Примитивизм
- направление, возникшее в европейском и русском искусстве в начале ХХ века. Его главным признаком было упрощение художественных средств, обращение к различным формам примитивного искусства - народного и детского творчества, первобытного и средневекового искусства и т.д.
К примитивизму относят и НАИВНУЮ ЖИВОПИСЬ, хотя честное слово, я не вижу особой разницы между этими двумя формами, тогда как справочник пишет, что к наивному искусству относят творчество художников, не получивших образования, однако ставших участниками общего художественного процесса.
[показать]
Сохранились только три фотографии художника
Известнейший представитель этого направления в живописи НИКО ПИРОСМАНИ кажется известен всем благодаря шлягеру «Миллион алых роз»(Паулс, Вознесенский, Пугачёва). Но следует напомнить, что задолго до того, как Вознесенский написал это стихотворение, Константин Паустовский написал красивую новеллу об этой истории ( им написано три очерка о Пиросмани).
5 мая 1918 года, в одной из больниц для бедняков в Тбилиси он умирал, окружённый близкими друзьями - днем раньше соседи, осознав, что Нико не появляется на людях вот уже неделю, собрались вместе и выставили дверь в каморке, где он обитал. 56-летний «маляр», как называли его друзья, лежал в глубоком обмороке.
Родился Нико в 1862 году в кахетинском селе Мирзаани в обычной крестьянской семье. Ему было три года, когда умерли родители и его взяли на воспитание зажиточные тифлисские армяне Калантаровы (в многочисленных ссылках этот факт не всегда упоминается).
[показать]
Детство
Воспитывался в этой семье до 18 лет, затем с сыном Калантарова приезжает в Тифлис, учит русский язык, работает в типографии. Затем в 1880 году вместе с художником Гиго Зазиашвили открывает мастерскую по декоративной росписи, но не имея достаточно заказов, они становятся банкротами.
[показать]
Мололой Пиросмани
Оставшиеся деньги Нико вкладывает в молочную торговлю. Совместно с компаньоном Димитрой Алугишвили они открывают молочную лавку. Нико не проявлял особого интереса а к торговле, многократно покидал лавку, ездил в Мирзаани к родственникам.
К 1900 году Пиросмани закончил занятия торговлей и начал зарабатывать себе на жизнь живописью.
Самодеятельный художник не требовал за работу больших денег. Ему было достаточно, что его кормят и поят в то время, которое уходило у него на роспись, да покупали краски.А людям нравилось, как Пиросмани тщательно выписывает дары природы – персики, виноград, гранаты, инжир, тыквы, яблоки и прочую снедь. На вывеске они получались очень аппетитные, и от посетителей отбоя не было.
Нико научился виртуозно рисовать на клеенках, которыми в «кабачках» накрывали столы. Причем цвет клеенки для художника не имел никакого отношения. Часть «материала» он оставлял фоном, а остальное размалевывал красками…(Клеёнки были в те времена только белого и чёрного цвета).
И о любви…Ну как Художнику без неё!
Пиросмани полюбил француженку Маргариту, певицу из шантана в Верийских садах
[показать].
Ёе боготворил весь Тифлис.
Любовь бедного художника была ей в тягость.
Он пытался завоевать ее с помощью картины, которую так и назвал «Маргарита», но исступлённое чувство уже стареющего известного художника, страдающего отклонениями психики (есть тому данные) пугало её.
И да, был в истории их отношений факт дарения нескольких арб с цветами , которые В СВОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ Нико Пиросмани прислал к ее дому. Погонщики молча складывали цветы к дому Маргариты, и вскоре вся улочка была усыпана цветами сантиметров на 40-50. Вопреки красивой легенде роз там не было, зато было много иранской сирени и акации, из чего можно предположить, что Нико родился весной.
Под пристальным взглядом соседей Маргарита вышла к своему Нико, и в первый и последний раз крепко поцеловала его в губы… Больше никаких отношений между ними не было…
[показать]
А ещё Пиросмани писал стихи…Ни одно из них не сохранилось.
"Нико Пиросмани до того растворился в народе, что нашему поколению трудно уловить черты его индивидуальной жизни. Его будни так таинственны, что, пожалуй, ему придется остаться без обычной биографии..."