• Авторизация


Janus-ЯНВАРЬ 04-12-2009 15:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Александра_Пипикина Оригинальное сообщение

Janus-ЯНВАРЬ

(Janus) — один из древнейших римских богов-индигетов, занимавший, вместе с богиней очага Вестою, выдающееся место в римском ритуале. О сущности религиозного представления, которое воплощалось в Я., уже в древности высказывались различные мнения. Так, Цицерон ставил имя бога в связь с глаголом inire и видел в Я. божество входа и выхода; другие полагали, что Я. олицетворяет собою хаос (Janus = Hianus), или воздух, или небесный свод; Нигидий Фигул отожествлял Я. с богом солнца. Последнее мнение нашло защитников и в новейшей литературе; другие считают Я. символом неба. Все вышеприведенные объяснения в новейших исследованиях по римской религии и мифологии уступили место новому и простому толкованию, по которому имя Я. отожествляется с латинским словом ianus (дверь, дверной проход) и Я. характеризуется как бог двери, свода, арки, прохода. Позднее, вероятно под влиянием греческого религиозного искусства, Я. стали изображать двуликим (geminus) — образ, естественно вытекающий из представления двери, как двустороннего предмета. Итак, Я. первоначально был божественным привратником, которого призывали в гимне Салиев под именем Clusius или Clusivius (Замыкающий) и Patulcius (отворяющий); атрибутами его служили ключ и необходимое оружие привратника, отгоняющего непрошеных гостей — палка. Как в противоположность очагам частных домов существовал на римском форуме государственный очаг — Vesta populi Romani Quiritium, так же точно у римлян была входная дверь, ведшая в атриум государства — на римский форум, так называемый Janus Quirinus. Это было древнейшее местопребывание (может быть святилище) Я., в северной части форума, состоявшее из двух сводов, которые были соединены стенными перегородками, так что образовали крытый проход. В центре арки возвышалось изображение двуликого Я. Арка двуликого Я. была сооружена, по преданию, Нумою Помпилием и должна была служить, согласно завещанию царя, показательницей мира и войны (index pacis bellique): в мирное время арка запиралась, в военное время двери ее оставались открытыми. Сомнительно, чтобы этот обряд был древний; но в последние годы республики он соблюдался, и Август хвалился тем, что при нем арка была закрыта трижды (в первый раз после битвы при Акции, в 30 г. до Р. Хр.; во второй раз — по окончании войны с кантабрами в 25 г. до Р. Хр.; в третий раз — по окончании войны с германцами, в 1-м году до Р. Хр.). Так как с понятием пространства смежно понятие времени (ср. initium — вход и начало), то Я., будучи богом входа, вместе с тем считался покровителем всякого начала, первой ступени или момента в каждом акте и явлении (слова Варрона: в руках Я. — начало, в руках Юпитера — все). Его призывали в начале какого бы то ни было молитвословия; первый праздник римского религиозного года был установлен в честь Я.; в периоде дня Янусу был посвящен утренний час (отсюда эпитет бога — Matutinus), в периоде месяца — календы (первое число), в периоде 12-месячного года — первый месяц, названный по имени Я. январем (Januarius). Близкое отношение бога к понятиям времясчисления привело к представлению об Я. как о божестве, управляющем движением года и вообще времени: некоторые статуи его выражали эту идею в расположении ручных пальцев, причем пальцы правой руки изображали число ССС (т. е. 300), а пальцы левой руки — число LXV (==65), т. е. пальцы обеих рук, в таком их положении, показывали число 365 дней года. Вместе с тем Я. охраняет каждого человека в первые моменты его утробной жизни, с акта зачатия (Janus Consevius), и стоит во главе богов, под покровительством которых находится человек с момента зачатия до рождения. Вообще, как бог всякого начала, он древнейший и первый из римских богов, но первый не в космогоническом смысле, а как божество начала в отвлеченном значении этого слова. Специальным жрецом Я. был Rex sacrorum, занимавший в иерархии римского жречества первое место. По свидетельству Варрона, Я. было посвящено двенадцать алтарей, по числу месяцев года. В разных частях города возвышалось несколько янусов (ворот); ими заканчивалась большая часть улиц, выходивших на римский форум. В древнейшее время собственных святилищ Я. не было, если не считать арки Двуликого Я. на римском форуме. Первый храм, о котором имеются сведения, был построен во исполнение обета, данного Гаем Дуилием в битве при Милах (260 г. до Р. Хр.).Император Август предпринял восстановление храма, при чем древняя статуя бога была заменена привезенным из Египта изображением двуликого Гермеса, работы Скопаса. При Домициане было сооружено святилище так назыв. Четырехликого Я., изображение которого было привезено в Рим из Фалерии еще в 240 г., по взятии этого города римлянами. Древнейшее изображение Я. сохранилось на ассах первой римской чеканки: это — бородатая двуликая голова, рисунок которой был создан, по мнению Виссовы, специально для первых медных монет, представлявших притом же единицу ценности. Фантазия поэтов и ученых создала немало этиологических сказаний, связанных с именем Я.; сложились, напр., сказания о том, что Я. был доисторическим царем Лация и Яникула (см.). Ему, как и Сатурну, приписывались различные изобретения (кораблестроение, чеканка монет) и вообще доброе влияние на развитие культуры (напр., плодоводства, земледелия). В близком отношении к Я. стояли божества Mater Matuta и Portunus, из которых первая была богиней утреннего света (ср. Janus Matutinus) и, подобно Юноне Люцине, призывалась женщинами при родах, а второй был двойником Я., как это явствует из сопоставления имен; portus в первоначальном смысле означает то же, что porta или janua (ianus). Co временем слово portus (ворота) стало употребляться в смысле гавани (т. е. ворота реки или моря), и Портун сделался богом гаваней. Имя Я. носил холм Яникул (см.). О существовании культа Я. вне Рима не имеется никаких сведений. См. Roscher, "Ausführliches Lexixon der Griechischen und Römischen Mythologie" (П, стр. 15 и сл.); Speyer, "Le dieu romain Janus" (в ".Revue de l'histoire de religion", XXVI, 1892, стр. 1—47); Wissowa, "Religion und Kultus der Römer" (Мюнхен, 1902 = Jw. Müller, "Handbuch der Klassischen Altertumswissenschaft", т. V, отд. IV); Aust, "Die Religion der Rümer" (Мюнстер в Вестфалии, 1899); Steuding, "Griechische und Römische Mythologie" (Лпц., 1897).
Н. О.

