[показать]Здесь нет никаких ограничений. Все зависит только от собственного желания и способностей. Можно остаться рядовым дизайнером, имея заказчиков по всему миру; можно дорасти до арт-директора и устанавливать свои законы дизайна в отдельно взятой компании; можно стать креативным директором и поражать заказчиков яркостью, нестандартностью идей.Первое высшее образование Евгения Кантаржи — техническое. Возможно, он стал бы известным инженером или конструктором, но за дело взялись гены и Евгений решил пойти по стопам деда — в искусство. Окончил колледж графического дизайна за рубежом, там же получил первый трудовой опыт в издательском доме — делал газеты, журналы и рекламу на разных языках. Потом приехал в Москву. Параллельно с работой в 2003 году окончил отделение дизайна на факультете журналистики МГУ, а с 2005 года учится в Британской высшей школе дизайна. Сейчас Евгению 32 года, опыт работы — более 10 лет. Не любит говорить лишних слов: предпочитает выражать мысли через зримое и немое. Судя по всему, творческих идей в голове у него великое множество.
Путь воинаМой дед по отцовской линии — художник, имел мастерскую в городе Сочи и был там довольно известным мастером. Именно от деда мне и достались способности рисовать и чувствовать цвет.
За последние годы я сменил около десяти мест работы в Москве — делал журналы, рекламу, фирменные стили, сайты и полиграфию для выставок. Самые значимые для меня компании — это издательство «Открытые системы», где я был арт-директором журналов Publish и Stuff, и издательский дом «Космопресс» — работаю здесь уже почти 5 лет. Наша компания выпускает специализированные издания о парфюмерно-косметическом и салонном бизнесе — Les Nouvelles Esthetiques, You Professional, «Ногтевой сервис», «Эстетическая медицина», «Косметический рынок сегодня», а также занимаемся полиграфическим обеспечением международной выставки «Интершарм».
Синонимы
Дизайнер — он и в Африке дизайнер. И здесь, и за рубежом обычно именно так нас и называют, хотя в стране, где я долгое время работал, дизайнеров называли «графиками».
Запись в трудовой
Дизайнер.
Что я здесь делаю
Я придумываю концепт и создаю дизайн рекламы. Моя задача — создать такую композицию, которая будет не просто красиво смотреться, но и подвигнет потребителя к определенным действиям: что-то купить, куда-то позвонить или прийти. Для этого нужно разбираться в психологии восприятия человека, понимать, как нужно воздействовать на сознание аудитории при помощи зрительных образов. Какое сочетание цветов, шрифты, размер элементов лучше всего использовать, где размещать логотип, слоган или номер телефона, чтобы он остался в памяти. На мой взгляд, это очень интересный процесс.
Еще я делаю модульные сетки для новых изданий — разрабатываю условия и стандарты для дальнейшей верстки. Здесь нужно рассчитать количество текста, продумать величину заголовков, расположение иллюстраций, размер полей. Мне нужно сделать так, чтобы при дальнейшей верстке было удобно работать. Модульная сетка — это скелет издания. От того, насколько он прочный, стильный и гибкий, зависит, как будет выглядеть издание в дальнейшем на протяжении долгого времени.
Самый первый и важный шаг — придумать идею: что-то новое, необычное, неординарное. А потом уже продумываешь композицию, выбираешь шрифт, подходящие иллюстрации и так далее. В общем, приходится постоянно заставлять мозг трудиться, находить дизайнерские решения.
В моей работе важнее всего две вещи. Первое — чтобы то, что ты сделал, понравилось самому. Второе — чтобы это понравилось заказчику. Когда оба пункта совпадают — это и есть самое приятное. Ради таких моментов я и работаю.
Инструменты
Мои рабочие инструменты — голова, «Макинтош» и мышка.
Коллеги
Дизайнер — творческий человек, поэтому очень важно, в каком настроении он пришел в офис, насколько дружественна и креативна его команда, насколько велико желание коллег помогать друг другу и совместными усилиями решать поставленные задачи. Бывает, например, что дизайн получился успешным, ярким, но возникают технические ограничения для его реализации и тогда, конечно, без помощи специалистов по цветокоррекции и препрессу не обойтись. Еще среди моих коллег в редакции есть главный и выпускающий редакторы, журналисты, бильд-редактор (занимается подбором фото), менеджеры по рекламе.
