• Авторизация


Чтобы преодолеть лицемерие взрослого, надо изучить ребенка... 19-02-2008 17:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Чтобы преодолеть лицемерие взрослого, надо изучить ребенка...

К одному психологу за советом пришла мама 11-летней Регины. Она одна воспитывает дочь. Вот что она рассказала ему о поведении Регины: 

"Регина учится хорошо, дополнительно занимается французским и немецким языками, ходит в спортивную секцию тенниса. Активная, общительная, у неё много подруг. Но в последнее время я перестала понимать свою дочь, на каждом шагу начала врать, придумывать свой фантастический мир. Регина постоянно придумывает какие-то невероятные истории, а потом их рассказывает: одноклассникам, учителям, ребятам, которые живут в нашем доме. 

Во время урока попросилась в туалет, но в туалет не пошла, а стала ходить по классам и объявлять, чтобы все собрались в актовом зале, что она выполняет распоряжение директора, что там будут проводить ученье "Анти - Террор" сотрудники полицейской префектуры. Все поверили: и школьные преподаватели и ученики и действительно стали ожидать начала этих учений. По сути дела Регина сорвала занятия целой гимназии. Я когда узнала, то готова была провалиться сквозь землю, а ей хоть бы "хны", даже не покраснела. Таких историй множество. 

Совсем недавно, на зимние каникулы Регину отправляла в Петербург, к дедушке. Регина и там, в гостях постоянно разыгрывала своего деда. Пока он ходил в магазин, Регина открыла все окна настежь и сильный ветер стал заваливать снегом комнаты, вернувшийся, недоумевающий дед был сбит с толку заявлением Регионы: "В доме утечка газа, приходили сотрудники "Ленгаза" и приказали проветрить помещения". Дедушка пошел узнавать подробности у соседей, те спрашивали у других, переполошился весь дом, кто-то действительно вызывал спасательную службу. Довольно быстро выяснили, что была не утечка газа, а утечка слуха об этом. И это был не единичный случай. Дедушка умолял поскорей забрать Регину обратно в Таллин".

Мама Регины продолжает: "А сколько историй про вампиров, инопланетян, летающих тарелок, ведьм и вурдалаков... про приведения и духов. Её фантазиям нет конца! А в прошлом году, в мае Регина заставила меня купить малярных красок на 3 000 крон (эквивалент в 200 евро), сказала, что в школе проводится акция “Школа - страна детства” и что каждый родитель должен пожертвовать для школы строительными материалами или деньгами, так как летом будет проводиться большой ремонт, я как дура стала организовывать “Школьный фонд ремонта” школы среди родителей класса. И на этот раз всё оказалось шито белыми нитками. Когда весь стихийно образовавшийся совет “ремонтного фонда”, в полном составе заявился к директору, чтобы торжественно предать все пожертвованные строительные материалы (во дворе стояла гружёная машина), у директора “отвалилась” челюсть. 

Однажды, Регина припозднилась с прогулки и стала рассказывать, что она в составе скаутского отряда проводила ревизию подвалов школьного здания, что они заблудились в катакомбах и на них напали крысы-мутанты, у одного мальчика был баллончик со слезоточивым газом и с помощью этого средства они на силу унесли ноги. И чем дальше, тем больше. Я боюсь, что из этой маленькой вруши вырастит большая бессовестная лгунья." 

Комментарии психолога:                                                                         

 

Природа щедро одарила всех детей разнообразнейшими талантами. Они выражают это в рисунках, поделках, в лепке, в устном творчестве, музыке. Если ребёнок постарше, то пусть записывает, если не станет прозаиком, фантастом, детективщиком, то научится грамотно писать. Энергию детской фантазии нужно направлять в творчество, чтобы была польза и для ребёнка и для окружающих. Маленькому ребёнку легко спутать, где фантазии и где реальность. Дети легко выдают желаемое за действительное. Дедушки, бабушки, мамы, папы в восторге, когда малыш выдаёт свой очередной шедевр, в том числе буйные фантазии в виде интересных придуманных историй. 

Такая положительная родительская стимуляция закрепляет у ребёнка способ завоёвывать симпатии и любовь через фантазии, вымысел, враньё. Границ для детской изобретательности и фантазий нет. Ребёнок продолжает врать, получая в награду внимание, удивление, смех, восторг и негодование. Он продолжает играть роль безудержного фантазёра. Такой способ самоутвердиться вначале входит в привычку, потом в зависимость. Вся жизнь проходит под знамёнами “Первого апреля". Такой способ укореняется, врастает глубже, становится определяющей линией поведения. Но этот способ не удовлетворяет истинные потребности ребёнка, подростка, скорее наоборот... Создаёт конфликтные ситуации, формирует несерьёзное к себе отношение, даже более того: катастрофически теряет к себе доверие, теряет в своих глазах собственное достоинство. 

Естественно, мама Регины спросила меня: "Что мне делать?" Тогда я посоветовал маме Регины и советую сейчас всем родителям, столкнувшимся с подобной ситуацией: 

1. Не давайте себя обманывать, не позволяйте быть в роли обманутого. Секрет убедительности детских фантазий в том, что дети сами верят в то, что придумывают они сами. Если вырисовывается тенденция патологического вранья, насторожитесь, особенно, когда факт вранья обнаружен, но ребёнок упорно продолжает настаивать на своей правоте. 

2. Насторожитесь, когда ребёнок пытается оправдаться, сваливая свою вину на своего друга, обстоятельства, явление природы или какое-либо животное. Дети без крайней необходимости не "подставляют" друг друга и своих любимчиков из домашних животных. 

3. Насторожитесь, когда ребёнок убеждается, что ему поверили, после этого он пытается компенсировать свою вину и начинает, заискивающе, помогать по дому и становится показушно "добрым и ласковым". 

Какие признаки могут указывать на то, что в данный момент имеется большая вероятность обмана и лжи? 

В первую очередь нужно обратить внимание на взгляд. Очень просто: ребёнок это или взрослый, когда человек начинает врать, его глаза непроизвольно начинают двигаться по диагонали: вправо вверх - влево вниз ( у левшей - наоборот ). Взгляд вправо вверх свидетельствует о попытке создать новый для себя образ, то есть что-то придумать. Вспоминая о реальных вещах, люди смотрят вверх влево. Когда человек во время разговора смотрит влево вниз - это значит, что он пытается контролировать свою речь. Во вторую очередь, когда Вас собираются обмануть, об этом могут сказать движения рук: пальцы непроизвольно тянутся к губам, к носогубным складкам, кончику носа. Это бессознательное проявление стыда. А страх перед разоблачением заставляет ладони - потеть, а пальцы дрожать. Это обозначает, что человек испытывает стресс и нервничает. Эти признаки только говорят о вероятности, не являются достоверными. 

Давайте попробуем распределить ложь на отдельные градации, чтобы лучше понять, что обман обману рознь. Можно назвать это: классификация мотивов лжи. 

1-ый возможный мотив - криминальный. Различного рода мошенничества, которые попадают под статью Уголовного кодекса: обман ради наживы, с нанесением материального ущерба обманутой стороне.  В этом ряду и так называемые финансовые пирамиды - волки в овечьей шкуре, использующие новейшие разработки психо-технологий для манипулирования сознания большого количества "лохов"- жертв обмана; и армия мошенников-одиночек, которые остаются всё так же изобретательны в способах "законного отъёма денег у граждан", как и их литературный собрат Остап Бендер. 

2-ой возможный мотив - уход от ответственности за проступок, вследствие которого наносится вред без умысла. За этим стоит страх перед наказанием, страх подмочить свою репутацию, малодушие, трусость. Для того, чтобы "замести следы" за поступок, повлёкший, например, производственную аварию (ущерб от тысяч и сотни тысяч и выше...), гибель людей - приходится врать (просто промолчать - пассивный обман). Если по мелочи, то врут, изобретая причину опаздания или прогула. 

3-ий возможный мотив - способ нанести психическую (моральную) травму (нанести ущерб психическому здоровью). Помните грибоедовское: "Ложь страшнее пистолета?" Для лгуна есть и выгода, он получает "садистическое" наслаждение от злорадства, от мысли, что от его лжи кому-то стало больно. Ложь и зависть выкармливает сплетни. 

4-ый возможный мотив - "ложь во благо". К этому мотиву прибегают врачи, когда уверены, что правда о болезни убьёт пациента быстрее, чем сама неизлечимая болезнь. Или, когда жена / муж намеренно идут на обман ради примирения, давая обещания в супружеской верности своей второй половине, хотя знают, что это обещание продержится не надолго. 

5-ый возможный мотив - "ложь ради удовольствия", здесь диапазон широк: от безобидного мечтания и фантазирования в виде отдельных эпизодов; ложь, как привычка или черта характера; непреодолимая потребность к обману, мистификации окружающих, потребность ко лжи, вранью, ложь, как поведенческая зависимость. 

6-ой возможный мотив - ложь, как реакция протеста и средство компенсации физического или психического дефекта личности. 

Патологическую склонность ко лжи ещё называют псевдологией. Она формируется ещё в детстве у демонстративной  личности, добивающейся таким способом иллюзорного удовлетворения не реализуемых потребностей. Преодолеть это способ поведения уговорами нельзя, нужна поддержка психолога или психотерапевта. 

