Количество специалистов, ищущих работу в телерадиобизнесе, намного превосходит число вакансий от телерадиокомпаний. Однако простое сопоставление не даст истинной картины. Если учесть квалификацию, образование и опыт работы, то выяснится, что число людей, которых можно действительно назвать специалистами, сильно меньше общего числа соискателей. В то же время, количество открытых телекомпаниями вакансий не является достоверным показателем реального спроса телерадиовещания на рабочую силу.
К таким выводам пришли рекрутинговое медиа-агентство
«Штаты.RU» и портал
MediaJOBS, проанализировав кадровые аспекты ТВ-рынка в 2007 году.
Подобное положение вещей связано с тем, что телерадиокомпании очень мало используют открытые источники для поиска сотрудников. Как отмечают эксперты «Штаты.RU», сегодня до 80% штата медиа-структур получают работу не в ходе открытого конкурса, а в результате личного выбора руководителя.
«Это обычная практика, когда топ-менеджер приводит команду за собой, – считает директор по персоналу холдинга
«Проф-Медиа» Валентина Ватрак (холдинг владеет телеканалами
«MTV-Россия», «VH1 Россия», «2х2» и
ТВ3). – В этом случае он точно знает, на что способен каждый в его коллективе. Сыгранная команда быстрее вливается в производственный процесс и быстрее выдает творческий результат».
Рынок выиграет, если изменятся установки топ-менеджемента каналов в отношении формирования кадрового резерва и если появятся новые – более открытые – подходы к организации поиска кадров. Практика подбора персонала для телерадиокомпаний показывает, что существующий в медиа-области дефицит сотрудников заключается не в нехватке кадров как таковых (вузы исправно выпускают журналистов, операторов, режиссеров, редакторов, PR-менеджеров, маркетологов, инженеров или бухгалтеров), а в недостаточном уровне профессиональной квалификации этих кадров.
Дефицит касается высококлассных специалистов: представителей творческих профессий (режиссер, оператор, редактор, корреспондент, креативный продюсер, арт-директор, сценарист), специалистов по маркетингу, программированию, медиа-аналитиков, экономистов и финансистов, в том числе знающих международную систему отчетности, топ-менеджеров. Новая и все обостряющаяся тема рынка труда – технические специалисты со знанием информационных технологий и основ цифрового вещания.
Система подготовки кадров для телерадиокомпаний часто не опирается на статистику реального рынка труда и не учитывает тенденции его развития. В условиях постоянной модернизации процесса телерадиопроизводства такая политика имеет серьезные издержки.
Поэтому среди путей решения кадрового дефицита особое внимание следует уделять развитию индустриального образования в соответствии с реальными потребностями рынка. Ожидаемые открытия новых факультетов, кафедр и курсов положительно повлияют на ситуацию, помогут создать кадровый резерв медиа-специалистов. Образовательная система должна учесть и тот факт, что компании, работающие на разных по экономическому ресурсу рынках, с разным объемом аудитории и программными форматами имеют разные кадровые потребности. «Существует проблема первого места работы телевизионного журналиста, –
говорит HR-директор развлекательного ТВ-канала, согласившийся дать комментарий на условиях анонимности. –
Молодой специалист может предъявить диплом, но если у него нет портфолио, работодатель не в состоянии оценить уровень творческих возможностей этого кандидата. Возможно, работодатель вообще не идентифицирует его как специалиста». «Портфолио – это не самое главное, – возражает Валентина Ватрак. – Мотивация гораздо важнее. Российский канал MTV вырастил целое поколение журналистов – в свое время эти люди студентами пришли на канал, привлеченные брендом MTV. Телевидение захватывает, ему свойственен особый драйв – многие из тех, кто «вошел» в телевизионное производство, уже не хотят менять ТВ на другие секторы медиа-рынка».
Что касается общих кадровых тенденций на рынке телерадиоиндустрии, то эксперты отмечают различие между ними для Москвы и регионов.В то время, когда московский медиа-рынок постоянно сигналит о дефиците топ-менеджмента, финансового менеджмента, специалистов по маркетингу и брендингу, в регионах эти темы возникают очень редко. Особенностью региональных вещательных компаний пока является слабое развитие служб финансового управления, отделов маркетинга, брендинга и эфирного промоушна. Там массовый спрос на операторов, монтажеров, журналистов, корреспондентов.
Относительно новая и весьма перспективная тенденция кадрового рынка медиа – ориентированность на профессионалов из «не медиа». Так, в Москве сейчас ищут управляющих медиа-компаниями как бизнесом вообще, при этом привязка к телерадиовещанию становится необязательной. Телеканал может возглавить человек из других развитых рынков, например, FMCG или телекоммуникаций. Подобный подход к поиску людей сейчас начинают использовать сети – подбирая директоров для управления региональными активами, они делают ставку не только на наличие у человека связей c лицензионными органами, радиочастотным центром или местной властью, но и на обладание системой знаний о финансовом менеджменте, бизнесе, маркетинге, продажах и оптимизации бюджетов.
По оценкам агентства «Штаты.Ru», уровень заработных плат по позициям аналогичной квалификации в различных сегментах на ТВ выше, чем в других секторах медиа-индустрии (радио, пресса, интернет). По-прежнему велик (в 3-5 раз) разрыв между заработными платами в Москве и регионах. Ориентировочная статистика зарплат в московских и региональных телерадиокомпаниях за 2007 год представлена ниже.
[641x702]
[641x552] «В целом ситуация относительно уровня московских зарплат в телекомпаниях отражена верно – хотя в обзоре недостаточно явно оценивается структура доходов по обозначенным специальностям, – считает руководитель пресс-службы телеканала
РЕН ТВ Антон Назаров, – Уровень зарплат, на наш взгляд, по большинству специальностей несколько занижен, особенно если это касается творческих специальностей – корреспондентов, ведущих и т.д. Относительно маркетинговой составляющей, например, наоборот, уровень зарплат несколько завышен».