[показать]Любая человеческая деятельность есть следствие трех мотиваций: тяги к удовольствиям (это могут быть не только банальные грешные члено- и чревоугодия, но и азарт, страсть к приключениям, хобби и прочее), необходимости выжить и потребности в деньгах, которые в свою очередь необходимы для того, чтобы получить удовольствия и выжить.
Профессиональная деятельность человека, как правило, не связана напрямую с выживанием, поэтому мотивация распределяется пропорционально между денежным кнутом и пряником удовлетворения от работы. Есть такие счастливцы, у которых эти мотивации пересекаются: работа приносит и удовольствие, и деньги. Однако, в массе своей, между ними существует прямая зависимость: чем меньше человек удовлетворён работой, тем сильнее его надо мотивировать деньгами, и наоборот — чем меньше денег, тем интереснее должна быть работа.
Удовлетворение от работы это не
У всех ещё на слуху история про математика Перельмана, который отказался от медали и миллиона долларов за доказательство теоремы Пуанкаре. Ученый-фанатик решил сложнейшую задачу, которая была востребована миром и профессиональным сообществом. В данном случае он был мотивирован удовольствием от напряжённой мозговой деятельности и азартом, а деньги ему были побоку. Но фигу с маслом он думал бы над этой теоремой, если бы она никому не была нужна.
Время великих коммунистических строек прославилось стахановцами и ткачихами. Откуда взялись эти фантастические подвиги? Люди были другие? Вряд ли. Идея светлого будущего вела вперед? Очень сомневаюсь, что человека можно подобным образом мотивировать не вылезать из забоя сутками. Скорее, люди видели результат: огромные плотины, повернутые вспять реки, заводы, которые вырастали на глазах, железные дороги, рассекающие бескрайнюю Сибирь. Масштабный пиар всех великих свершений резонансом усиливал их значимость в глазах непосредственных участников и сторонних наблюдателей. Деньги, как мотивирующий фактор, замещался удовлетворением от проделанной работы. Причём замещение происходило крайне успешно до определённого момента. Развал Cоветского Cоюза — это результат тотальной депрессии, которую испытали граждане бесцельно к тому времени существующей страны.
Полярник Скотт замерз в своей палатке не столько потому, что подготовился хуже Амудсена, сколько от понимания того, что вторым достиг Южного Полюса. Он понял, что все его нечеловеческие напряжения пошли прахом, потому что если ты не первый, значит тебя не существует для истории, а потомки максимум упомянут тебя как героя-неудачника. Скотт погиб
Врач лечит и видит результат — люди выздоравливают (или умирают). Учитель учит — дети умнеют. Рабочий «Автоваза» стоит смену у конвейера — на заводской стоянке становится на 150 машин больше. Уборщица моет — становится чисто. Следователь пишет отчёт —
Дизайнер, чиновник и военный — три самые свинские профессии на свете. Потому как результат их деятельности есть величина переменная, а деньги им платят крайне неохотно, считая, что они тунеядцы и бездельники.
Армия большее время своего существования находится в состоянии покоя. Поэтому армию надо постоянно
Чиновников тоже жалко. Редкая должность в нашей стране позволяет работать так, чтобы был виден хоть
Ничего этого у дизайнера нет. Дизайнер рисующий в стол, на перспективу, исполняющий фиктивные заказы — это шиза.
Дизайнер — это тот самый несчастный химик. Если дизайн — его призвание, то он тащится от того, что делает. Но результат его деятельности зачастую может пойти под грифом «Совершенно секретно» в глубокий пыльный архив во влажном подвале. Как думаете, какой процент работы дизайнера доходит до страниц портфолио? Процентов 10 — не больше. 50% от общей работы — рутина, которой никто никогда не хвастает и не гордится. Оставшиеся 50%, чтобы попасть в портфолио должны пройти тернистый путь.
Рассмотрим на примере логотипа. Дизайнер делает 3 варианта. Из этих вариантов только один будет утвержден. Но все варианты — это готовые проекты, в которые вложены силы и душа. Уже на этом этапе результативность работы дизайнера 33,3%. А меньше показывать нельзя: должен быть выбор и всё такое. Помимо этого возникает масса сложностей с оставшейся третью.
Ситуация раз. Клиенту надоел старый логотип, и он решил его сменить. Сделал предоплату, объяснил, чего хочет. Ему предоставили варианты. Он думал два месяца, а потом понял, что пока не хочет менять старый логотип, потому что очень к нему привык. Ну, кто же так, делает, скажет читатель? Ведь существуют маркетинговые отделы, бренд-менеджеры, которые разрабатывают стратегию и указывают на необходимость перемен. Делают.
Ситуация два. Клиенту разработали три прекрасных варианта. Он посмотрел и сказал, что они прекрасны, но ему надо подумать, потому что они настолько прекрасны, что он не знает, что выбрать. Он подумал месяц, потом ещё месяц. Потом представители клиента собрались все вместе, — директор, замы, весь отдел маркетинга, сторонний консультант (само собой, исполнителя никто на эти секретные переговоры не пригласил), — и поняли, что им ничего не нравится. Они попросили доработать один вариант. Исполнитель доработал его в кратчайшие сроки, потому что клиент сказал, что это срочно. Клиент увидел доработанный вариант и сказал, что он прекрасен, но ему надо подумать. Он подумал два месяца, потом собрались все вместе, поняли, что вариант им не нравится и попросили разработать… И так до бесконечности.
Ситуация три. Клиент попросил разработать логотип. Разработали. Утвердили. Провели переговоры о разработке полного комплекта фирменного стиля. Клиент пропал на полгода. Через полгода объявил, что проект пока приостановлен. Логотип, само собой, анонсировать нельзя, да и смысла нет.
Ситуация четыре. На переговорах клиент заявил, что не хочет афишировать сотрудничество с исполнителем в течение 3 лет. Нельзя показывать работу, нельзя называть имя клиента. Был подписан соответствующий договор.
Ситуация пять. Был разработан знак. Утвердили. Клиент в восторге. Знак прошёл первичную проверку в Роспатенте и был отправлен на регистрацию. Прошло полгода. Пришёл ответ из Роспатента, что знак не может быть зарегистрирован
Таких ситуаций, когда проект кладётся под сукно, миллион. У исполнителя не остаётся на руках ничего, кроме денег (зачастую это только предоплата). Нет результата, нет новых работ в портфолио, ресурсы и энергия распыляются на воздушные замки, на непосредственных исполнителей и руководителей проекта давит осознание бессмысленности их деятельности. Поэтому недостаток мотивации удовлетворением от работы должен быть компенсирован стоимостью проекта. Нельзя рассчитывать цену по банальной себистоимость человеко-часа. Исполнитель, который готов работать за три копейки — либо случайный в профессии человек (компания), либо пока находится в стадии оттачивания своего мастерства и наработки портфолио, либо ещё не приобрел достаточно негативного опыта. В любом случае, осознание того, что дизайн не может стоить дешево — вопрос времени.
Источник: eldesign.ru