Почему прибегают ко лжи? Почему стараются свалить вину на других? По разным причинам: может быть - безответственность, может быть из-за робости, боязни наказания. Может быть, то, что произошло, вызывает смятение. Ребёнок начинает врать, чтобы угодить или он через ложь оказывает, таким образом, сопротивление. 

Вот некоторые условия, при которых формируется поведенческая зависимость – мифомания. 

НАКАЗАНИЕ у одних детей порождает низкую самооценку и отсутствие доверия, стремление отомстить и озлобленность. Наказание заставляет детей вымещать свои обиды на более слабых. Наказание порождает рассеянность и трусливость, а также ябедничество, вынуждает делать всё себе на зло. Наказание - это только внешний фактор контроля за поведением. Наказанием не исправишь положение с обманом. 

ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ позволяет детям разные вольности. Это значит, что отсутствует самодисциплина, а значит и не будет целеустремлённости. Вседозволенность создаёт условия, при котором ребёнок будет неуверенным в себе, создаёт условия для формирования низкой самооценки. В условиях вседозволенности ребёнок не знает, как реализовать себя с пользой для дела, для учёбы, не знает себе истинную цену. Климат вседозволенности создаёт условия, чтобы обман и ложь укоренялись. 

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ делает ребёнка неблагонадёжным. Когда ребёнок привыкает требовать и ждать, когда другие сделают его счастливыми. Всякий раз он будет надеяться, что его за каждый шаг будут возносить до небес и неоправданно хвалить или благодарить. Вознаграждение развивает равнодушие к другим. К вознаграждению дети быстро привыкают, а поэтому будут её искать, напрашиваться на благодарность, угождая более влиятельным. А это обязательно порождает такое отношение к жизни: "А что я с этого буду иметь?" 

Из века в век, из поколения в поколение воспитание честности решается просто: живи "не во лжи". 

“Тля ест траву, ржа – железо, а лжа - душу” – А. Чехов. 

“Ложь необходима, чтобы творить насилие, насилие “необходимо”, чтобы убеждать ложью” – А. Солженицын. 

“… Я люблю правду. Я думаю, что человечество в ней нуждается; но, конечно, оно еще гораздо больше нуждается во лжи, которая услаждает, утешает и непрестанно обольщает его надеждами. Не будь лжи, человечество погибло бы от отчаяния и тоски” - Анатоль Франс (Anatole France), прозаик, лауреат Нобелевской премии (1921)

 

Из статьи В. Кукк http://www.medlinks.ru/article.php?sid=23098

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (8):
smart50 20-04-2008-11:34 удалить
очень полезная тема, спасибо за интересный материал!
На вполне простой вопрос родителей :"Что же делать в таких случаях, когда факт вранья уже стал очевидным?" ...психолог дает весьма слабый с моей точки зрения ответ:"1. Не давайте себя обманывать, не позволяйте быть в роли обманутого.", хотя мне кажется тут уже нужны вполне конкретные меры....и боже упаси не подумайте,что я предлагаю ПОРОТЬ таких детей...это уже запоздалый метод, да и не метод вовсе...(хотя в старину говаривали:"Деток надо учить, когда они поперек лавки лежат, а вдоль.... уже ничему не научишь") Но в данном случае родителям "упущенного" ребенка надо засучить рукава и постоянно вести ДИАЛОГ, а не МОНОЛОГ( это очень важно), на каждую проблемную тему...исподволь направлять ребенка в нужное русло, если его "заносит" не в те дебри и попытаться ребенка сделать своим союзником , а не противником... В этом я вижу решение сложившейся ситуации...
voprosik 20-04-2008-13:57 удалить
А можно и напрямую вначале разъяснить ребенку, что такое фантазия, а что такое ложь.
voprosik, Да в том-то и беда, что ребенок уже и сам не может определить что у него плод фантазии, а что является ложью!Не зря же сказано, что "Маленькому ребёнку легко спутать, где фантазии и где реальность. Дети легко выдают желаемое за действительное." Именно в этом и кроется вся сложность.... надо пошагово терпеливо растолковывать ребенку как лучше поступить в том или ином случае учитывая особенности самого ребенка.... а это ОГРОМНЫЙ труд со стороны взрослого! Если бы все было так просто, то психотерапевтам, психологам нечего было и делать....
voprosik 20-04-2008-20:00 удалить
Арина_Верона, Согласна, труд огромный.
galkapogonina 18-10-2008-14:28 удалить
voprosik, Большое спасибо! Очень нужная тема!


Комментарии (8): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Чтобы преодолеть лицемерие взрослого, надо изучить ребенка... | voprosik - Дневник voprosik | Лента друзей voprosik / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»