Сейчас появляется все больше дизайнеров-универсалов. Да, знать и уметь много — это хорошо. Тем не менее, я считаю, что каждый должен заниматься именно своим, наиболее подходящим делом. Дизайнер — придумывать дизайн, цветокорректор — обрабатывать иллюстрации, специалист по препрессу — готовить макеты к печати.
Место на лестнице
Обычно дизайнер подчиняется двум руководителям — начальнику отдела дизайна или допечатной подготовки (везде называется по-разному) и арт-директору. Первый решает организационные вопросы, а второй устанавливает законы дизайна в своем отделе.
За что люблю и не люблю
Люблю за то, что не нужно много слов. Дизайн — это великий инструмент молча сказать очень многое. За то, что моя работа сродни работе художников и скульпторов. За то, что есть возможность самовыражаться, видеть окружающий мир с необычных ракурсов и своими работами побуждать людей по-новому смотреть на, казалось бы, давно привычные вещи. Моя работа — это прекрасная тренировка мозга. Ведь дизайн повсюду, в каждом проявлении современной жизни, и хочешь — не хочешь, постоянно приходиться все вокруг оценивать, сравнивать и искать собственное решение. Люблю за креативную атмосферу, которая подпитывает мозг и помогает в работе.
Ненавижу рутину, хотя без нее в дизайне, как и в любой другой профессии, к сожалению, не обойтись.
ЗарплатаЕсли смотреть в среднем по рынку, то без опыта вряд ли удастся получить больше 1000 $. Опыт 2—3 года — 1000—1500 $, более 5 лет — 2000 $ и так далее. Диапазон зарплат у дизайнеров огромен. Я когда-то начинал с 500 $, сейчас моя зарплата во много раз больше. Дизайн — это область, в которой все зависит только от тебя самого. Если есть способности и желание работать, сколько ты хочешь — столько и будешь получать: зарплата может быть и 5000, и 10000 $.
К тому же подработку никто не отменял, на ней можно заработать от нескольких сотен до 2000—3000 $ в месяц. Лично для меня «халтура» — это прекрасный способ не только заработать, но и встряхнуться от рутины, помочь знакомым, да и просто отдохнуть, сняв ограничения с фантазии. Для многих моих друзей-дизайнеров подработка — это второй хлеб, причем некоторые на ней зарабатывают больше собственной зарплаты. Или вообще бросают постоянное место работы, обязывающее приезжать по утрам в офис, и переходят на фриланс, когда, поставив дома мощное оборудование и интернет, можно сотрудничать с несколькими заказчиками одновременно.
Карьерные далиЗдесь нет никаких ограничений. Все зависит только от собственного желания и способностей. Можно остаться рядовым дизайнером, имея заказчиков по всему миру; можно дорасти до арт-директора и устанавливать свои законы дизайна в отдельно взятой компании; можно стать креативным директором и поражать заказчиков яркостью, нестандартностью идей.
ТабуТехническое: процесс допечатной подготовки (препресс) нужно проводить очень внимательно и аккуратно — любая ошибка может вызвать срыв в печати всего проекта.
Моральное: дизайнер никогда не знает заранее, с каким рабочим настроем придет на следующий день, а от настроя зависит очень многое. Поэтому, несмотря на жесткие дедлайны, лучше все делать с временным запасом, не оставляя серьезные и концептуальные вопросы на последний момент.
Стимулятор № 1Когда ничего не приходит в голову, я предпочитаю отвлечься, «перезагрузиться». Например, пообщаться с коллегами на посторонние темы или нырнуть в аську и поболтать с друзьями.
Личная жизньКонечно, иногда приходится засиживаться в офисе допоздна. Но с опытом учишься правильно распределять время и эти проблемы становяться редким явлением. А если работаешь на дому, то еще лучше — можешь сам строить удобный график.
Случай из практикиОднажды ночью, работая в «Открытых Системах», я остался для вывода очередного номера журнала. У нас тогда были свои фотонаборные аппараты — огромные сложные станки, через которые файлы засылались на обрабатывающий процессор, и в результате получались фото-пленки. А с них в типографии делали формы для печати. (Тогда технология беcпленочной печати CTP была не очень распространена.)
