• Авторизация


Маленький ад в продуктовом раю 19-08-2008 14:42 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Previous Entry Edit Entry Edit Tags Add to Memories Tell a Friend Track This Next Entry
[показать]Хорошая это штука — гипермаркет. Ну где еще, скажите, как в Греции, есть все: от дешевого хлеба, картошки и туалетной бумаги до изысканных деликатесов и навороченной техники? А уж работать там, должно быть, одно удовольствие...

Объявления сулят соискателям вакансий «достойную зарплату», «хорошие условия труда» и «карьерный рост». Елена Фирсова приехала в Питер из другого города. У нее не было штампа в паспорте о постоянной регистрации. Из-за этого женщина с высшим образованием не смогла устроиться по специальности. И тут Елена увидела рекламное объявление: «Требуются кассиры в гипермаркет». Получив вожделенную должность, она была счастлива. Но только первые несколько дней. Потом внутреннее «устройство» гипермаркета открылось Елене Фирсовой с другой, не самой приглядной стороны. Вот ее рассказ.


Вакансии были, есть и будут

Влекомая заманчивой и, главное, заманивающей рекламой, я заполнила анкету и недели две тревожно и томительно ждала звонка. Боялась, что все вакансии займут и я, такая хорошая, умная, красивая, останусь без вожделенного места кассира. Наивная… Мне перезвонили мгновенно. Как потом выяснилось, вакансии были, есть и всегда будут. У меня вообще сложилось такое впечатление, что руководству нашего гипермаркета (а может, и хозяевам всех остальных гипермаркетов) выгодно иметь нестабильный коллектив. Ведь тогда не нужно выплачивать обещанные бонусы за работу без прогулов, больничных и отпусков за свой счет. И за выслугу лет платить не надо. А каждый вновь принятый работник начинает с испытательного срока, во время которого зарплата хоть на пару тысяч, но меньше.

Теперь я точно знаю ответ на вопрос, волновавший меня год назад: почему набор сотрудников в гипермаркеты ведется постоянно? Значит, люди увольняются? Почему? Ведь им предлагают «достойную зарплату и хорошие условия труда»? А потому и увольняются, что труд тяжелый, а зарплата совсем не достойная. Конечно, можно получать более или менее приличные деньги, но для этого надо не работать, а «пахать» в режиме «три через один». И это с учетом того, что рабочий день 13 (!) часов с двумя получасовыми перерывами. Можно, конечно, сказать: мы все знали, на что шли, когда подписывали договор. Безусловно, подписывали. Многостраничный, набранный мелким шрифтом, манускрипт. Внимательно и вдумчиво с ним надо было ознакомиться в шумном и тесном коридоре офиса. Какое там внимательное чтение, когда до чертиков рада, что нашла работу. Работают же люди, и я смогу. Переработка? Да бог с ней, лишь бы платили. Наивная… Ведь именно тут-то собака и зарыта.

С одной стороны, изначально оклад кассира небольшой, около 12 тысяч. Но с другой стороны, к окладу плюсуется выработка, мотивация и переработки. Начнем с выработки, то есть с процента, который идет кассиру с набитой им за смену выручки. За полную смену, особенно в выходные и праздничные дни, набить можно хорошо. Я подчеркиваю — за полную смену. И тогда в итоге можно рассчитывать на выработку в районе двух тысяч (плюс-минус 500 р.). Но существует практика снимать кассиров для работы в зале. В то время, когда посетителей немного, кассиры в зале выставляют продукты, напитки, разбирают одежду. Другими словами, бесплатно, в ущерб своей выработке, они выполняют работу сотрудников зала (их тоже не хватает, а вот работы в зале — завались).

Система же мотивации продумана хитро — в том плане, чтобы ее (мотивации) было как можно меньше… Максимум с помощью этой системы можно заработать еще около полутора-двух тысяч — и в итоге за 15–16 рабочих смен кассир получит около 15 тысяч рублей. Согласитесь, не густо. Потому и вынуждены кассиры добавлять к вышеперечисленным слагаемым зарплаты еще и переработки. Если по максимуму (разрешенному договором) кассир отрабатывает «три через один», то есть три дня за кассой, один — дома, его зарплата может выйти на уровень 25 тысяч.

Почему кассиры не воруют

К сожалению, у большинства покупателей стойко держится мнение, что работники торговли только и думают, как облапошить и обсчитать. Но не стоит путать кассиров гипермаркета с продавцами. Не ручаюсь за всю систему торговли, но отвечаю за кассиров — они не обманывают никого. Их процесс организован так, что нечестно работать просто невыгодно. Посудите сами: товар пробивается по штрихкоду, сумму в итоге подводит компьютер, сдачу тоже считает компьютер и выдает чек. Все операции высвечиваются в специальном окошке — покупатель все видит. А вот кассиров, особенно неопытных, новеньких, ловкачи-мошенники обманывают. Заговаривают, отвлекают… Меня так на 500 рублей «отвлекли». Недостачу кассир компенсирует из своего кармана. А если случится излишек, все до копеечки — в пользу гипермаркета.

