• Авторизация


Приятные отзывы оствим для классиков. 03-10-2007 17:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[277x430]
Я - пастырь, я - красный волк
Дрессировке не поддаюсь.
Пасу беззубых словечек полк
И, конечно, на них женюсь.
(Шевчук)

"Быть критиком, - говорил Николай Гоголь, - весьма непростая стезя". И я, пожалуй, соглашусь с классиком, вопреки мнению, что куда предпочтительнее выбирать позицию зрителя или адвоката, ведь само понятие литературной критики по природе своей пассивно и, если даже обязывает к чему-либо, то во всяком случае не автора. Таково мое, возможно, крайне невежественное мнение, которое в свою очередь может так же быть подвергнуто субъективной оценке.
В данном случае я не позволю себе осуждать либо оправдывать автора, но постараюсь разобраться в несколько ином предмете.

Роман Эдуарда Багирова "Гастарбайтер" являет собой весьма удачный авторский дебют, который может служить отличным трамплином в писательской карьере. Именно "может". А точнее - "мог бы". Созданная самим автором media-оболчка вокруг своего произведения совершенно сковывает любой возможный творческий подъем, на который, впрочем, у Багирова есть нескромная заявка. Вышедший в контексте контркультурной среды роман, автоматически привлекает внимание читателя, как если бы кулинарная книга была издана при поддержке министерства обороны. Контркультура, а точнее само понятие, заранее предполагает некое противостояние, оппозицию традиционным ценностям. Не альтернативу, нет. Именно префикс "-контр" задает определенные знаки в ключе прочтения (об этом, однако, разговор несколько иной). Читатель невольно ищет данное соответствие произведения с указанным контрнаправлением, и, с удивлением, обнаруживает его полное отсутствие. "А как же громкая надпись на обложке "лучший контркультурный автор года?" или "+18 Внимание! Контркультурное произведение"?- подумает всякий, прочитавший роман. Соглашусь лишь с надписью, уверяющей, что книга читается на одном дыхании (я прочел ее за 3,5 часа с перекурами). Это правда. Стиль повествования простодушно незамысловат, без лишних мудрствований. Правда, немного напрягли 300 с лишним "многозначительных", совершенно ненужных пауз менее чем на 200 страниц текста. И все-таки, возвращяясь к багировскому hand-made PR, замечу что вышло по формуле "каждый в душе Сид Вишез, а на деле Иосиф Кобзон". Лениво листая блог автора "Гастарбайтера" на livejournal.com я невольно сравнил "воинственного" лимитчика с пелевенским Сашей Бло (кстати, тоже Эдуардом). Соглашусь, что самолюбие дебютанта закономерно должно было вырости в определенных пределах, но, как мне опять же показалось - переиграл. Неловкий юношеский максимализм, выдаваемый за трезвый цинизм, разбавленный даже не чернухой, а чернушкой, способен выдавить смешок. Образ героя, хотя и списанный, как заявляет автор, с него самого, абсолютно ему не соответствует. Забавный блоггер Odesu, обитающий в том же сетевом журнале, открыто подражая речевым выгибонам Эдуарда Исмаиловича, коими пестрит дневник последнего, легко выводит того же Эдуарда Исмаиловича из себя. Здесь необходимо сказать, что и я с моим коллегой по цеху как антитела внедрялись в зараженное тело сетевого пространства - сайт litprom.ru, дабы узнать насколько сможем соответствовать общему фону ресурса. Смогли налегке, заделавшись под псевдохармсовщину напополам с отвязностью Лаэртского. Вошли, так сказать, в доверие. Тем не менее долго лямку мы не протянули и, сильно нагрубив модераторам (в числе коих и г-н Багиров) были отправлены в игнор. Вообще, что касается литпрома - разговор особый. Маленькая ода этой явно злокачественной опухоли встречается и на страницах "Гастарбайтера". Сам же Багиров, к сожалению, не назвал в романе заветного слова, которое активно использует в своей повседневной речи. А именно - говнописательство. Конкретно говописательство составляет 99% опубликованных на сайте опусов различных пользователей, так называемых "аффторов". Если, опять-таки, верить не вполне адекватному "лимитчику" Багирову, то среди таких "графоманов от сохи" встречаются весьма достойные люди. Моя бабушка, преподователь русского языка и литературы, склонна утверждать, что именно произведения могут помочь составить об их авторе ( как о человеке) самое полное мнение. Она говорила это в защиту Антона Чехова, обосранного еще одним нашим современником - Виктором Ерофеевым. Такая позиция с одной стороны оправдывает писателя, а с другой - весьма спорна. Широкая рекламная и псевдорекламная акция - оправданная необходимость, своеобразный импульс, побуждающий читателя обратить внимание на новинки современной отечественной литературы, но излишняя раздутость и пафосность, граничащая с модным ныне гламуром представляют собой камень, о который начинающий писатель может легко запнуться.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Приятные отзывы оствим для классиков. | Бравый_и_Трюфель - Battle for your media (Записки белой эмиграции) | Лента друзей Бравый_и_Трюфель / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»