Интересно, а все юные служители Мельпомены хотя бы примерно представляют, что можно ожидать от нее в своем светлом будущем? Следующий пост мы решили посвятить поверхностному "разбору" актерской профессии. Итак, специально для юных театральных гениев:
Мы каждый день видим их лица на экранах телевизоров, в кино, реже – в театре. Профессия, о которой мечтают тысячи, где все кажется таким легким: вышел, улыбнулся, сказал пару слов, – и весь мир у твоих ног…
Сегодня актеры востребованы как никогда. Только в Москве работает около сотни драматических театров, в стране настоящий бум антрепризы, основа успеха которой – громкие актерские имена. Вышло из кризиса отечественное кино, о российских сериалах и говорить не приходится: их количество уже просто зашкаливает, куда там Мексике с Бразилией! А ведь каждый сериал – это долгосрочные актерские контракты, а, значит, уверенность в завтрашнем дне, так необходимая в этой непростой профессии… Актеры нужны и на съемках рекламы, многие из них с успехом пробуют себя в роли телеведущих, участвуют в публичных и корпоративных мероприятиях.
В поисках роли
Казалось бы, работные сайты должны пестреть соответствующими вакансиями, но… здесь все иначе. По-прежнему трудно попасть в хороший театр – далеко не всех берут придирчивые режиссеры, актер должен соответствовать их художественной концепции и видению мира. Практически все актеры и студенты актерских вузов состоят в картотеке киноконцерна «Мосфильм» и студии им. Горького, надеясь оказаться в нужном месте в нужное время. Но сегодня найти подходящую работу можно и с помощью специализированного агентства: 10% от суммы контракта – стандартная сумма, которую берет агент. Если у актера заключен контракт с определенным агентством, он отчисляет ему проценты, даже если какую-то работу нашел сам.
Татьяна Прозорова, зам. директора актерского агентства «Макс» (агентство представляет интересы Екатерины Гусевой, Екатерины Стриженовой, Марии Шалаевой, Андрея Ильина, Алексея Кортнева, Дмитрия Шевченко и др.):
– Ассистенты режиссеров сами находят нас, когда затевается какой-то проект. Мы вместе смотрим наши каталоги, рассказываем потенциальным работодателям о возможностях актеров. Другие агентства часто ищут работу для своих актеров через интернет – существуют специальные сайты, где они размещают фотографии своих подопечных. Бывает, узнав о каком-то интересном проекте, агент сам находит режиссера и предлагает свои услуги.
Естественно, все наши актеры имеют профильное образование, но эта профессия как раз тот случай, когда возможности ребят, окончивших московские государственные вузы, и тех, кто учился в провинции или выбрал для себя негосударственный вуз, в принципе равны – здесь все решает талант.
Весь мир – театр
Театр – родной дом и основное место работы для актера, стремящегося достичь профессиональных высот. Здесь под руководством режиссера ремесло превращается в искусство. Актер не только воплощает на сцене режиссерский замысел, но и в процессе работы в театре ищет себя, начинает понимать, чего он хочет и чего действительно стоит.
Большинство актеров после окончания вуза стремятся попасть в хороший театр. К этому времени у них уже может быть опыт работы в кино и в сериалах, но запах сцены, непосредственный контакт со зрителем настоящему актеру ничто не заменит. Обычно претендент пробует пробиться в несколько театров сразу, надеясь, что хоть куда-нибудь да возьмут.
Иногда режиссеры создают свой театр на основе одного выпускного курса. Так возник в свое время «Современник», позже знаменитая «Табакерка», Театр «Мастерская Петра Фоменко». Конечно, такой вариант – оптимален для актеров: здесь в роли режиссера выступает педагог, их воспитавший, человек, на работах и идеях которого они сформировались как творческие личности.
Считается, что театр для актера – это отличный тренинг, возможность постоянно держать себя в форме. Творческий капитал, нажитый в театре, актер тратит в кино. Но бывает и наоборот. Например, Михаила Пореченкова, Константина Хабенского и Михаила Трухина мы знали в основном по многочисленным сериалам, и только когда Олег Павлович Табаков пригласил их в Москву, играть на сцене МХТ им. А.П. Чехова, театральная публика открыла для себя замечательных актеров, а «Гамлет» с Трухиным в главной роли стал настоящим событием прошедшего сезона.
Девочка, хочешь сниматься в кино?
Если хотите сниматься в кино – готовьтесь к тяжелой физической работе. Прошли времена, когда на государственные деньги съемки шли месяцами, сейчас никого не удивляет съемочный период длиною в 30 дней. А это значит, что рабочий день исполнителя главной роли может длиться 12 часов. Подъем в 6 утра, в 7.15 надо уже быть в гриме, в 8.00 – в кадре.
Если идут эпизоды с вашим участием, перерыв на обед никто делать не будет. В гримерке окажется всего два кресла на десять претендентов, и вечером вас хватит только на то, чтобы добраться до постели. А в 6 утра – опять подъем. Тяжело? Но ведь именно после этого фильма в одно прекрасное утро вы, может быть, проснетесь знаменитым!
Счастливый билет?
Фанаты Джулии Робертс отлично помнят сцену из фильма «Ноттинг Хилл». Актриса играет голливудскую кинозвезду, приглашенную на ужин в обычную английскую семью. Ее не узнают, спрашивают, чем она занимается, а узнав, что она актриса, сочувственно вздыхают, мол, знаем мы эти толпы невостребованных старлеток, осаждающих лондонские театры и американские киностудии и в перерывах между съемками подрабатывающих официантками. Наконец один из присутствующих интересуется, сколько она получила за последний фильм. Героиня Джулии спокойно отвечает: «Пятнадцать миллионов долларов». Немая сцена… А за ней тысячи актерских судеб, которые складываются по-разному, причем предугадать заранее, в том числе и сколько вы будете стоить, практически невозможно.
Уже на первых курсах вузов многих студентов приглашают сниматься. Это великолепная возможность заявить о себе, «понюхать пороху», в конце концов, заработать денег, но преподаватели не очень охотно отпускают ребят на съемки – учиться и так тяжело. Приходится идти на разные ухищрения, а если роль главная и сниматься надо долго, даже брать академический отпуск. Так было, например, со Светланой Ходченковой, когда она снималась в фильме Станислава Говорухина «Благословите женщину».
Основа благосостояния
С появлением первых отечественных сериалов актеры получили возможность достойно зарабатывать. Съемочный день сериала стоит меньше, чем в кино, но самих съемочных дней значительно больше, и можно рассчитывать на хорошие гонорары.
Съемки в сериале практически не оставляют времени на другую работу. Вся жизнь в эти месяцы, а то и несколько сезонов подряд проходит в придуманном, замкнутом мире. Если сериал успешен, и актер каждый вечер на экране, его начинают отождествлять с любимым персонажем, а это может стать проблемой для дальнейшей карьеры. Впрочем, не для всех: знаменитых «ментов» уже трудно представить в каком-то ином качестве, а вот для «прекрасной няни» Анастасии Заворотнюк (до этой роли известной лишь небольшому кругу зрителей «Табакерки») сериал стал настоящим трамплином в большое кино. Совсем скоро мы сможем оценить другие грани ее таланта в фильме, снятом в жанре экшн, где она совсем не похожа на няню Вику.
Кто остается в профессии
Считается, если ребенок хорошо читает стихи на школьных утренниках, участвует в художественной самодеятельности, да к тому же хорош собой, ему прямая дорога в актеры. Это не совсем так. Время все ставит на свои места. И когда из тридцати ребят, окончивших актерский факультет Щуки или Щепки, в профессии остается всего десять человек – это очень неплохой расклад!
Без веры в себя и понимания ответственности перед своим даром идти в актеры незачем. Недаром у актеров столько примет и талисманов – не cпугнуть нужное настроение перед спектаклем, не дать завистникам испортить свой праздник. Фаина Раневская говорила: «Если у тебя не колотится сердце, если ты не волнуешься перед каждым выходом на сцену – пора менять профессию». Прибавьте к этому силу воли, твердый характер, которые должны вам помочь «держать паузу» в периоды, когда работы нет, и способность выдерживать экстремальные нагрузки, когда она вдруг появляется, и еще сто раз подумайте, прежде чем действительно выбрать эту кажущуюся такой заманчивой профессию.
Карьера и Зарплата
Заработок актера только что принятого в московский театр обычно составляет 6-7 тыс. руб. Если карьера складывается успешно, актеру присваивается следующий разряд, затем еще один и т. д. Потолок – 40 тыс. руб. – столько получают заслуженные и народные артисты. Однако так скромно дела обстоят далеко не везде. Все зависит от того, имеет ли театр достойных спонсоров. Например, в «Ленкоме», «Мастерской Петра Фоменко» и некоторых других театрах даже у начинающих артистов зарплата от $ 500.
Самые большие доходы для своих актеров выбивает Олег Павлович Табаков, ко всем прочим талантам которого в последние годы прибавились способности хорошего менеджера: звезды МХТ им. А.П. Чехова получают не одну тысячу долларов.
Отличные возможности для заработка предоставляет актерам участие в антрепризах. Режиссер Андрей Житинкин недавно признался, что в результате удачного «чеса» по провинции можно купить даже квартиру в Москве. Заработки в кино начинаются от 1000 руб. в день. Столько получают актеры, снимающиеся в массовке. Начинающий артист, даже играющий главную роль, может рассчитывать на $ 200 в день. Известные актеры получают от $ 1000 до 5000 в день, звезды – $ 10000, два или три человека в стране стоят $ 20 000 за съемочный день. Доходы актеров в сериалах, даже достаточно известных, начинаются от $ 150 в день, но здесь гораздо больше съемочных дней, так что суммы набегают приличные.