При этом на кассиров возложена довольно большая ответственность. Правильно пробить товар, не допустить пересорта и провоза (другими словами, случайного или специального, но все же воровства). А впрочем, как кассир ни смотри, если покупатель хочет, то кое-что украсть он спокойно сможет. Не верите? Пройдитесь как-нибудь по залу и обратите внимание на пустые бутылки, обертки от шоколада. На полке с чулками вы обязательно найдете пустую упаковку. Да, торговый зал напичкан камерами слежения, но следит-то за камерами один человек. И он — не Бог. Всего не видит.

Покупатели не доросли до гипермаркетов

Если честно, то я считаю, что наши люди еще не научились пользоваться магазинами самообслуживания. Большинство покупателей даже не представляют, что, взяв и посмотрев товар, его нужно положить на то же самое место, а не рядом, и уже тем более не на соседний стеллаж, где товары и ценники другие. Порой доходит до извращений. Не редкость мясо и замороженные (когда-то) овощи оказываются в игрушках и среди техники и, наоборот, рубашки, носки в холодильниках с напитками. Многие, вполне цивилизованного вида покупатели даже не догадываются, что, достав тот же шарфик из индивидуальной упаковки и осмотрев, его просто необходимо положить в ту же самую индивидуальную упаковку. Ведь штрихкод, по которому, собственно, и пробивается шарфик на кассе, находится именно на упаковке. Поэтому и возникают проблемы, когда покупатель приносит товар без упаковки и штрихкода и требует — пробивайте. И возмущается отсутствием ценников или несоответствием цен.

Но обиднее всего отношение иных покупателей, которые видят в сотрудниках гипермаркета лишь обслуживающее их быдло. Еще более обидно и унизительно, что и собственное руководство не видит в нас людей. Создается ощущение, что наши хозяева элементарно не знают такого понятия, как кассир. Для них существует только касса. При 13-часовом рабочем дне всего два получасовых перерыва, часть из которых надо тратить на приобретение того, чем хочешь пообедать. Бесплатного организованного питания у нас нет. И это при наличии собственного производства: хлеб, выпечка, салаты, горячее. Нам выплачивают 55 рублей за смену на питание. Что можно купит на 55 рублей? Но тем не менее нам говорят: «Радуйтесь, что это платят». Мы и радуемся. Со слезами на глазах. На требование поднять зарплату ответ такой: «Вы и так хорошо получаете». Хорошо мы штрафы получаем. Премии — не дождешься. А вот штрафануть — это всегда пожалуйста.

Говорим «клинингер», подразумеваем «гастарбайтер»

Есть еще кое-что, общее для всех гиперов. Это клининг. Так современным языком называется служба уборщиков помещений. Не секрет, что здесь работают в основном гастарбайтеры из республик солнечной Средней Азии. Знаете, весьма забавно наблюдать за ними. За людьми, кажется, самой природой созданными либо для работы на хлопковом поле, либо для бесконечного чаепития. Если надо что-то внеплановое убрать — их не дозовешься. А если дозовешься, хоть сам за ними убирай. Да что говорить, их женщины даже тряпку отжимать как следует не умеют. Но… Клинингерами были, есть и будут гастарбайтеры с Востока. Почему? Да на полагающуюся клинингу зарплату россияне не идут. Не будь гастарбайтеров, согласных на грязную работу за гроши, руководство, может, и подняло бы зарплату. Но для работников из Средней Азии наши гроши — немыслимые в их родных городах заработки. Потому и нет особой нужды поднимать зарплату и повышать тарифы своим.

Да, наверное, хорошая это вещь — гипермаркеты. Только любой хорошей вещью надо уметь пользоваться. Пока, как мне кажется, это делают лишь хозяева сети гипермаркетов, получая хорошие прибыли. А рядовые сотрудники, разбивая розовые очки, набивая шишки и зарабатывая бесценный опыт, прекращают бесплодные попытки наладить в гипермаркете обещанную «достойную жизнь» и уходят туда, где у них, возможно, что-то получится. И хоть много уже наученных и прошедших школу гипермаркета, но еще больше тех, кому эту школу предстоит пройти. Они пока еще стоят в очереди за «достойной зарплатой» и «хорошими условиями труда» и надеются, что не скоро займут очередь на выход. Наивные…


Источник: mk-piter.ru
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Маленький ад в продуктовом раю | spb_rabota_ru - Блог spb_rabota_ru | Лента друзей spb_rabota_ru / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»