С появлением и распространением в конце XIX века открытых писем появилась новая возможность пронести эти слова через версты весенней распутицы и пограничные посты. Показательно, что первые отечественные иллюстрированные открытки к Пасхе 1898 года: четыре акварели “на весенние сюжеты” известного писателя и художника Н.Н.Каразина стали первым (и весьма успешным) опытом издания открыток, предпринятым Общиной Св. Евгении. В дальнейшем это издательство – без преувеличения, лучшее в России из выпускавших открытые письма – неоднократно обращалась к пасхальной тематике. Ей отдали дань художники И.Я.Билибин и Ф.Г.Беренштам, В.И.Зарубин и И.И.Смукрович, Н.К.Пимоненко и Е.М.Бем – каждый в своей неповторимой манере. Символично, что одни из последних открыток к Пасхе сделанные Общиной, которые увидели свет в марте 1917 года, изображали украинские “писанки” – расписные пасхальные яйца.
Светлое Христово Воскресение – торжество торжеств, величайший и самый радостный праздник, древнейший в христианской церкви. Он был установлен еще во времена апостолов, и от них, как наследие, передано нам пасхальное приветствие: “Христос воскресе!” – “Воистину воскресе!”
Полноцветные открытки к Пасхе выходили и в других издательствах: по оригиналам профессиональных русских художников их выпускали такие крупные фирмы, как “Ришар” (С.-Петербург), “Ленц и Рудольф” (Рига) – с ним сотрудничал малоизвестный ныне живописец М.М.Гермашев, а также “Гранберг” (Стокгольм).
Вообще в Европе производили огромное количество почтовых открыток к празднику Пасхи для российского рынка. При этом множество зарубежных иллюстрированных открыток использовало несвойственную русской традиции атрибутику, как то цыплят и зайцев. Основную же массу составляли черно-белые фото-открытки сентиментального (в лучшем случае), а чаще всего пошлого содержания.
В короткий промежуток 1914 – 1917 годов у пасхальных открыток появляется новая сюжетная канва, обусловленная внешними и внутренними событиями российской жизни: I мировой войной и Февральской революцией. Весной 1917 года неизвестный художник использовал образ красного пасхального яйца, чтобы иносказательно выразить радость по поводу рождения республики рабочих и солдат.
Однако вскоре поздравительные открытки к Пасхе на десятилетия исчезли из обихода нового советского общества.
Впрочем, они продолжали существовать в среде русской эмиграции. Представление о них дает небольшая коллекция, которую РНБ в 1997 году получила в дар от Библиотеки Университета штата Калифорния (США): в 1950 – 1960-х годах парижские и нью-йоркские частные издательства, а также издательство Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США) публиковали почтовые открытки, изображающие обычные пасхальные блюда или же сцены светлого праздника на безвозвратно ушедшей, идиллической и милой родной земле.
С начала 1990-х годов в России возобновилось издание иллюстрированных пасхальных открыток. Многие из них воспроизводят (явно или скрыто) образцы начала XX века, а современные художники в своих оригинальных работах, как правило, оперируют крайне ограниченным набором мотивом: храм, кулич и пасха, вербовая ветвь и, разумеется, расписные или крашеные яйца. Чтобы понять, как же велико на самом деле число сюжетов, связанных с празднованием Светлого Христова Воскресения, нужно всего лишь обратиться к опыту русской пасхальной открытки 1900 – 1910-х годов…