[показать]Недостаточное внимание к деловой этике ставит под угрозу крупные сделки и провоцирует возникновение проблем с персоналом. Дефицит этики ощущается и в стенах вполне респектабельных офисов. Причем зачастую руководители не уделяют этому должного внимания, а в результате обнаруживают потери потенциальных партнеров, клиентов и даже развитие офисной коррупции."Не могу согласиться, что уровень этичности бизнеса снижается, – возражает психолог, заместитель генерального директора компании "Иматон" Мария Зайцева. – Могу предположить, что некоторые нынешние руководители привнесли в бизнес двойные стандарты – декларируемые и реализуемые, разные для внутреннего употребления и для клиентов". По ее словам, причиной хамства и небрежности в трудовых отношениях может быть, например, профессиональный стресс. В негативном психологическом состоянии даже вежливые и хорошо воспитанные люди раздражительны, хуже контролируют свое поведение и могут принимать спонтанные некорректные решения, быть грубыми и невнимательными.
В пользу этого говорит и пример, который приводит директор Центра делового развития "Василеостровский" Владимир Попов: "У одного из наших клиентов однажды возник вопрос стоимостью 1,5 млн рублей. Менеджеры банка уже год ходили вокруг да около: давать кредит на такую сумму или нет. В это время компания-заемщик влезла в долги, заложила оборудование. Приехала со мной встречаться заместитель директора этой компании. На мой вопрос, а почему не приехал сам директор, она ответила: "А он с недавних пор нервный стал, постоянно ругается и спокойно разговаривать уже не может". Как вы думаете, такая ситуация отражается на отношениях с подчиненными, с партнерами? Безусловно, да. Причем негативно. Когда одна из сторон затягивает принятие важного для бизнеса решения, представитель второй стороны в какой-то момент может просто сорваться, и это поставит под угрозу весть контракт".Однако Мария Зайцева уверена, что даже стресс и нервное напряжение не могут послужить почвой для возникновения офисной коррупции. "Скорее причиной может стать неявно поощряемая установка на достижение результата любыми средствами, низкий управленческий контроль, несоблюдение принципа неотвратимости наказания, – уверяет она. – Откаты, взятки и хищения не происходят из-за невежливости в общении. Нарушители – это сотрудники с определенными личностными качествами: с недостаточным внутренним регулятором поведения, своенравные, со слабой волей, низким контролем над желаниями, верящие в удачу".
Нивелировать воздействие различных неблагоприятных факторов на сотрудников и создать в коллективе доброжелательную атмосферу можно. Лекарством может стать внедрение системы профилактики стресса. Не помешает и четкое доведение до сотрудников необходимости обязательного соблюдения норм вежливости и поведения в данной компании. "Взрослый человек способен следовать принятым стандартам и быть вежливым и тактичным", – заключает Мария Зайцева.
Директор компании "АрДи Капитал" Дмитрий Романов считает, что в российских фирмах снизился уровень работы с клиентами: "Особенно это заметно на предприятиях, работающих в сфере обслуживания. Я думаю, что это произошло из-за быстрого увеличения потребительского спроса. Компании просто-напросто не успевают набирать и хорошо обучать свой персонал. Многие компании расслабились из-за быстрого повышения спроса на их товар или услуги. Их руководство размышляет примерно так: зачем повышать уровень обслуживания и работы с клиентами, если и так потребители стоят в очередь".
Руководитель отдела маркетинга и рекламы компании Wagner Оксана Сосновская отмечает снижение уровня культуры, что сказывается и на сфере обслуживания, даже в компаниях, работающих со статусными клиентами: "Думаю, что это заметно гостям нашего города, помнящим интеллигентных, отзывчивых петербуржцев и ленинградцев прошлых лет. Лично я сталкивалась с такими мнениями. Думаю, что невежливость с подчиненными может стать почвой для развития мелкой офисной коррупции. Это специфический эмоциональный шантаж, провоцирующий на взятку, причем не всегда материальную.