Янус (бог) — Это статья о римском боге. См. также статью о Янусе спутнике Сатурна. Янус (лат. Iaus, от iaua дверь , греч. Иан) в римской мифологии двуликий бог [1] дверей, входов, выходов, различных проходов, а также всяческих начинаний и начал во времени… (Википедия) Адонисов — АДОНИСОВ АФРОДИТИН БАХУСОВ КИПРИДИН ВЕНЕРИН КУПИДОНОВ МИНЕРВИН ПОСЕЙДОНОВ САТУРНОВ ЯНУСОВ Семинарские фамилии, созданны искусственно. Когда-то отцы духовные давали такие фамилии, по именам греческих и римских богов, в семинарии будущим… (Русские фамилии)
культура = язычество = противление Творцу всех и всего:
1 И изрек Бог все слова сии, говоря:
2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня,
6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
(Исх.20:1-6)
1 Вот постановления и законы, которые вы должны стараться исполнять в земле, которую Господь, Бог отцов твоих, дает тебе во владение, во все дни, которые вы будете жить на той земле.
2 Истребите все места, где народы, которыми вы овладеете, служили богам своим, на высоких горах и на холмах, и под всяким ветвистым деревом;
3 и разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и сожгите огнем рощи их, и разбейте истуканы богов их, и истребите имя их от места того.
4 Не то должны вы делать для Господа, Бога вашего;
(Втор.12:1-4)

1 И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря:
2 месяц сей, в который празднуете Пасху [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года.
Сравнивание Писание и дела людей, - четко видно: делаем все в пику Ему, а это означает, что мы говорим - не ты Бог, а мы боги. Смешно и плачевно, конец этой гордости знают все, даже голливуд трясет от апокалипсических фильмов, а дело можно решить проще - покаяться в своем бунтарстве, принять Жертву Иисуса на Кресте, как Жертву за наши грехи, и начать жить так, как наш Господин- Творец вселенной дал в Писании - в руководстве по эксплуатации Своего изделия- планета земля
(Исх.12:1,2)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Janus-ЯНВАРЬ | A_d_o_n - Дневник celo | Лента друзей A_d_o_n / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»