• Авторизация


РУССКИЕ СКАЗКИ: КАК ИХ ЧИТАТЬ И РАСШИФРОВЫВАТЬ 12-06-2011 13:17 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[490x580]

Предмет доклада - "Волшебные сказки", являющиеся частью многообразия все видо русских сказок и мифов.


Термин этот был введен Владимиром Проппом в его работе "Морфология волшебной сказки":

"Здесь будет изучаться тот жанр сказок, который начинается с нанесения какого-либо ущерба или вреда (похищение, изгнание и др.) или с желания иметь что-либо (царь посылает сына за жар-птицей) и развивается через отправку героя из дома, встречу с дарителем, который дарит ему волшебное средство или помощника, при помощи которого предмет поисков находится. В дальнейшем сказка дает поединок с противником (важнейшая форма его -- змееборство), возвращение и погоню. Часто эта композиция дает осложнение. Герой уже возвращается домой, братья сбрасывают его в пропасть. В дальнейшем он вновь прибывает, подвергается испытанию через трудные задачи и воцаряется и женится или в своем царстве или в царстве своего тестя... или иным образом становится хозяином (прим. Автора)"


Целью работы является дать общее представление о корнях сказки, процессе их возникновения, о том знании, которое в них содержится, а также как их читать и понимать обычному русскому человеку и что это может ему дать.



1. Возраст русских сказок. Ссылки на материалы и исследования, свидетельствующие о древности русских сказок. Сказки - арийские знания, дошедшие до наших дней.


Точно датировать возраст сказок не представляется возможным в связи с тем, что это предмет устного народного творчества, зафиксированный в письменном виде собирателями в начале XIX века. Судить об их возрасте можно только по их содержанию во взаимосвязи с обрядами, древним мировоззрением и историческими корням.


Общий взгляд на сюжеты сказок и поведение героев в них позволяет говорить о том что, в них отражены весьма древние ритуалы и обряды, и в целом мировоззрение сильно отличающееся от современного. "В основе некоторых мотивов лежит иное понимание пространства, времени и множества, чем то, к которому привыкли мы.." Пропп "Исторические корни сказки".


Анализируя работы ученых в этой области можно сказать, что сказки являются явным отражением первобытного мировоззрения и обрядов. Среди наиболее характерных можно подчеркнуть: возможность путешествовать в нижний (подземный) и верхний (божественный) миры, оборачиваться в различных животных и общаться с ними, получать помощь от умерших через особые предметы, предметы волшебной силы как обязательный атрибут героя. Опыт изучения и фиксации в изначальном виде мифов первобытных племен Африки, Америки и Океании свидетельствуют о большой степени идентичности этих сюжетных линий. Не только то, что это возможно, но и то - каким образом это происходит. Подробный анализ исторических корней сказки с этой точки зрения был дан и проведен Владимиром Проппом в его работе "Исторические корни Волшебной сказки" еще в Советское время.


Однако современные исследователи пошли еще дальше. Например, Жарникова С.В. в своей книге "Золотая нить" вышедшей в свет в 2003 году разбирая Сказку о царе Салтане, указывает: "Судя по всему, зачин «Сказки о царе Салтане» берет свое начало в древнейших пластах индоевропейской мифологии. Действительно, идея трех изначальных нитей, творящих все во Вселенной, трех богинь судьбы, известная еще ведической мифологической традиции, трех прях-Мойр древнегреческой мифологии, очень четко зафиксирована в сказке А.С.Пушкина. Дальнейшее развитие сюжета свидетельствует о том, что именно ведические мифологемы легли в основу данной сказки." Далее в этой книге и других своих работах Светлана Васильевна напрямую доказывает и обосновывает единство древнеславянской традиции (отразившейся, в том числе, и в сказках) с арийско-ведической.


Другие исследователи прямо связывают образы русских сказок с памятью в традиции народа о Гиперборее, Арийской родине на севере и ледниковом периоде. Так, например, по мнению исследователя В.Орлова в сказке "Хрустальная гора" прямо отражен период Валдайского оледенения. О такой же древности говорит и сказка "Медное, серебренное и золотое царство".


Подробный анализ сказочных сюжетов в их тождестве с самыми древними обрядами поминовения предков дает Наталья Николаевна Велецкая в своей книге "Символы славянского язычества" (М. 2009 г.), особенно интересен проведенный ею анализ старообрядческой традиции как наиболее полно сохранившей многие элементы древнего мировоззрения до наших дней.