Я потратил много часов на то, чтобы получить все пленки для журнала, и стал проверять их перед отправкой в типографию. И надо же, именно в эту ночь процессор фотонабора дал сбой — все пленки вышли с низкой линеатурой растра и не годились для печати. Пришлось срочно все переделывать. Эту потеряную ночь я запомнил навсегда. Счастье, что сейчас дизайнеры сталкиваются с подобными ситуациями все реже.
Словечки профессиональныеОбычно для характеристики того или иного дизайна мы пользуемся обычными словами. Например, если нравиться, можно сказать «за#бись», если нет — «ужаснах», и все тебя сразу поймут. Популярны слова «дизигн» или «дизигнер», прочитанные с английского «в лоб».
Конечно, есть профессиональные термины, их очень много.
«Залить текст» — взять подготовленный журналистом и прочитанный корректором текст и размесить его в верстке издания.
«Разблюдовка» — план номера, схематичное изображение всех страниц (полос) с указанием, где располагаются тексты и рекламные модули.
«Растискивание» — дефект, заключающийся в увеличении размеров штриховых и растровых печатных элементов на оттиске в процессе печатания; приводит к значительным градационным и цветовым искажениям репродукции.
«Треппинг» — создание узкой полоски смешения цветов на границе объектов разного цвета, чтобы устранить зазоры между пересекающимися объектами.
«Несовмещение красок» — сдвиг изображений, выполненных разными печатными красками на оттиске при синтезе многокрасочного изображения.
Указатель для кандидата
Если хотите добиться успеха и хорошо зарабатывать, нужно постоянно развиваться. Не бойтесь задавать вопросы и смотреть на вещи открыто, будьте готовы учиться новому и впитывать все, как губка.
Образование
Профильное образование желательно, но не обязательно. Естественно, дипломированные специалисты ценятся выше, и если есть шанс получить диплом об окончании института — нужно использовать.
Московский государственный художественно-промышленный университет имени Г. С. Строганова (в народе именуется Строгановкой), отделение дизайна на журфаке МГУ, Институт рекламы, Британская высшая школа дизайна (БВШД) — самые престижные вузы, где готовят дизайнеров.
Иногда удается получить образование за счет работодателя, который заинтересован в повышении квалификации своих сотрудников и пользуется этим, как дополнительной привязкой специалистов к своей компании «узами» учебного договора.
Где работать
Дизайном сейчас можно заниматься практически в любой области — это печатная и телереклама, полиграфия (газеты, журналы, рекламная печатная продукция). Ну и, конечно, интернет — дизайн сайтов и интернет-реклама. Выбирайте любое направление, со временем поймете, что нравится больше, а что меньше. И ищите подходящую компанию.
Что надо знать и уметь
Нужно иметь вкус, чувство цвета и композиции — это база для всего остального. Уметь рисовать вовсе не обязательно, со временем учишься создавать красивые цветовые композиции и чувствовать шрифт. Еще очень полезно «открывать» разум: смотреть на вещи широко и не бояться смелых, нестандартных решений.
«Фотошоп», «Иллюстратор», «Индизайн», Quark-XPress, желательно также Corel Draw, Flash — чем больше программ знаешь, тем больше стоишь на рынке.
Обычно за 2—3 года работы начинающий дизайнер обретает все необходимые для работы навыки и дальше может спокойно развивать свою креативность.
На кого равняться
Сложно сказать. Есть Дэвид Карсон, есть Артемий Лебедев — каждый выбирает своих кумиров. Но независимо то того, кому вы отдадите предпочтение, очень важно всегда и везде видеть, анализировать работы других. Также очень полезно посещать дизайнерские выставки и сайты.
Что читать
Можно прожить без литературы. Больше смотреть по сторонам, анализировать и запоминать увиденное.
С чего начать
Конечно, работодатели ценят опытных сотрудников. Но к счастью, многие предпочитают платить поменьше и брать дизайнеров «на вырост» — просто не нужно сразу требовать астрономических зарплат. Если опыта нет или недостаточно, будьте готовы начать с малого.
Ищите компанию, где работают опытные профессионалы. Устройтесь на работу, постарайтесь расположить их к себе и учитесь у них. Я не верю в «курсы», «школы дизайна» и тому подобное. Кроме корочки (которая, конечно, тоже может сыграть свою роль при трудоустройстве), они, по-моему, мало что дают. Я считаю, что лучшие учителя — не преподователи на курсах или вузах, а опытные дизайнеры. Хочется создавать красивое — вперед. Желаю удачи!
Источник