В стране Ксанад, благославенной,
Дворец построил Кубла Хан,
Где Альф бежит, поток священный,
Сквозь мглу пещер гигантских, пенный,
Впадает в сонный океан.
С.Т.Кольридж, 1798.
Надо же, как странно...
Всегда, доставляет огромное удовобльствие, когда люди снимают фильм о том, чем ты увлекаешься. Такие фильмы обычно никогда не нравятся, и ты ищешь в них ляпы, смеешься над несуразностью и неумелостью. И это доставляет тебе удовольствие.
Но вот человек снимает шикарный фильм. Красивый, реалистичный (3D настолько шикарен, что ощущаешь каждый всплеск воды, каждый камушек, "каждый выступ скалы"). И там практически все как-то закономерно. Так, как и должно было бы быть.
И нет никаких сверхъестесственных сил. Есть самая обычная великая естественная сила природы. И есть люди, которые позволили себе смелость сунуться туда.
И мысли у этих людей такие, какие у тебя иногда проскальзывают. И тебе все понятно, все знакомо.
Такой и есть Санктум.
Да, с ляпами. Да, с пафосными речами. Да, с классическим сюжетом, по которому из группы выживает только один...
Но вот ты читаешь об этом фильме, спрашиваешь у знакомых...
И начинает казаться, что если Пещера или Спуск - это фильмы о спелеологах не для спелеологов. Там захватывающий сюжет, динамика, загадочность...для человека, для которого пещера - все равно что Корускант.
Санктум не использует ничего их этого хоррора, не объявляет катастрофу мирового маштаба.
Трагедия, которая разыгрывается там - трагедия настолько локальная, и настолько невидная отсюда с поверхности. И что до того, что 6 незнакомых никому людей умерли и навсегда похоронились в месте, где никто никогда не бывал?
Фанатики, дураки, идиоты во главе с истеричным Френком.
Этот фильм настолько естественен, что непонятен для обычного человека. И даже какие-то зачатки психологических, философских проблем, отраженных в фильме, становятся непонятны людям, потому что непонятны факторы, их обострившие. Непонятна любовь к камню. Не понятно, почему Санктум. И даже, не понятно, зачем стихи.
Не понятно, и слава Богу, на самом деле!
Да, Алистер Грирсон - попал впросак. Не нужно было начинать с такого фильма, даже в компании с Кемероном, которым все его теперь попрекают.
Эндрю Уайт, видимо, глубоко влюбленный в глубину, испытавший нечто подобное изнутри, знающий изнутри, что такое спелология, дайвинг и спелео-дайвинг (а это, видимо и есть, тот человек, которому принадлежит закономерность фильма) - оказался в соседнем с Алистером просаке. Никто не захочет читать или смотреть твою печаль, боль или надежду, если ты не убьешь их в интересах экшна.
Нужно было "убить своего ребенка" (с). Пригласить на главную роль Орландо Блума, и добавить в сюжет парочку блондинок. Их обязательно должна была бы съесть гигантская летучая мышь или непонятное зеленое существо. Вот в этом успех фильмов про пещеры.
Ах да, и главное, найти более понятную цель спуска, чем исследование, и причину ссор, чем нервное напряжение в условиях ЧП. Например, можно было на дне Эса-Алы захоронить сокровище древних цивилизаций.
И последнее, специально для девушки с КиноПоиска: прежде чем писать рецензию, прочитайте внимательно материал по фильму. Несмотря на то, что пещера Esa'ala действительно существует, подобного потопа в пещере Эса-Ала, в котором погибли спелеологи, в том числе сотрудники National Geographic не было. И фраза "основана на реальных событиях" обозначает только, то что Эндрю в течение двух дней просидел в одной из австралийских пещер во время паводка. Это страшно. Но это послужило идеей фильма, а не готовым сценарием. И сказать, что режиссеру ничего не нужно было придумывать - все равно, что сказать, что Льву Толстому не нужно было ничего придумывать в "Войне и мире", потому что была же война 1812 года!