ВСЕМ
        26-09-2008 01:36
        к комментариям - к полной версии 
	- понравилось!
	
	
        
Посвящается Пиранези
	Не то — лунный кратер, не то — колизей; не то —
	где-то в горах. И человек в пальто
	беседует с человеком, сжимающим в пальцах посох.
	Неподалеку собачка ищет пожрать в отбросах.
	Не важно, о чем они говорят. Видать,
	о возвышенном; о таких предметах, как благодать
	и стремление к истине. Об этом неодолимом
	чувстве вполне естественно беседовать с пилигримом.
	Скалы — или остатки былых колонн —
	покрыты дикой растительностью. И наклон
	головы пилигрима свидетельствует об известной
	примиренности — с миром вообще и с местной
	фауной в частности. “Да”, говорит его
	поза, “мне все равно, если колется. Ничего
	страшного в этом нет. Колкость — одно из многих
	свойств, присущих поверхности. Взять хоть четвероногих:
	их она не смущает; и нас не должна, зане
	ног у нас вдвое меньше. Может быть, на Луне
	все обстоит иначе. Но здесь, где обычно с прошлым
	смешано настоящее, колкость дает подошвам
	— и босиком особенно — почувствовать, так сказать,
	разницу. В принципе, осязать
	можно лишь настоящее — естественно, приспособив
	к этому эпидерму. И отрицаю обувь”.
	Все-таки, это — в горах. Или же — посреди
	древних руин. И руки, скрещенные на груди
	того, что в пальто, подчеркивают, насколько он неподвижен.
	“Да”, гласит его поза, “в принципе, кровли хижин
	смахивают силуэтом на очертанья гор.
	Это, конечно, не к чести хижин и не в укор
	горным вершинам, но подтверждает склонность
	природы к простой геометрии. То есть, освоив конус,
	она чуть-чуть увлеклась. И горы издалека
	схожи с крестьянским жилищем, с хижиной батрака
	вблизи. Не нужно быть сильно пьяным,
	чтоб обнаружить сходство временного с постоянным
	и настоящего с прошлым. Тем более — при ходьбе.
	И если вы — пилигрим, вы знаете, что судьбе
	угодней, чтоб человек себя полагал слугою
	оставшегося за спиной, чем гравия под ногою
	и марева впереди. Марево впереди
	представляется будущим и говорит “иди
	ко мне”. Но по мере вашего к мареву приближенья
	оно обретает, редея, знакомое выраженье
	прошлого: те же склоны, те же пучки травы.
	Поэтому я обут”. “Но так и возникли вы, —
	не соглашается с ним пилигрим. — Забавно,
	что вы так выражаетесь. Ибо совсем недавно
	вы были лишь точкой в мареве, потом разрослись в пятно”.
	“Ах, мы всего лишь два прошлых. Два прошлых дают одно
	настоящее. И это, замечу, в лучшем
	случае. В худшем — мы не получим
	даже и этого. В худшем случае, карандаш
	или игла художника изобразят пейзаж
	без нас. Очарованный дымкой, далью,
	глаз художника вправе вообще пренебречь деталью
	— то есть моим и вашим существованьем. Мы —
	то, в чем пейзаж не нуждается как в пирогах кумы.
	Ни в настоящем, ни в будущем. Тем более — в их гибриде.
	Видите ли, пейзаж есть прошлое в чистом виде,
	лишившееся обладателя. Когда оно — просто цвет
	вещи на расстояньи; ее ответ
	на привычку пространства распоряжаться телом
	по-своему. И поэтому прошлое может быть черно-белым,
	коричневым, темно-зеленым. Вот почему порой
	художник оказывается заворожен горой
	или, скажем, развалинами. И надо отдать Джованни
	должное, ибо Джованни внимателен к мелкой рвани
	вроде нас, созерцая то Альпы, то древний Рим”.
	“Вы, значит, возникли из прошлого?” — волнуется пилигрим.
	Но собеседник умолк, разглядывая устало
	собачку, которая все-таки что-то себе достала
	поужинать в груде мусора и вот-вот
	взвизгнет от счастья, что и она живет.
	“Да нет, — наконец он роняет. — Мы здесь просто так, гуляем”.
	И тут пейзаж оглашается заливистым сучьим лаем.
		1993–1995 И Бродский
	
	
		вверх^
		к полной версии
		понравилось!
                в evernote