Помню, познакомившись (и сразу влюбившись) с творчеством Чарльза Буковски, долго пытался узнать к какому роду искусства его можно отнести. Что это за жанр? Как можно назвать такое направление мысли и творчества? Да, это реализм. Но ведь жизнь иная. Но все равно реализм, или нет? Я нашел такое определение как гиперреализм, относящееся как раз к творчеству Бука. "Гиперреализм — термин, который используется для обозначения: а) течения в современном искусстве (живописи и скульптуре) 1990—2000-х годов, б) творчества европейских фотореалистов 1970-х годов". Как видно из определения, литературное творчество оно никак не поясняет. Безусловно, что та тенденция, которой отдал себя Бук, изо дня в день набирает популярность в современном искусстве и входит во вкусы "зрителей". Так что же это?
Слышал, что гиперреализм воссоздает реальность, или скорее псевдореальность, неотличимую от настоящей реальности, убедительно, может быть даже слишком. Но тогда это обман? Литературный прием для усиления драматургии? Пил ли Бук, как его персонаж Чиноски? Конечно. Трахался? И это было, слишком искренне об этом писал. Был ли творческий кризис? Болезнь, грозящая гибелью? Отец? Все, что можно найти в его рассказах, было и в его жизни. Но в жизни было и иное. Было еще и творчество большое, сильное и глубокое. Все думали, что он целыми днями пьет и утопает в "кисках", а он в это время выдавал очередное произведение.
Это всего лишь попытка понять, но как мне кажется, гиперреализм - это не создание псевдореальности, а акцентирование внимания на той части нашей жизни, о которой не хочется говорить, думать. Которую пытаешься поскорее забыть, сделать вид что ее нет. Но именно в ней обнаруживаемся настоящие мы, причины наших поступков, мотивы. Здесь наши страхи и наша подлинная любовь. Здесь та главная трагедия человеческого существования, которую мы называем подлинной жизнью. Гиперреализм не столько жанр, сколько взгляд, способ занятия позиции. Описание извне того, что прекрасно знаешь изнутри. Становишься подопытной крысой в опыте, который проводишь ты сам. Такой взгляд можно обнаружить в глубоком экзистенциализме Кендзабуро Оэ, в его во многом автобиографичных романах, ковырянии в себе, истории и обществе; в образе Хэнка Муди, созданного Showtime, во многом воплотившего самого Бука; в вызывающей простоте творчества, недавно зажегшегося отечественного режиссера Валерии Гай Германики; в анализе "doom generation" от Грегга Араки. Примеров много, раскрывающих то, что гиперреализм не столько жанр, сколько взгляд и способ занятия определенной позиции. И с каждым годом к такому взгляду прибегают все чаще.
Возникает вопрос, о нужности этого взгляда для искусства. А я задам иной вопрос: а нужен ли иной взгляд в современном искусстве? Искусство ради красоты? Пошло. Искусство ради искусства? Хорошо, когда ты учишься. Но научившись чему-либо, ты будешь это бессмысленно использовать? Или будешь творить во имя чего-либо? В мире, где все стало ложью, а что не ложь - то абсурд, ради чего творить, как не ради правды? Пускай это правда и имеет наипротивнейший из запахов, но какой еще ей быть, если она об этом мире?
"...и мне пришло в голову, что все непрерывно страдают, включая тех, кто не хочет в этом признаться. Мне показалось, что я сделал потрясающее открытие." (Ч. Буковски)