В 2002 году Анна закончила философский факультет Государственного Университета Гуманитарных Наук (ГУГН). Восхождение по карьерной лестнице в области пиара Анна начала с позиции PR-менеджера в агропромышленном холдинге «Русагро». За пять лет Анна успела поработать в BBDO и сотрудничала с Philip Morris и альянсом «Русский текстиль». Сейчас она — PR-директор группы компаний «Вокруг света».
Я начала работать в сфере public relations в 2002 году в агропромышленным холдинге «Русагро». Первый успешный проект, в разработке которого я участвовала, — сайт компании, занявший второе место в номинации «Корпоративный сайт» на 13 ММФР (Московский международный фестиваль рекламы). Затем несколько лет проработала в агентстве PR Inc. (на тот момент агентство входило в BBDO Moscow, а затем стало частью группы DDB).
Многие компании обращались в агентство за решением своих конкретных локальных задач. К примеру, нейтрализовать кризис или подготовить презентацию нового продукта. Сотрудничать на постоянной основе с агентством могли позволить себе немногие организации. Моим основным клиентом в агентстве была компания Philip Morris. Я выполняла самые разные задания: от верстки брошюры до организации пресс-тура на завод под Питером и проведения торжественного приема в честь 15-летнего юбилея компании на 600 человек. Это был масштабный и ценный опыт.
В агентстве я поняла, что осуществление однократных акций дает краткосрочный эффект, и даже если ты работаешь с компанией в течение долгого времени, ты находишься вне компании и полностью можешь оценить только свою работу. Работа в агентстве хороша широкими возможностями, но мне на определенном этапе захотелось познать глубину процесса и увидеть результат. Поэтому я решила поработать над созданием и последовательной реализацией PR-программы. Мой опыт оказался востребован в группе компаний «Вокруг света».
Что я здесь делаю
Занимаюсь продвижением продуктов под брендом «Вокруг света»: первый национальный познавательный журнал «Вокруг света», альманах фантастики Бориса Стругацкого «Полдень. ХХI век», самая обширная российская серий путеводителей «Вокруг света» и одноименная программа на телеканале «Россия».
Я также занимаюсь разработкой и проведением PR-акций, организацией внешних и внутренних мероприятий, выстраиваю коммуникации со СМИ и общественными организациями, работаю над формированием положительного имиджа «Вокруг света» среди различных целевых аудиторий. Вместе с коллегами участвую в подготовке рекламных кампаний.
Инструменты
Голова, два телефона (мобильный и рабочий) и компьютер.
Место на лестнице
Мой непосредственный руководитель - коммерческий директор группы компаний «Вокруг света». У меня в подчинении один PR-менеджер, в ближайшее время планирую взять еще одного бойца.
Коллеги
Сотрудники отдела маркетинга и руководство компании.
За что люблю и не люблю
Люблю, когда результат превосходит ожидания. Хотя в реальности радуюсь тому, когда результат совпадает с ожиданиями. Это приходит с опытом, ни в одном вузе об этом, как правило, не говорят…
Люблю и горжусь теми продуктами, которые мне приходится продвигать.
Люблю коллектив единомышленников, который меня окружает.
Не люблю за перегрузки. В прошлом году мы проводили музыкальный фестиваль «Свет Вокруг», посвященный 145-летию журнала «Вокруг света». На мероприятие собралось больше 2000 человек, оно длилось всю ночь. Естественно, что я, как организатор, работала на площадке с утра. Ушла последней… Мой рабочий «день» длился целые сутки.
О чем расскажу внукам
До внуков еще далеко. У меня будет время обдумать этот вопрос. Вряд ли истории из моей работы будут конкурировать с детской литературой и сказками, которые обычно интересны маленьким детям.
Зарплата
Это конфиденциальная информация. На рынке зарплата PR-директора начинается с $2000.
Карьерные дали
Для пиарщика нет «закрытых» областей, профессионал может работать в любой отрасли, хотя, безусловно, опыт и знание рынка дает ему превосходство над менее опытными конкурентами.
Табу
Нельзя останавливаться на достигнутом. Работа пиарщика должна быть плановой и методичной.
Личная жизнь
Некоторые наши акции и мероприятия приходятся на выходные — приходится ими жертвовать.
Профдеформация
Я стала жестче, внимательнее к мелочам.
Случай из практики
Случай произошел в конце 2005 года. В агентстве был проведен мозговой штурм, и, на удивление многих, руководство выбрало следующую идею (многие возражения были проигнорированы). Подарить в год Собаки всем клиентам, партнерам и подрядчикам … ошейники с медалями «За понимание», «За терпение» и «За щедрость». Видели бы вы глаза людей бизнеса, которые получали собачьи медали на ошейнике за свою щедрость, за свое терпение и за свое понимание… При вручении подарка они пытались сохранить свое лицо. Это называется, докреативились!
Профессиональные словечки
«Пресс-кит» — набор материалов, содержащих исчерпывающую информацию о событии. Состоит из пресс-релиза, информационной справки, презентации, фотоматериалов и др. документов.
«Follow-up» — звонок журналисту, а точнее получение обратной связи по итогам рассылки пресс-релиза, проведения пресс-конференции или других мероприятий для прессы.
«Dead line» — используется не только в PR, но и в рекламе. Буквально означает «время смерти» или крайний срок представления комментариев, информации, сдачи проекта. Позже – вы уже опоздали.
УКАЗАТЕЛЬ ДЛЯ КАНДИДАТА
Не бояться трудностей и быть последовательными в достижении поставленной цели — этот совет универсальный, где бы вы себя не реализовывали.ОбразованиеГуманитарное. Сейчас уже есть специализированные факультеты, дающие теоретическую базу. Мне довелось работать с их выпускниками, и могу сказать, что представление о реальности public relations на начальном этапе у них весьма отдаленное.
Что надо знать и уметьСпросите лучше, чего не нужно уметь.Необходимо уметь писать пресс-материалы, готовить презентации и выступать публично, выстраивать коммуникации со СМИ, проводить мероприятия, выпускать корпоративные издания, разрабатывать фирменный стиль и корпоративный сайт.Нужно быть гибким, находить общий язык с различными целевыми аудиториями, анализировать события и играть на опережение, искать новые ракурсы и неожиданные способы подачи информации, использовать на 100% свои творческие способности.Что читатьЕсли вы только начинаете, возьмите «Настольную Энциклопедию Public Relations» (Д. Игнатьев, А. Бекетов и Ф. Сараквоша). Если же вы уже сделали свои первые шаги в PR, рекомендую «Пять шагов от менеджера до PR-директора» Марины Горкиной.С чего начать новичкуЯ советую начать с позиции ассистента в PR-агентстве. Вы не только познаете всю кухню PR, но и сможете выбрать область, которая вам ближе: финансовый, промышленный или потребительский PR, а может быть, вы предпочтете политтехнологи или GR. Кроме того, обязательно разработайте личный бизнес-план и воплощайте его в жизнь. Удачи!