Без заголовка
25-05-2009 01:54
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
влияние человеческих качеств сильно переоценено.
Трикстер (англ. trickster — обманщик, ловкач) в мифологии, фольклоре и религии — божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения.
Как правило трикстер совершает действо не по "злому умыслу" противления, а ставит задачей суть игрового процесса ситуации и жизни. Не сама игра жизни, но процесс важен для трикстера. (Понятие трикстеров в культах вуду - всевозможные эшу).
проглочу солнце раз оно не для нас
вызову апокалипсис, рагнарёк
раз в этом мире не видать твоих глаз
раз в этом мире мне не греть твоих рук
Божество-трикстер нарушает установления богов или законы природы, иногда злонамеренно (например, Локи) но при этом, как правило, добиваясь, пусть и неосознанно, какого-нибудь позитивного эффекта.
« Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
Мефистофель (Гёте. Фауст) »
Во многих культурах (напр., в древнегреческих, скандинавских или славянских мифах, а также в индейских историях), трикстер и культурный герой часто смешиваются. Иллюстрацией может служить Прометей в Древней Греции, укравший у богов огонь, чтобы дать его людям. Он скорее культурный герой, чем трикстер. Во многих североамериканских мифологиях Койот (у юго-западных индейцев) или ворон (северо-западные индейцы) также выкрал огонь у богов (звезды или солнце), но он более трикстер, чем культурный герой. Различие заключается в других историях, касающихся характеров этих персонажей: Прометей — Титан, тогда как Койот или Ворон обычно является шутником и проказником.
КУЛЬТУРНЫЙ ГЕРОЙ — мифологический персонаж, который добывает или впервые создаёт для людей различные предметы культуры: приносит людям культурные растения, учит добывать огонь, обучает ремеслам, искусствам. Культурный герой предписывает также и правила поведения людей, ритуалы, праздники, социальную организацию в целом. Культурный герой считается иногда и устроителем мира: он вылавливает землю из первоначального океана, устанавливает небесные светила, регулирует смену дня и ночи, времен года, чередование приливов и отливов и т. д. Культурный герой наряду с участием в упорядочении мира, выступает также как борец с хаотическими природными стихиями, которые в виде разнообразных чудовищ, хтонических демонов и т. п. стремятся уничтожить установленный порядок. Культурный герой был свой у каждого народа и почитался наравне с богами. В древних версиях мифов, отражающих специфику присваивающего хозяйства, культурный герой добывает готовые блага культуры, а порой и элементы природы путём простой находки или похищения у первоначального хранителя (у старухи-прародительницы, у хозяйки царства мёртвых, у небесных богов, у духов-хозяев). Мифы о культурном герое представляют собой своеобразную летопись первых успехов людей в трудовой и общественной практике, проецированных в доисторическое время и приписанных культурным героям как единственным обладателям в глазах членов родовой общины необходимой свободой самодеятельности. В архаических мифологиях представления о первопредках- демиургах – культурных героях переплетены между собой, вернее, синкретически не расчленимы. Причём базисным началом в этом соединении является первопредок - родовой, фратриальный, племенной. Двойником культурного героя является трикстер - брат-близнец, наделенный чертами плута-озорника; он неумело подражает культурному герою, создавая «дурные» вещи (смерть, гористую местность, пропасть, хищного зверя и т. п.). Трикстер, отделяясь от культурного героя, наделяется демонически-комическими свойствами. Стремясь удовлетворить свои ненасытные желания, - голод, гиперэротизм и проч., трикстер нарушает установленные табу, идет на любые хитрости и обман, пренебрегает общепринятыми нормами, насмехается над святынями. Озорные проделки трикстера большей частью служат удовлетворению его прожорливости или похоти. Обычно преобладает какое-нибудь одно качество: например, у индейцев северо-западного побережья Америки ворон - прожорливый трикстер, а норка - похотливый; в мифологии догонов Легба отличается гиперэротизмом, а Йо - обжорством. Стремясь удовлетворить голод или ненасытное желание, трикстер прибегает к обману, нарушает самые строгие табу (в т. ч. совершает кровосмешение), нормы обычного права и общинной морали (злоупотребление гостеприимством; поедание зимних запасов семьи или родовой общины). Нарушение табу и профанирование святынь иногда имеет характер «незаинтересованного» озорства. Трикстер — это воплощение универсального комизма, «карнавальности», он, по выражению П. Радина, — «божественный шут».
Джокер, Скоморох, Юродивый (Блаженный), Шут. Трикстер?...
Rust in the mountains
Rust in the brain
The air is sacred here
In spite of your claim
Up on the roof tops
Out of reach
Trickster is meaningless
Trickster is weak (с)
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote