Суккот
03-11-2009 22:49
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Суккот
Праздник Суккот (по-другому праздник Кущей) – это один из трёх паломнических праздников, когда «весь мужеский пол должен являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей» (Втор.16:16). Этим местом Господь избрал святилище, скинию («И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» Исх.25:8). А со времен Соломона этим местом стал Иерусалимский храм («созвал Соломон старейшин Израилевых … в Иерусалим, чтобы перенести ковчег завета Господня..» 3 Царств 8:1).
Суккот завершает цикл годичных праздников. Отмечается он в конце сельскохозяйственного года, когда ещё можно ночевать под открытым небом. Праздник отмечается семь дней, с 15 по 21 тишри (конец сентября – начало октября). Он имеет несколько значений.
Во-первых, праздник Суккот связан с воспоминаниями о странствовании израильского народа по пустыне во время исхода из земли Египетской. Бог вел их в землю обетованную и милосердно сохранял в течение сорока лет в пустыне. «В кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш» Лев.23:42-43.
Во-вторых, это праздник сбора винограда и урожая, собираемого на исходе лета. То есть это время приношения хвалы и благодарения: «никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками, но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа, Бога твоего, какое Он дал тебе» Втор.16:16.
Пуритане, например, по аналогии с праздником Суккот установили американский праздник благодарения. Пуританские церкви по этому примеру отмечают праздник жатвы.
Итак, откуда появился этот праздник? По еврейскому летоисчислению 15 нисана 2448 года (начало апреля 1312 года до н.э.), после наступившей в полночь казни первенцев, израильтяне и множество разноплеменных людей с ними покинули Египет (Исх.12:38). Они перешли Красное море, и в течение сорока лет их путь в землю обетованную лежал через Аравийскую пустыню. В начале исхода люди жили в наспех построенных шалашах из листьев деревьев, сквозь крышу которых было видно небо. Эти шалаши быстро собирались и разбирались, что давало возможность быть мобильными и не отставать от общей колонны во время движения, ибо враги атаковали тех, кто отставал. На всём пути Бог оберегал Свой народ и заботился о нём, давал пищу, воду, одежду, здоровье. Народ Израиля шёл по пустыне, облачённый милостью Божьей и Его силой, но главное – будучи ведомым Им днём в столпе облачном, а ночью в столпе огненном. А когда встречались враги, Господь предавал их в руки Своего народа. Противящиеся Моисею противились Господу, за что и несли наказание. Но тех, кто были Ему преданны, Господь ввёл в землю обетованную, Эрэц Исраэль. Он ввёл Своё наследие в Свой удел: «Ибо вы ныне ещё не вступили в место покоя и в удел, который Господь, Бог твой, даёт тебе. Но когда перейдёте Иордан и поселитесь на земле, которую Господь, Бог ваш, даёт вам в удел…» Втор.12:9-10.
Посмотрим, зачем Господь дал повеление праздновать Суккот (Кущи), что в переводе означает «палатки».
Господь через Моисея говорит: «Слушай, Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём» (Втор.6:4-6). «Все заповеди, которые Я заповедую вам сегодня, старайтесь исполнять, дабы вы были живы… и завладели землёю, которую с клятвою обещал Господь отцам вашим» (Втор.8:1).
Во второй главе книги Второзакония Господь даёт повеление Израилю помнить свой путь по пустыне в течение сорока лет и быть благодарным Ему за всё это время и за достаток всего на их новой земле. В этой главе открываются Божьи замыслы и цели относительно Израиля:
*
Господь сорок лет водил народ по пустыне, дабы смирить его перед собою;
*
испытать его и узнать, что в сердце народа;
*
узнать, будет ли народ хранить Его заповеди;
*
смирял, давал манну, дабы показать, что не хлебом единым человек жив будет, но всяким словом, исходящим из уст Господа;
*
Господь учил народ Израиля, как человек учит сына своего;
*
Господь намеревался ввести в землю плодородную и благословить все дела рук своих детей;
*
Всевышний хотел прогнать всех врагов и дать мир земле Израиля.
Этот праздник Кущей, как и другие праздники Божьи (Песах, т.е Пасха; Шавуот, т.е. «седьмиц» или Пятидесятница и т.д.) даны Богом Израилю и Его народу для того, чтобы «…не надмилось сердце твоё, и не забыл ты Господа, Бога твоего, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Втор.8:14) «И чтобы ты не сказал в сердце твоём: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие», но чтобы помнил Господа, Бога твоего» (Втор.8:17-18). «Знай же ныне, что Господь, Бог твой, идёт пред тобою, как огонь поядающий» (Втор.9:3). «Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились, и не стали служить иным богам, и не поклонились им» (Втор.11:16).
