• Авторизация


Девять правил эффективной критики 28-01-2008 15:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Критикующий испытывает стресс не меньший, чем выслушивающий критику, а зачастую даже и больший. Умелая критика требует серьезной подготовки. Возможно, вас не полюбят за это, но уважать будут непременно, даже станут испытывать благодарность.

Совет номер 1: Критикуйте по горячим следам и наедине
Если хотите высказать человеку все, что вы о нем думаете, не откладывайте это дело на потом. Через несколько дней и вы, и он забудете, из-за чего это случилось, да и после драки кулаками не машут. Обычно лучше всего высказать критику сразу же, по факту, чтобы человек в точности знал, о чем вы говорите, и не должен был рыться в памяти в поисках ответа. Однако если присутствуют другие люди, убедитесь, что вы можете отойти в сторону, чтобы приватно и тихо поговорить. Обеспечьте достаточное время, чтобы обсудить тему. Не критикуйте человека в присутствии других людей – это понижает не только его, но и ваш статус.

Совет номер 2: Смягчите удар

Начните разговор с фразы: "Я признаю, что у вас много интересных идей, однако..." Такая ремарка или упоминание о каком-то позитивном достижении или установке человека сделают беседу более спокойной. Проследите, чтобы позитивное вступление к критике было искренним, а не придуманной "ложкой меда" перед "горьким лекарством". И всегда будьте вежливы.


Михаил Рассказов, бизнес-психолог:
Безусловно, критика может быть этичной или хамской. Я расскажу одну историю, которая известна среди бизнес-психологов уже как анекдот. Руководитель торгового отдела крупной компании как-то за десять дней до конца месяца понял, что план не будет выполнен. В три часа ночи он обзвонил всех своих подчиненных (11 человек) и объявил общий сбор в центре Москвы через час. Когда в четыре утра полусонные и перепуганные сотрудники собрались в условленном месте, их начальник произнес примерно следующее: "Господа, сегодня 20-е число. По всему видно, что план мы не выполним. И вот я собрал вас здесь, чтобы выразить свое неудовольствие по этому поводу. А теперь всем спокойной ночи". Такой управленческий подход называется "ситуацией шока". И действует он гораздо эффективнее, чем дисциплинарные взыскания и системы штрафов. Главное, совместить неожиданность обстановки и вежливые коммуникации.

Совет номер 3: Употребляйте слово "я"
Помните, что "Вы" звучит обвинительным приговором и настраивает человека на негативный лад, например: "Вы не правы, когда много требуете от рядового сотрудника, я и так следую должностным инструкциям". Слово "я" делает ваше послание более рациональным, так как вы принимаете на себя ответственность за внесение изменений в поведение другого человека, например: "Я бы хотел, чтобы Вы понимали, что данное поручение не входит в круг моих обязанностей, но я безусловно его выполню, так как от этого зависит работа всего нашего отдела".

Совет номер 4: Критикуйте поступок, а не человека

Иными словами, "попадайте по мячу, а не по игроку". Совершенно точно и конкретно укажите, чем вы недовольны в поведении человека. Не обобщайте. Говорите о фактах, а не о мнениях. Критикуя человека, не ссылайтесь на других людей – критикуете ведь вы, и это ваше мнение и ваши мысли, за которые вы, в случае чего, тоже несете ответственность. Комментируйте поведение, а не личность. Говорить человеку иногда, что он сволочь порядочная, конечно, хорошо, и иногда даже эффективно. Но про вас тоже будут думать в этом роде.


Совет номер 5: Не бойтесь проявить эмоции…
…если это поможет другому человеку получить представление о силе ваших чувств по отношению к предмету разговора. Это может быть нечто такое: "Я возмущен тем, что мне приходится вам об этом говорить..." или "Я был в ярости, когда..." После произнесения основного критического замечания, которое, конечно же, должно быть честным, ясным и разумным, дайте человеку шанс ответить вам. Ему может понадобиться время на обдумывание ответа. Не бойтесь молчания, не пытайтесь заполнить его, постоянно задавая вопросы или высказываясь, поскольку этим вы только снизите силу основного критического замечания. И будьте настойчивым, используя метод "заезженной пластинки", если это понадобится.