Вывод: Принимая во внимание уже общепризнанное положение о трансформации мифа в сказку как исторического процесса обобщения или потери изначальной памяти о происходивших процессах, можно сказать, что русские сказки - это арийские мифы в обобщенном виде дошедшие до наших дней. И если анализ исторических событий и процессов на основе сказок весьма затруднен в связи с недостаточностью исторических знаний о том периоде человечества, то для изучения мировоззрения наших предков - это один из самых богатых источников.



2. Что описывают сказки. Сказка, как способ сохранения главных знаний – как устроен мир и как в нем жить. Понятия о Правде и Кривде.


Несмотря на множественность сюжетов сказок, при более подробном их рассмотрении все Волшебные сказки описывают практически одну и ту же ситуацию. Чего-то не хватает или что-то утеряно и это нужно снова обрести. Процесс обретения не возможен без получения или нахождения волшебного предмета или силы, что при анализе оказывается вариантами обращения и получения сил и способностей от предков. Затем происходит битва за желанное (искомое), в котором проверяется найденные силы, способности, свойства. В результате чего обретается состояние (царство, стали "жить да поживать" и т.п.) которое больше не может быть нарушено бедой и представляется абсолютным счастьем.


Такое единство сюжетной линии подробно разобрал и обосновал еще Владимир Пропп. И многие ученые вслед за ним изучают именно мотивы сказок, одна из наиболее подробных работ в этой области проведена Черноусовой И.П. (см. И. П. Черноусова “Структура и художественные функции мотивов русской волшебной сказки”).


В основе волшебной сказки (мысль, к которой пришли самые разные исследователи, независимо друг от друга) лежит образ инициации (инициация – разновидность обряда перехода, посвящения юношей в разряд взрослых мужчин) – отсюда «иное царство», куда следует попасть герою, чтобы приобрести невесту или сказочные ценности, после чего он должен вернуться домой. Повествование «вынесено целиком за пределы реальной жизни». Характерные особенности волшебной сказки: словесный орнамент, присказки, концовки, устойчивые формулы.


Что главное в Волшебных сказках:


В русских волшебных сказках граница между “здешним” миром и “потусторонним” (домом и волшебным царством, жизнью и смертью) – охраняема. Страж границы (например, это может быть, и чаще всего бывает, Баба Яга) охраняет вход в потусторонний мир. Чтобы попасть туда, получить особые возможности или волшебные предметы (от предков) необходимо знать, как устроен этот мир. Весь процесс сказочного сюжета с этой точки зрения как раз и является или проявлением знаний главного Героя (например, как разговаривать с избушкой или Бабой Ягой), или познанием потустороннего мира (нахождение пути с помощью клубка-самоката, отыскивание "Того, не знаю чего" и т.п.).


Ключевым элементом здесь является троичность мира в виде подземного мира, срединного (мира людей) и вышнего (небесного мира богов). Центром мира является мировое древо (чаще всего дуб), стоящее на Алатырь камне, на Буян острове. При всем многообразии сказок такое устройство мира формирует его устойчивую, единообразную картину. Она является прямым отражением арийских мифов, что уже было рассмотрено выше.


В потусторонний мир попадет только достойный. Кто достоин, а кто и не очень, определяется с помощью разного рода испытаний – это уже попытка объяснения того, что архаическому сознанию понятно изначально: “там” будет тот, кому положено высшими силами “там” быть. Таким образом, можно сказать, что основной сюжетной линией является проверка на "достойность", знание и соблюдение вежества и следование Правде. Понятие о Правде и Кривде является ключевым для всего русского мировоззрения. Не разбирая "Голубиную книгу", как основной миф об этом дошедший до нас, можно увидеть, что в сказках постоянно идет противопоставления этих двух начал, а главный герой может добиться успеха только при условии действий по Правде.


Герой должен следовать Правде не смотря ни на что, только такое поведение и выбор приводят его в итоге к тому, что он становится Царем или иным образом обретает счастье. Примеры такого поведения:

- освобождение какого-либо опасного животного, могущему причинить смерть;

- выбор пути там где "Коня потерять" или "Самому мертвому быть";

- будучи в плену Героя отпускают "под честное слово" вернуться в уговоренное время;

- поступание по уговору с невыгодой для себя (Царевна лягушка и т.д.).


