Ежегодно 15 августа Католическая Церковь празднует Успение Девы Марии. Вместе с тем, 15 августа 1769 года родился император Наполеон I Бонапарт. 15 же августа 1801 года Наполеон подписал Конкордат с Римской Церковью, восстанавливая ее в правах после революционных потрясений.
Желая иметь, как и все католические монархи, своего небесного покровителя, в 1806 году Наполеон Бонапарт издал указ:
Постановление от 19 февраля 1806
- Праздник святого Наполеона и восстановления католической религии во Франции будет отмечаться на всей территории Империи 15 августа каждого года, в день Успения и заключения Конкордата.
- В тот же день проводятся процессии из церквей в муниципалитетах, где разрешено поклонение снаружи, в других же муниципалитетах процессии проводятся внутри церквей.
- Перед процессий служитель культа произносит «речь по случаю», а после процессии торжественно поется Te Deum.
- Военные, гражданские и судебные чиновники участвуют в этих торжествах.
- В реформатских храмах благодарственный Te Deum торжественно поется в честь годовщины со дня рождения Императора.
[526x700]
© Gallica/Bibliothèque nationale de France, département Estampes et photographie, Réserve QB-370 (61)-FT 4
Вопросом церковного узаконивания нового святого занялся кардинал Джованни Капрара, легат папы Пия VII в Париже.
[510x700]
В римском мартирологе он не нашел Святого Наполеона, зато нашел SS. Martyrum Saturnini, Neopoli, память которых праздновалась 2 мая. Святой Неополус был мучеником, погибшим во времена гонений Диоклетиана и Максимилиана в Александриии и особо почитавшийся в Италии. Кардинал Капрара был уверен в трансформации его имени: Neopolus - Neapolione - Napolione - Napulione.
[700x517]
Римский Мартиролог, упоминающий мучеников Сатурнина и Неопола
Несмотря на возражения из Римской Курии, 1 марта 1806 кардинал Капрара уздает Указ, официально устанавливающий день памяти святого Наполеона на 15 августа, день Успения, и дарущий индульгенцию по этому случаю.
До Революции во Франции особо почитался Бурбонами Святой Людовик (Saint-Louis), теперь же Империя имела нового чтимого святого. Впервые память Святого Наполеона отмечалась 15 августа 1806 года, именно в этот день была заложена Триумфальная арка в Париже. 15 августа 1810 открыта Вандомская колонна в Париже и вступил в силу Гражданский Кодекс в Великом герцогстве Варшавском. 15 августа 1811 года был заложен рынок вина в Берси, а 15 августа 1813 был открыт для навигации Уркский канал.
[462x700]
Гравюра, изображающая Святого Наполеона, изданная в 1805 г.
[487x700]
Гравюра Maurizio de Magistris, изображающая Св. Наполеона. 1806 г.
[439x700]
Гравюра Антонио Креспи, изображающая вознесение Св.мученика Наполеона, 1808 г.
[466x700]
Гравюра Луи-Франсуа Шарона, 1806 г
[507x700]
Ксилография 1806 г
[451x700]
Гравюра 1806 г, показывающая Св. Наполеона в виде традиционного римского воина
Людовик XVIII, вернувший французский трон, поспешил положить конец этой «шутке» своим указом от 16 июля 1814 года, называя праздник «чужеродным для религии и для Франции».
Со временем в народном сознании происходит патриотическая трансформация образа раннехристианского мученика в молодого, облеченного в доспехи покровителя воинов. Согласно этому жизнеописанию он родился на Корсике 15 августа 1208 года, участвовал в крестовом походе под предводительством Св.Людовика Французского, попал в плен и умер после длительного заключения и пыток в 1260 г.
[445x700]
Гравюра, изображающая Св.Наполеона в готическом обрамлении и окружении Святых Иакова, Люции, Елены, Фомы, Пелагия, Урсулы
[547x700]
Литография. Святой Наполеон.
[441x700]
Гравюра 1840 г, изображающая Св.Наполеона-покровителя воинов
Вскоре после провозглашения Второй Империи, в 1852 году Наполеон III вернул Деве Марии ее компаньона и национальный праздник Святого Наполеона.
[700x474]
Новая церковь в Сан-Лё, освященная в 1851г. Св.Наполеон изображен между Св.Людовиком и Св.Карлом Борромео
[260x700]
Витраж на хорах церкви Св.Людовика в Виши, построенная императором Наполеоном III и освященная в 1865г.
[525x700]
Витраж в часовне Сен-Жермен в Ле-Шене (округ Версаль). 1857г.
Падение Второй Империи вновь вызвало упадок популярности этого святого. Одно из последних упоминаний его значится в словаре бенедиктинцев Рамсгита, изданном в 1991г.
Частично материал взят отсюда