Совет номер 6: Не критикуйте начальство!
В процессе профессиональных и личных взаимодействий с лидером мы неизбежно сталкиваемся с ситуациями, когда его слова или поступки кажутся нам неправильными и вызывают протест. Что делать в таком случае? Немедля заявить лидеру о своем несогласии, стараясь быть честным и открытым, или промолчать и попытаться выполнить задание, убеждая себя в правоте лидера – более опытного и авторитетного человека?
По нормам деловой и служебной этики каждый сотрудник может высказывать критические замечания в адрес вышестоящего руководства. Но дело это, прямо скажем, непростое. Иногда, конечно, проще как-то уклониться от этого, но не будем забывать, что высказать свое профессиональное мнение, пусть даже и противоречащее мнению начальства, не просто допустимо, но и порой необходимо.

Антон Калабин, основатель "Школы харизматических лидеров", компании "Камео" и сети магазинов "Квикмарт":

– Слепо доверяя мнению лидера, мы поступаем не как профессионалы, положившись на критическое мнение которых можно избежать ошибок, а как простые исполнители, которые к тому же плохо понимают, что именно от них требуется.
Понятно, что порицания не любит никто, и критичный сподвижник своими смелыми высказываниями ставит под удар отношения с лидером. Есть люди, которые понимают, что внешняя критика очень полезна, и специально тренируют устойчивость к ней. Однако и их силы не безграничны. Когда уровень осуждения превосходит некий "болевой" порог, и они начинают раздражаться, теряют над собой контроль и переводят дискуссию в неконструктивное русло.

С точки зрения социальных взаимодействий несогласие с мнением лидера является актом отрицания его превосходства, по крайней мере интеллектуального. Критика, произнесенная в присутствии посторонних, де-факто является прямым вызовом власти вожака. В животном мире и в примитивных человеческих сообществах после такого вызова незамедлительно следует поединок.

И дело не столько в том, что критика оскорбляет лидера, сколько в том, что таким образом ставится под сомнение его способность руководить. Критичный сподвижник не только раздувает пламя конфликта со своим лидером, но и причиняет существенный ущерб его харизме. И если, успокоившись и тщательно взвесив ваши доводы, лидер согласится их признать, то удара по харизме он не простит: раны, нанесенные тщеславию, особенно болезненны и затягиваются очень долго. Отсюда и рекомендация – избегайте противостояния с лидером, не бросайте ему вызов.


Совет номер 7: Всегда старайтесь закончить разговор на позитивной ноте

Как только вы убедились, что вас услышали и поняли, как только вы сошлись на каких-то изменениях, скажите нечто подобное: "Я очень доволен, что мы оба понимаем друг друга".

Совет номер 8: Покритиковали и… забыли

Инцидент закончен, к нему не возвращаются и не вспоминают при любом удобном случае. Каждый имеет право на ошибку.

Совет номер 9: Не забывайте говорить комплименты

Мы часто спешим с критикой, но медлим с похвалой. Нам постоянно указывают на наши ошибки, но, если мы делаем нечто хорошо, это принимается как само собой разумеющееся. Признавайте и отмечайте хорошо исполненную работу своих коллег, благодарите людей, которые нашли время вас выслушать, хвалите по собственной инициативе, без внешних причин, воздавайте должное за дополнительные усилия, направленные на улучшение качества, и т. п. Не принимайте как должное еду, которая появляется перед вами на столе каждый вечер. Поблагодарите своего партнера за заботу.
Похвала и благодарность имеют долгосрочные последствия. Если даже вам придется критиковать человека, ваши комментарии прозвучат более веско, если все знают, что вы можете оценить не только негативно, но и позитивно.
Некоторые люди признают, что им трудно делать комплименты окружающим по поводу внешности или поведения. Это особенно справедливо в отношении лиц противоположного пола, поскольку ваши намерения и слова могут быть неверно истолкованы. Но это не меняет факта, что большинство людей довольны, когда их усилия оказываются замеченными, а заслуги признаются, так что практикуйтесь в искренних комплиментах.

Источник: E-xecutive.Перспектива
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Девять правил эффективной критики | spb_rabota_ru - Блог spb_rabota_ru | Лента друзей spb_rabota_ru / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»