Праздник Кущей – это праздник радости и веселья. Продолжался он семь дней, с 15-го по 21-е тишрей, и завершался на восьмой день торжественным собранием. Первый и последний дни считаются днями отдыха, когда запрещалась всякая работа, и когда общество Израиля собиралось вместе (Лев.23:34-36, 39; 2 Пар.7:8-10).
В дни праздника весь народ выходил из своих домов, удаляясь от своих хранилищ сбора урожая, от своего привычного места жительства. Выходил, чтобы провести семь дней праздника в шалаше, где сквозь крышу из ветвей было видно небо. Выходил, чтобы вновь ощутить себя выходящим из Египта, зависящим только от милости Божьей.
В библейские времена кущи возводились из растений, употребляемых в ритуале этого праздника: «В первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней» (Лев. 23:40).
В образах этих растений сокрыт символический смысл:
*
«пэри эц гадар» - «плод дерева великолепного» (в Синодальном переводе «ветви красивых дерев») – этрог, цитрусовый плод с сильным ароматом, обладающий сильным запахом и вкусом. Он символизирует праведника, изучающего Тору (вкус – внутреннее восприятие Слова Божьего) и творящего добро людям (запах – внешнее проявление внутренних свойств праведника).
*
«капот тимарим» - «ветви пальмовые». Финиковая пальма приносит плоды, обладающие вкусом, но лишённые запаха. Они символизируют людей, изучающих Тору, но не творящих добрых дел.
*
«анаф эц-авот» - «ветвь дерева густолиственного». Это мирт, вечнозелёный кустарник, обладающий приятным запахом, но не приносящий съедобных плодов. Он символизирует тех, кто не изучает Тору, но творит добро.
*
«арвэй-нахаль» - «вербы речные» - лишены как съедобных плодов, так и запаха. Они указывают на тех, кто не имеет ни знания Торы, ни добрых дел.
Во время богослужения праздника Кущей верующие берут этрог в левую руку, а остальные три связывают вместе и берут в правую руку как скипетр, что символизирует милость Божью ко всякому человеку, приходящему к нему.
Согласно Мидрашу, левая рука обозначает Божье правосудие. Только праведник может выдержать испытание правосудием Божьим, поэтому этрог и держат в левой руке. Остальным остаётся только уповать на милость и прощение Божье.
В эти дни совершались многочисленные жертвоприношения (Числа 29:13-34). Раввины Талмуда признавали связь праздника Кущей с язычниками. В течение семи дней в жертву приносили семьдесят быков. Раби Эльазар: «Чему соответствуют эти семьдесят быков? Семидесяти народам (Сукка 55б)». По Талмудической традиции число язычников исчисляется числом семьдесят, поэтому семьдесят быков должны были принести в жертву Господу для умилостивления за эти народы.
Наряду с этим израильтяне совершали добровольные приношения от плодов земли в знак благодарности за Божье благословение и окончание сельскохозяйственного сезона, когда уже собран виноград и обмолочена пшеница. На праздник Кущей приносили десятую часть от всего собранного урожая. Кроме этих жертв, каждое утро в Храме совершалась жертва возлияния (Числа 29:12-35).
Со временем добавились некоторые обряды. Во время праздника, при восходе солнца, в каждый из семи дней один из священников наполнял золотой сосуд ёмкостью в три лога (1.65 литра) водой из Силоамского источника. Когда он входил в храм, его трижды приветствовали звуком труб. Воду и вино одновременно выливали в две стоявшие на жертвеннике чаши с отверстиями, через которые жидкость просачивалась в землю. Принято считать, что ритуал возлияния воды связан с текстом Ис.12:3 «И в радости будете почерпать воду из источников спасения». С этого времени иудеи возобновляли просьбы о ниспослании дождя, которые исключались из молитв с первого дня Пасхи и до восьмого дня праздника Кущей.
Особо радостными во время праздника Кущей были ночные действа во «дворе женщин». Двор освещался четырьмя золотыми большими светильниками. Вокруг них с хвалебными песнопениями, под музыку, исполняемую левитами, с факелами в руках танцевали почётные горожане, священники и раввины. Левиты стояли на пятнадцати ступенях, которые вели во «двор израильтян». Простые люди размахивали лулавом (связанные вместе ветви пальмы, мирта, ивы) и пели Галель (Псалмы 112-117).
В Новом Завете об этом празднике упоминает апостол Иоанн в седьмой и восьмой главах Евангелия. Иешуа пришёл на праздник Кущей и учил в храме, и многие из народа уверовали в Него. А в последний великий день праздника Кущей Иешуа возгласил, говоря: «Кто жаждет, тот иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Иоанна 7:37-38).
Этот призыв Иешуа сказал в момент ритуала возлияния, когда священник изливал воду источника Шиолах (Сиолам) в чашу, из отверстий которой вода изливалась к подножию жертвенника. Это символизировало молитву о дожде, а также об излиянии Руах Га Кодеш (Духа Святого) на народ Израиля. В этот момент священники трубили в трубы, а левиты пели священные песни. Например:
«Славлю Тебя, что Ты услышал меня
И соделался моим спасением.
Камень, который отвергли строители,
Сделался главою угла.
Это - от Господа, и есть дивно в очах наших.
Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!
О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же!
Благословен Грядущий во имя Господне!
Благословляем вас из дома Господня.
Бог – Господь, и осиял нас» (Псалом 117:21-27)
Именно слова «Пожалуйста, спаси нас!» легли в основу названия для этого дня праздника. Именно с этими словами встречал народ Иешуа, въезжающего за несколько дней до казни. И это не просто слова или восклицания. Это - молитва спасения от греха, потому что согласно еврейской традиции именно до этого дня праздника Кущей (Гошана Раба – Великая Осанна) оставалась возможность получить прощение.
Все традиции праздника Кущей и весь его ритуал указывает на ожидаемого ими Мессию. Иешуа как бы говорил: «Я есть ответ на ваши молитвы и ваши чаяния. Всё, что происходит на протяжении праздника Кущей, говорит обо Мне и указывает на Меня».
В еврейских трудах есть описание Храма: «В Храме находились четыре золотые меноры, с четырьмя золотыми чашами на верхушке каждой. И четыре лестницы, ведущие к каждой из них. Четыре сильных, молодых когена (священника) взбирались наверх с кувшинами, каждый из которых содержал девять литров масла, которые они выливали в чаши. Из поношенных одежд и поясов коганим они изготовляли фитили, и они зажигались в менорах; и не было ни одного двора в Иерусалиме, который не освещался бы светом Бейт – ГаШоэва (торжества). Благочестивые и добродетельные люди танцевали вокруг меноры с горящими факелами в руках, воспевая песни и хвалу, в то время как левиты играли на арфах, лирах, цимбалах, трубах, и на неисчислимом количестве других музыкальных инструментов» (Сукка 5:2-4).
Итак, это было красочное торжество с радостными восклицаниями, песнями, танцами, с яркими огнями и всеобщим ликованием в радости. Ручьём лилась вода, и все пришедшие на праздник, а также весь Иерусалим, были освещены ярким светом менор. Иешуа воспользовался кульминацией ритуалов, пригласил людей идти к Нему и пить Его живую воду, а также указал народу, что: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоанн 8:12).
Именно это и произошло с блудницей, которую привели книжники и фарисеи к Иешуа в последний день праздника Кущей, Гошана Раба. «Иисус сказал ей: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Иоанна 8:11).
Основываясь на Святом Писании, мы видим, что Иешуа и Его талмидим (ученики) принимали участие в празднествах, указанных Господом (Втор. 16:16) - Пасха (Иоан. 2:13); Седьмиц или Шавуот (Пятидесятница) (Деян. 2:1,5); Ханука (Иоан. 10:22-23). И это подтверждается словами Иешуа: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон, или пророков; не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Мф. 5:17).
Итак, какое же значение имеет этот праздник для нас, христиан? Господь не меняется! Он вчера, сегодня и вовеки тот же! Милости Его полна вся земля.! Как и в дни Моисея, Бог вывел народ Израиля из Египта с великими чудесами и знамениями. И всё время странствования по пустыне Божья защита и милость покрывали народ. Израильский народ из года в год, из праздника в праздник, в радости и веселии воздавал Господу жертву хвалы и благодарности за Его милость и верность Своему завету. Так и мы входим в праздник Кущей в шалаш, сделанный из ветвей деревьев, благодарим Его за исход в нашей жизни, Его безграничную любовь к нам, Его искупительную жертву, дабы примирить нас с Собою. Сам шалаш символизирует Божий покров. Входя под Его покров, мы предаём себя Его милости: «Живущий под кровом Всевышнего под сению Всемогущего покоится» (Псалом 90:1).
Ветви шалаша, символизирующие все народы и племена, кажутся обагрёнными кровью Иешуа. И каждый листик как будто шепчет: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанн.3:16).
Праздник Кущей – это особенный праздник, связанный с окончанием сельскохозяйственных работ, когда мы приносим пред лицо Господа плоды урожая, которыми нас благословил Бог. И на этом празднике мы вместе, одной семьёй вкушаем их во имя Иешуа.
В этом заложен пророческий смысл. Во-первых, это праздник последней жатвы. Той жатвы, которая описана апостолом Иоанном в Книге Откровений: «И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы; ибо жатва на земле созрела. И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата» (Откр. 14:14-16).
В праздник Кущей каждый из нас приносит себя как Его плод последней жатвы. «Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:17).
При этом мы благодарим Господа за Его милость к нам, за все те дела и чудеса, которые Он совершил во всех наших жизненных ситуациях, как радостных, так и грустных. Мы выражаем это в радости и ликовании, а Господь щедро окропляет нас Своей благодатной силой утешения и победы: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Иоанна 14:16-18).
Поэтому Господь просит нас, верующих и любящих Иешуа всем своим естеством, праздновать праздник Кущей с лулавом в руке (связанными вместе ветвями деревьев). Ведь мы знаем Его, Духа истины, который пребывает с нами и в нас, а мир Его не может принять, потому что не знает Его, и этим лишён возможности вместе с нами пребывать в радости. Ибо всё это для них непонятно и в диковинку. И вот поэтому второй пророческий аспект праздника Кущей заключается в пророческом ходатайстве за всех людей из всех народов. И, конечно же, в первую очередь за своих родных и близких, не знающих Господа. Держа в руке лулав, связанный из четырёх разных ветвей, мы входим в праздник Кущей (Божьего покрова милости) уже вместе. Мы как бы вместе с этими людьми пребываем в радости и веселии. Ибо Господь любит абсолютно всех и не хочет смерти грешника. Желание Его сердца – дабы каждый обратился от своего злого пути к Нему. Об этом пророчествовал Захария в 6 веке до н.э., во времена правления Кира Персидского, когда евреям было позволено вернуться в Иудею для того, чтобы восстановить Иерусалим и заново выстроить Храм. Эту книгу часто называют примером ранней апокалипсической литературы. В главе 14 описывается последняя война против Иерусалима, во время которой явится Бог в облике воина-победителя, чтобы избавить Свой народ от врагов. Сам Бог будет светом Иерусалима!
Этот день битвы возвещает наступление вечного блаженства, которое изольется непосредственным присутствием Бога среди Его народа. Божье присутствие, освежающие потоки воды живой принесут очищение всем ищущим прибежища у Него. Современные марокканские евреи обливают друг друга в Суккот водой, что, возможно, делалось и раньше во время этого праздника.
Господь поразит народы, воевавшие против Иерусалима, подобно тому, как Он наслал казни на Египет. Но не все воевавшие против Иерусалима будут поражены: «Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей» (Захария 14:16).
Это говорит о том, что праздник Кущей – не только иудейский праздник, но и тех, кто верою принял Иешуа как Господа и Спасителя. Они входят в Кущи уже как общество Израиля, будучи наследниками заветов обетования: «Что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире; а теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир… Потому что чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Ефес. 2:12-15, 18-19). И поэтому праздник Кущей – это праздник как евреев, так и не евреев, которые вместе радуются и веселятся одним единым Божьим народом, где нет никаких разделений и преград между собой.
Праздник Кущей описан Иоанном в Книге Откровений, где Кущами является Сам Господь: «…После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племён и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!». «И я Иоанн увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр. 7:9-10, 21:2-3).
Скиния (евр. мишкан, греч. скенэ - «обитель», «жилище», «шатёр») – это переносное святилище, в котором со времени дарования израильтянам закона при горе Синай обитал Господь (Исход 25:8). В скинию могли входить только лишь священники, а за завесу (Святая Святых), где стоял ковчег завета - только первосвященник. Это является прообразом Иешуа - Первосвященника Нового Завета (Евреям 7:16, 9:24). Скиния и Тело Мессии (Церковь) не имеют на земле постоянного града, и символизируют окончательное воссоединение человечества с Богом.
Невозможно выразить словами всю ту радость, которую Господь изливает на тех, кто приходит к Нему в Кущи. Его сердце настолько жаждет встречи и общения с нами, что даже по окончании семидневного праздника Кущей Господь говорит: «Останьтесь со Мною ещё на один день - Шмини Ацерет».
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote