Концерн Unilever является одним из крупнейших мировых производителей товаров народного потребления (FMCG). Название Unilever появилось в 1930 году, когда Маргариновый Союз Голландии Margarine Uni и пионер мыловаренной промышленности британская компания Lever Brothers решили объединиться, придя к выводу, что их производства зависят от аналогичного сырья (масел и жиров) и, по сути, работают на одних и тех же рынках сбыта.
В настоящее время компания производит огромное количество товаров: от продуктов питания, напитков и мороженого до стиральных порошков и средств личной гигиены. Unilever управляет марочным портфелем из 400 торговых марок в 14 категориях товаров.
Unilever имеет представительства в 100 странах мира. Общая численность сотрудников составляет 180 тыс. человек. На российский рынок компания пришла в 1991 году и за более чем 15 лет работы инвестировала в отечественную экономику свыше $600 млн. Российский филиал Unilever насчитывает более 2 тыс. сотрудников, причем почти 300 из них моложе 25 лет.
В беседе принимают участие Маттиас Иост, директор по персоналу, Ольга Сондарь, менеджер по торговому маркетингу, и Леонид Троценко, менеджер по планированию.
Doing well by doing good
Продолжите фразу: "Корпоративная культура Unilever – это…"?
[200x300] |
|
Маттиас Иост |
Всем новым сотрудникам мы задаем один и тот же вопрос: "Почему вы выбрали именно нашу компанию?" Ответы звучат самые разные. Одним нравится идеология, других привлекает масштабность производства в сочетании с полезностью производимой продукции. Делаем мы это с единственной целью – выявить тех, кто разделяет наши взгляды и ценности.
То есть разделение ваших ценностей важнее образования и опыта?
– М.И.: Честно говоря, я думаю, что нанимать кандидата, чьи личностные качества не совпадают с ценностями и миссией компании, не имеет смысла. Изменить взгляды и поведение человека очень тяжело. И дело здесь не только в его эффективности как специалиста, а, скорее, в том, что ему просто будет не комфортно там, где его ценности идут вразрез с ценностями компании.
У вас 100 представительств по всему миру. Насколько отличается менталитет сотрудников в разных странах? Что в первую очередь бросается в глаза при общении с кандидатами-россиянами?
– М.И.: Одной из важнейших особенностей нашей компании является ее способность сотрудничать. Наша компания, в силу своих масштабов, мультикультурна, и мы считаем, что это способствует более эффективной деятельности. Например, работая в России, мы пытаемся привнести в вашу страну черты и традиции западноевропейской культуры, но при этом учимся у русских тому, что можно было бы перенести на Запад. А это энергичность, амбициозность, гибкость и способность быстро решать проблемы.
Свобода карьерных перемещений
Что может предложить Unilever потенциальному соискателю?
– М.И.: Наше основное отличие в индивидуальном подходе к карьере каждого сотрудника. Мы поддерживаем все три основных направления карьерного развития – вертикальное, горизонтальное и межфункциональное. Могу привести примеры наиболее впечатляющих взлетов. Регина К. начинала 10 лет назад как ассистент бренд-менеджера. Сейчас она занимает должность директора по маркетингу и входит в совет директоров. Илья Ф. – один из самых успешных сотрудников компании – финансовый директор по Европе в категории Savoury (в России представлена брендом Knorr). Он успел поработать и в Московском, и в Санкт-Петербургском отделениях корпорации, два года работал в Голландии, вернулся в Россию, и вот наступает следующий виток его профессионального развития: он едет в Германию на новое повышение. Уже один тот факт, что он начинал с позиции бухгалтера в Московском союзе художников, свидетельствует о его незаурядности.
[200x300] |
|
Ольга Сондарь |
Расскажите о программах для молодых специалистов.
– О.С.: Прежде всего – это Unilever Fast Start Program. Она дает возможность в кратчайшие сроки познакомиться с особенностями международного бизнеса и получить целостное представление о работе компании. В течение двух лет молодые специалисты (Junior Manager) выполняют бизнес-проекты под руководством линейных менеджеров, проходя последовательно все ключевые подразделения компании: финансы, маркетинг, продажи и поставки. Тем самым они получают возможность уже через 22–24 месяца успешной работы занять управленческую позицию. Программа включает в себя различные курсы и семинары как в России, так и за рубежом. Например, молодые сотрудники, выбравшие финансовую специализацию, получают квалификацию CIMA, признанную во многих странах мира.
В этом году компания запустила еще один проект – Ambassadors. Это качественно новая форма взаимодействия Unileverс ведущими вузами России. Цель проекта – набор активных и ответственных студентов 3–5 курсов, "амбассадоров", для выполнения представительских функций. Амбассадор размещает информацию о компании в своем вузе, строит отношения с деканатом, центром трудоустройства, студенческими организациями, проводит мероприятия, информирует о возможности использования бизнес-кейсов компании на семинарах и лекциях.
Существует ли понятие "карьерного потолка" в вашей компании?
– М.И.: Да, это позиция главы корпорации в Лондоне (смеется).
Готовьтесь задавать вопросы
– Какие требования в Unilever являются обязательными для всех кандидатов?
– М.И.: Основное требование для всех сотрудников – знание английского языка. Его должны знать все менеджеры – документация и переговоры ведутся только на английском.
Как строится процесс отбора и каковы особенности интервьюирования соискателей в Unilever?
– М.И.: Сначала анализируется резюме, затем проводится собеседование с HR-менеджером. Лучшие соискатели, прошедшие первый этап, приглашаются на встречу с линейным руководителем.
[200x300] |
|
Леонид Троценко |
Предъявляются ли какие-то специфические требования к резюме соискателей?
– М.И.: Нет. Главное, чтобы оно соответствовало той позиции, на которую претендует кандидат. Я всегда рекомендую делать резюме как можно более необычными, запоминающимися. К примеру, однажды в Швейцарии я видел резюме, выполненное не в текстовой, а в графической форме. В другой раз резюме было сделано в форме игральных карт, причем каждая из них отражала опыт, образование и личностные качества соискателя. Необходимо помнить о том, что ваше резюме будет просматривать человек, перед глазами которого в течение дня проходит 20–30 таких документов.
Какие типичные ошибки при составлении резюме делают российские соискатели?
– М.И.: Важным недостатком резюме может считаться пробел во времени, период, который никак не описан. Годы просто выпадают из многих резюме! Либо встречаются другие крайности: кандидат составляет "жизнеописание" на 3–4 страницах – это очень тяжело читать!
С какими проблемами при отборе кандидатов вам приходится сталкиваться чаще всего?
– М.И.: В первую очередь – это завышенность ожиданий и требований со стороны соискателей. Но эти проблемы актуальны не только для нас.Общаясь со своими коллегами из других компаний, могу сказать, что они возникают у всех. Поэтому на интервью я стараюсь представить соискателям реальное положение вещей.
Какой совет вы можете дать потенциальному соискателю?
– М.И.: Всем кандидатам я могу дать один совет – готовьтесь задавать вопросы. Для соискателя это лучший способ узнать о компании.
Не забудьте также, что никто не отменял подготовку к собеседованию. Кандидат должен продумать поведение на собеседовании и четко представлять свое будущее в компании. Всем соискателям я советую быть самими собой, вести себя естественно. Если вы пытаетесь играть, создавая некий образ, то велика вероятность того, что, получив желанную работу, вы не получите от нее удовлетворения, более того – она будет вам в тягость. В этой связи можно провести параллель с продуктом: завернут в блестящую бумагу, но внутри пустота.
Обучение с увлечением
На чем основан процесс обучения сотрудников компании? Его основные принципы?
– М.И.: Наш подход к обучению индивидуален. Каждый сотрудник фактически имеет личный план развития и посещает лишь те занятия, которые необходимы ему в соответствии с его уровнем оценки и компетенций.
– О.С.: Мы предоставляем возможности для развития как молодых специалистов, так и опытных, успешных сотрудников. Сотрудники имеют возможность повысить как свои профессиональные навыки (professional skills), так и общие (general skills).
– Л.Т.: Мы обмениваемся опытом и знаниями со специалистами из других стран. К примеру, наши сотрудники могут поехать в Англию, чтобы защитить пять модулей сертификата APEX.
Но тренинги – это лишь малая часть развития, на них отводится от 5 до 20 дней в году. Гораздо более важно то, что развитием линейного сотрудника занимается его непосредственный руководитель.
То есть коучинг – важная часть развивающей системы Unilever?
– М.И.: Несомненно. Руководитель обсуждает с сотрудником его деятельность и планирует дальнейшее развитие. Если у него есть собственный проект, то именно непосредственный руководитель подскажет, как лучше его реализовать, на что следует обратить внимание. Главное, все время верить в свое дело и помнить – Doing well by doing good!