Такая абсолютная приверженность правде сильно отличается от "бытового или мирского ума", "умности", которая как правило, противопоставляется в виде поведения и выборов старших братьев.


Вместе с этим надо сказать, что следование Правде не определяет абсолютно все действия героя сказки, сказка позволяет ощутить, что Правда - это скорее некое внутреннее понимание того, как надо поступить. Герой периодически ради такой правды нарушает запреты (куда-то не ходить, чего-то не делать), но впоследствии ему приходится пройти определенные испытания, чтобы отстоять свою правду даже не смотря на невозможность этого (Поди туда, не куда, принеси то, не знаю что).


Вывод: сказки, являясь обобщением арииско-ведических представлений о мире, отражают его устройство и то, как должен поступать человек, чтобы прийти к счастью. Некоему состоянию, в котором он будет хозяином жизни и не будет постоянно что-то терять (или находиться под угрозой). Главным показателем верных действий в этом направлении является поступление всегда по Правде, которая является с одной стороны известными Герою способами вежественного поведения, а с другой - поступлении по внутреннему ощущению Правды, которое впоследствии требует подтверждения и проверки испытаниями.



3. Поведенческие стереотипы в сказках. Сказка как способ отражения поведенческих стереотипов. Сказка как способ обучения и воспитания. Сказка как способ научить думать и действовать определенным образом.


Сказки при всем своем многообразии содержат в себе сравнительно небольшое количество поведенческих стереотипов. Но эти поведенческие стереотипы являются высокой степени универсальности и именно их соблюдение помогают герою. Рассматривая сказку как трансформацию мифа на протяжении многих веков, смены погодно-климатических условий, социальных условий жизни, взаимодействия с разными другими народами и этносами - можно сказать, что в сказках заключены проверенные временем, обобщенные наиболее правильные (от Правда) поведенческие стереотипы, которые являются основными для русского сознания с его арийско-ведическими мировоззренческими корнями.


Платонов "Экономика Русской Цивилизации. Общинная модель хозяйства." отмечает, что главной основой русской экономики было мировоззрение и духовность, которые складывались благодаря Вере и традиционной культуре, что воплощалось в итоге в обычном праве: "Главными чертами русской цивилизации, отличающими ее прежде всего от западной цивилизации, являлись преобладание духовно-нравственных приоритетов жизни над материальными, культ добротолюбия и правдолюбия, нестяжательство, развитие самобытных форм трудового самоуправления, воплотившихся в общине и артели." Именно такие черты поведения мы и видим в русских сказках.


Проводя общий разбор сказок можно выделить следующие основные поведенческие стереотипы:

- быть самим собой, не бояться совершать поступки по внутреннему ощущению Правды ("Не бойся быть смешным");

- изучение мира даже в нарушение общественных запретов, но с принятием на себя ответственности за их последствия ("познание мира", "ломание");

- вежество, как обязательное условие взаимодействия со всем окружающим миром (не только животными, но даже и деревьями, звездами, ветрами и т.п.);

- помощь ближнему и взаимовыручка (герой не оставляет попавшего в беду, а раз с кем-то повстречавшись - помогают друг-другу);

- решимость идти до конца (беспощадность к врагу в битвах, не отдавание малого за большее (сказка Иван Царевич и Серый волк));

- умение учиться, обучаемость (как только герой сталкивается с проблемой он идет к кому-то за советом или за обучением);

- обращение к предкам как источнику волшебных свойств и способностей, даруемых достойным;

- нет невозможного: готовность совершить любые самые невероятные действия ("каждому Бог крест дает по силам").



Сказка как способ обучения и воспитания:


Русский народ много веков с детства рассказывал сказки детям, а позднее - читал и не замечал то большое влияние на формирование сознания, которое оно оказывает. Оно и понятно - ведь это было также естественно, как разговаривать на русском языке, в котором что ни слово - то сакральный смысл. И только в последнее время, когда современная культура стала вытеснять этот обязательный раньше способ формирования сознания ребенка некоторые исследователи стали задаваться вопросом - что содержится в русских сказках с точки зрения поведенческих стереотипов и мировоззрения.


