попытках привести в равновесие два эти влечения. Такая противоположность оказывает влияние на все, что мы делаем; избавиться от нее — значит перестать жить!
Где-то в рамках этого континуума находится то место, которое знаменует собой ваше относительно комфортное положение меж двух конфликтующих противоположностей, — подвижная точка, которая курсирует между завершенностью, закрытостью и открытостью.
Где-то меж двух крайностей — полного хаоса и полной упорядоченности — вы находите место, в котором можете впол-не удовлетворительно уживаться с этими противоположностями, более или менее хорошо себя чувствовать. Однако, если жизнь становится чересчур комфортной, вы можете намеренно нарушить баланс гармонии и отправиться на поиски новых приключений — например, затеять путешествие на плоту по бурным водам, переехать в другую страну, начать собственный бизнес или записаться на тренинг, который сулит перемены в вашем образе жизни.
Паттерн полярной противоположности пронизывает всю человеческую мифологию. В египетской мифологии бог света Гор (изображаемый в виде человека с головой сокола) в итоге побеждает Сета (обычно изображаемого в виде человека со звериной головой, с торчащими ушами и изогнутой мордой), злого божества хаоса, беспорядка. Глубинный конфликт между порядком и хаосом пронизывает и нашу современную мифологию. Он лежит в основе таких популярных кинофильмов, как «Звездные войны», «Властелин колец», «Гарри Поттер» и др. Все они повествуют о битвах сил света (порядка) с силами тьмы (хаоса). Эта борьба длится вечно, поскольку этот конфликт неразрешим — он наполняет смыслом нашу жизнь. И мы постоянно находимся где-то меж двух полюсов, пытаясь сохранить равновесие. И лишь когда баланс слишком сдвигается в сторону одной из крайностей, мы ощущаем необходимость что-то предпринять.
Под каким бы углом мы ни рассматривали человеческое поведение, мы всякий раз сталкиваемся с этими двумя силами, противостоящими друг другу. Например, вам может быть нужна безопасная, экономичная и надежная машина для путешествия по ухоженным автострадам, а другой раз вам может прийти желание промчаться на максимальной скорости, испытать свою машину на пределе ее возможностей или забраться по пересеченной местности в такую глушь, куда еще никто никогда не добирался на машине.
Такое жизненное балансирование подобно ходьбе: вы постоянно балансируете, потому что во всякий момент опираетесь только на одну ногу, то есть находитесь в нестабильном положении. Изменив положение тела, вы опираетесь уже на другую ногу, но ваше положение снова нестабильно. За счет поступательного движения вам удается достичь «динамического равновесия», то есть, пока вы движетесь, вся система более или менее стабильна.