[показать] С 1 января 2008 года вступила в силу IV часть Гражданского кодекса РФ, согласно которой компаниям запрещено использовать в фирменных наименованиях официальные названия государств - как российского, так и иностранных. В итоге тысячи компаний могут поменять название.Фирменные наименования в России отдельным законом не регулировались с 1927 года и компании могли использовать в названии слова "Россия" и "Российская Федерация", уплатив пошлину в бюджет, а использование названий иностранных государств вообще не регулировалось. Шок для юристовНовый закон уже шокировал юристов. Так, отдельной статьей новой главы ГК компаниям запрещается использовать в фирменных наименованиях официальные названия государств - как российского, так и иностранных - и даже производных от них. Следить за соблюдением закона будут регистрирующие органы. При попытке компании с неправильным названием внести любые изменения в учредительные документы налоговые инспекции будут вправе через суд требовать сменить наименование.
По новым нормам принадлежность к России смогут отражать в названии только компании, более 75% акций которых принадлежит государству. Такая высокая планка недоступна даже "Аэрофлоту", полное наименование которого звучит как "Аэрофлот - Российские авиалинии". Государству, в авиакомпании принадлежит всего лишь контрольный пакет акций.
Руководство "Аэрофлота" намерено обратиться в правительство с просьбой оставить "российские авиалинии" в названии, сообщил "Ведомостям" представитель компании. "Аэрофлот" хоть и не имеет официального статуса "национальный перевозчик", но фактически им является, пояснил он. Тем более что "Аэрофлот" использует это словосочетание с разрешения правительства и платит за него пошлину.
В компании "Нестле Россия" ("дочка" швейцарской Nestle), получившей разрешение использовать название страны в фирменном наименовании от правительства еще в 2006 году также надеются на пролонгацию разрешения. В настоящий момент специалисты компании изучают ситуацию и ждут разъяснений о практическом применении положений ГК.
Между тем, сказал газете представитель "Нестле Россия", в международной практике использование названий государств в наименовании компаний не связано с принадлежностью пакета ее акций определенной стране.
В страховой компании "Росно" также ждут выхода подзаконных нормативных актов, поясняющих порядок применения статьи 1473 ГК, чтобы решить судьбу полного фирменного наименования.
А вот "Росгосстрах" готов привести свое полное фирменное наименование - Российская государственная страховая компания - в соответствие с новыми требованиями законодательства. По мнению представителя компании, проблем это не повлечет, ведь сокращенное название "Росгосстрах" и одноименный торговый знак законодательству не противоречат.
ИностранцыПри прямом толковании положений ГК в зону риска попадают и компании, указывающие в названии на иностранное происхождение, например "Дойче банк" или British American Tobacco. До появления практики применения новой нормы неясно, что может быть признано производным словом, пишет газета.
Запрет на одинаковостьВ IV главе ГК появился также запрет на использование одинаковых названий компаниями, занимающимися аналогичной деятельностью. Раньше налоговые инспекции регистрировали под одинаковым названием компании разной организационной формы - например, ООО и ЗАО - даже просто при разном ИНН. Например, в России существует, около 400 компаний "Березка" и более 2300 организаций, содержащих это слово в названии. Теперь право сохранить названия получат те, чьи данные были занесены в Единый государственный реестр юридических лиц раньше других.
Так как запретить "неправильное" название можно только через суд, то у компаний есть возможность отстоять свое фирменное название, например, объяснив суду, что ее название создано по иностранному праву, - объяснил Ведомостям один из разработчиков ГК. Эксперты опасаются, что новые требования к фирменным наименованиям позволят налоговым инспекторам создавать сложности для нелюбимых компаний.
Источник:
Ведомости