Например, учитель высшей категории, преподаватель «Истории культуры Руси» Светлана Курячая отмечает: "К сожалению, у нас сложился традиционный подход к слушанию сказок, как к просмотру телевизионной программы: послушал, поразвлекался — ушел и забыл. На самом деле сказки складывались для того, чтобы они обдумывались, осмысливались и делались определенные выводы. Недаром Пушкин сказал: «Сказка — ложь, да в ней намек…» С этой точки зрения нужно подходить к русской народной сказке. И еще учитывать народные традиции — когда эти сказки складывались, рассматривать их с точки зрения ритуалов, обрядов, представлений народа о жизни, т. е. читать их тем языком, на котором они были изложены. ... Сказки все наполнены метафорами, образами. Нужно еще уметь понимать эти метафоры. Чаще мы не знаем, что за каждым образом стоит. Наверное, благодаря этому в сказках сохраняется то изначальное, что в них было заложено. Не понимая, люди не вносили свои интерпретации, а передавали все как было. Читая сказки, мы должны помнить, что у древних славян жизнь представлялась бесконечной, в форме замкнутого круга, где не было ни начала, ни конца. Поэтому и смерти не было навсегда. Душа возвращалась в теле ребенка."



4. Расшифровка сказок. Прочтение сказок на 3-х уровнях: мир, человек, душа. Символизм предметов и персонажей сказок.


Расшифровка сказок является собой одновременно наиболее сложной и вместе с тем простой задачей для исследователей. Под расшифровкой здесь можно понимать рассмотрение внутренних смыслов в сказке, применимых к каким-то обычным ситуациям реального мира. Возвращаясь к вышеуказанному происхождению сказки от мифа, как процессу обобщения представлений и стереотипов поведения героев арийско-ведической традиции можно утверждать, что в сказках закреплены самые общие образы, отшлифованные временем и опытом народа. И их то и можно рассмотреть и понять при расшифровке сказок.


Первое, что необходимо принять при попытке расшифровок сказок - это троичность мира с точки зрения единства микрокосмоса, человеческого мира и макрокосмоса. Соответственно события, описываемые в сказках можно рассматривать как события, изменения происходящие:

в Душе (сознании) отдельного человека;

во взаимодействии между людьми;

во взаимодействии между народами и этносами.


Второе - это знание, что скрыто за основными образами. Например, что символизируют те или иные животные, сказочные персонажи и т.п. Можно привести наиболее характерные примеры:

Собака, бык – упорство

Петух – воинский Дух

Лиса – коварство и хитрость

Волк – традиция, опыт

Дед с бабкой – предки

Баба-Яга – символ того, кто испытывает на знание и вежество

Лес – пространство испытаний, дорога, которую надо преодолеть

В рамках данного доклада не представляется возможным дать систематизацию и расшифровку всех этих понятий, но такая работа, несомненно, была бы очень ценная и полезна. С другой стороны, имея определенный опыт расшифровки сказок и их толкований, быстро учишься узнавать и понимать скрытые смыслы.


Традиция толкования, расшифровки сказок уже сложилась в Бузе и является неотъемлемым элементом при обучении и воспитании. Стало это возможным благодаря полученному от носителей традиции, у которых собирались сказки, объяснений отдельных элементов рукопашного боя, воинского воспитания на основе сюжета сказок «Избушка лубяная», «Семь Семионов» и др.


Подробный разбор сказки «Избушка лубяная» можно найти в книге Базлова Григория Николаевича «Буза. Русский рукопашный бой» в главе «Боевые сказки Северо-Западной Руси», или в любой артели Бузы в процессе обучения или посещения специализированных семинаров.



5. Сказка и ее душевное восприятие. Что может дать «душевное прочтение сказок». Чтение сказок, как некий опыт для Души (умной, чувственной и решительной). Чтение сказок как способ единения людей на основе общности мировоззрения.


Являясь представителем Советской науки Владимир Пропп, а за ним и другие исследователи, в основе действий героев сказок (а соответственно их сочинителей и рассказчиков) видели только силу предписаний обрядов и верований по принципу "бытие определяет сознание". Долгое время исследователями обходились стороной Духовные основы поступков героев сказок и то, чему они учат.


Наиболее полной научной работой, рассматривающей сказку с психологической точки зрения, которую мне удалось найти - является книга зарубежного автора Франц М. "Толкование волшебных сказок". В ней автор отмечает "Исходя из вышесказанного, можно предположить, что любая волшебная сказка является относительно закрытой системой, выражающей некое сущностное психологическое значение, содержащееся в ряде сменяющих друг друга символических картин и событий, посредством которых оно и может быть раскрыто. ... Юнг заметил однажды, что именно благодаря сказкам можно наилучшим образом изучать сравнительную анатомию человеческой психики. В мифах, легендах или любом другом, более развернутом, мифологическом материале мы постигаем базисные паттерны человеческой психики, преодолевая множество культурных наслоений. Сказки же отражают эти паттерны в психическом более ясно и четко, так как включают гораздо меньше специфического культурного материала." Особо автор подчеркивает, что сказка издавна является важнейшем инструментом формирования "общественного бессознательного" каждого отдельного этноса. Выводы сделанные в этой книге, по моему мнению, можно в полной мере отнести и к русским сказкам.


Отечественные исследования пока не идут дальше публикаций в журналах: "Анна Бердникова, психолог - Журнал "Мама и малыш" №11, 2006 "СказкоТерапия". Но вместе с этим в народе до сих пор жива традиция чтения и объяснения сказок детям. Несмотря на то, что многие смыслы и понимание утеряны – живое общение, обсуждение, рассматривание внутренних смыслов дают важный Душевный опыт. Они, по сути, являются актом совместного творчества на основе образов арийско-ведической традиции.


Сюжетная линия русских сказок очень интересна с точки зрения сопереживания слушающего, она построена на основе скудности неких предпосылок, и слушатель в отдельные моменты подвигается тому, чтобы вместе с Героем осуществить некоторый выбор, принять определенное решение. Это требует от слушателя внутренней душевной работы. Слушатель является творческим соавтором сказки, который использует все силы своего воображения для внутренней визуализации сказки. Постоянное соотношение своего выбора и представлений о возможных действиях Героя с тем, как это разворачивается в сказке. Со временем это приводит к тому, что определенные поведенческие стереотипы начинают приниматься как естественные и единственно верные.


При чтении сказок задействуются и укрепляются все душевные составляющие Души, как их видит отечественная традиция:

Умная душа осознает содержание сказки и осмысливает его, для нее это определенная работа, так как сюжет часто бывает «нелогичен» и неподробно расписан.

Чувственная душа сопереживая героям сказки вызывает внутри эмоции и чувства, среди которых можно отметить и постепенно тренируемую «чуйку» или интуицию в отношении возможного развития событий. Особенно этому способствует традиция «прерываемого» повествования или чтения сказки. Когда они читается с промежутками за несколько дней.

Решительная часть души проверяется на способность принимать такие же открытые решения в соответствии с понятием о Правде, как это делает главный герой.


И в завершении хочется сказать о положительном опыте совместного чтения и разбора сказок. Делая это коллективом, обсуждая каждый отдельный момент сказки совместно, люди раскрываются, они делятся своим жизненным опытом друг с другом, пониманием. Возникает единый взгляд на отдельные ситуации, правильность поступков и поведения (следования Правде). В сознании закрепляются единые образы, которыми потом легко можно оперировать между собой в простом, бытовом взаимодействии. Также совместная практика расшифровки и толкований сказок позволяет в большей степени избегать личностных ошибок и «придумываний», которые часто встречаются у отдельных исследователей выполняющих такую работу в одиночку. Все ненастоящее, лишнее сразу чувствуется другими и отсекается.


По моему мнению, чтение и расшифровка русских сказок, является очень ценным способом воспитания, развития и обучения в любом возрасте. А осуществление этого коллективом – одним из лучших способов нахождения взаимопонимания и сплачивания.


Ильин Дмитрий Анатольевич

Санкт-Петербург

Июнь 2010г.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
Ал_и_нА 14-06-2011-15:35 удалить
Интересно. Спасибо!
16-01-2012-20:57 удалить
увлечение Юнгом и чтение книг о сказке фон Франц привело к созданию своих текстов. Где их можно показать и обсудить?


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник РУССКИЕ СКАЗКИ: КАК ИХ ЧИТАТЬ И РАСШИФРОВЫВАТЬ | Инга_из_Швеции - ОТКРОВЕНИЯ | Лента друзей Инга_из_Швеции / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»