хочу на выставки. воооот.
1.
[показать]В рамках "Фотобиеннале 2008".
Открытие выставки 27 марта в 19.00
Фернанду Лемуш «В тени света» / «In the shadow of light – photos by Fernando Lemos»
Из собрания Фонда Калуста Гулбенкяна
Проект представлен при поддержке Посольства Португалии в Москве, Фонда Калуста Гулбенкяна и Института Камоэнса, Португалия
Представленные на выставке фотографии – это всего лишь часть из более чем сотни работ Фернанду Лемуша, выполненных им с 1949 по 1951 г.
Фернанду Лемуш родился 3 мая 1926 года в Лиссабоне, а живет и работает в городе Сан-Пауло, в Бразилии, куда он переселился в 1953 году. Фернанду появился на свет в одном из домов знаменитой лиссабонской улицы Руа-ду-Сол-ау-Рату, и именно снимок этой улицы стал первой известной работой художника.
Сам Фернанду Лемуш так говорит о себе: «Был студентом, слесарем, столяром, обойщиком, литографом, художником, рекламщиком, преподавателем, ретушером, гайтистом , эмигрантом, ссыльным, директором музея, помощником министра, ученым-исследователем, журналистом, поэтом, членом жюри, экспертом художественных выставок, распорядителем международных мероприятий, оформителем промышленных экспозиций, сценографом, отцом семейства, игроком на бирже. У меня две родины: одна – которая меня сотворила, и другая – которую я помогаю творить. В общем, типичнейший португалец, ищущий где лучше». Как ни старайся, точнее не скажешь.
Фернанду Лемуш – автор большого количества произведений пластического искусства и литературы: с самого начала в нем сочетались наклонности к поэзии и живописи, к дизайну и графике. Никогда Фернанду не чуждался и других, самых разных, занятий, не боялся трудностей, с которыми ему постоянно приходилось бороться, в одиночку или вместе с именитыми сподвижниками, по ту или по эту сторону Атлантики. Фотографии Лемуша сохранили для нас образы его многочисленных друзей, сыгравших столь важную роль в жизни художника, они же запечатлели все разнообразие проявлений его таланта, которому эти знакомства благоприятствовали.
В творческой биографии Фернанду Лемуша увлечение фотографией занимает очень короткий промежуток времени, но, тем не менее, оно оставило в ней неизгладимый след. Это увлечение словно бы предопределило все дальнейшее развитие его творчества и весь дальнейший ход его жизни. Всего за три года Фернанду Лемуш выработал собственный, совершенно оригинальный стиль, в котором причудливо сплавились ритмы жизни, атмосфера общения, излучаемый людьми и вещами свет, и который несет на себе отпечаток необычайной, исключительной ясности, особого притяжения и идеального проникновения в самую суть бытия.
Но необычнее всего (если не сказать – экстравагантнее) то, что художник не получил ни формального, ни неформального художественного образования. Фернанду Лемуш действительно не учился искусству фотографии, так как ему негде было этому учиться, не было даже с кем общаться из опытных фотохудожников: ведь таковых просто не существовало в Лиссабоне – городе, безвольно вступавшем в десятилетие 1950-х.
Важным оказалось то, что пробудившееся в юном Фернанду Лемуше призвание поэта и художника толкало его на поиски подобных себе творческих личностей. Такие встречи и сближения в конечном счете и стали для него «школой» искусства и жизни. А подтверждением тому служат сохранившиеся фотоработы.
Увлечение фотографией придало жизни начинающего художника упругость и строгость и в то же время сформировало в нем постоянный настрой на экспериментаторство и первооткрывательство в искусстве. Когда задумываешься о том, насколько краток был этот период, какого беспримерного напряжения сил он потребовал от юноши, сколько богатства и упорства заключает он в себе – просто замираешь от восхищения. Безусловно, творчество Лемуша – без преувеличения один из ярких эпизодов в истории португальского искусства.
Данная экспозиция стала возможной благодаря фонду «Калуста Гулбенкяна», заинтересовавшемуся творчеством Фернанду Лемуша. Значительную поддержку также оказали Сектор культуры Посольства Португалии в Москве и, конечно же, Ольга Свиблова и возглавляемый ею Московский дом фотографии.
2.
[показать]В рамках "Фотобиеннале 2008".
Алекс Уэбб «Цвет: Страдание света» / Alex Webb «Colour: The Suffering of Light»
"К нужному месту я могу подходить только пешком. А что еще может делать уличный фотограф, кроме как шагать и смотреть, и ждать, и разговаривать, и вновь смотреть и ждать, пытаясь сохранить уверенность в том, что неожиданное, неизвестное или скрытая сердцевина известного находится просто за углом?"
Алекс Уэб, из книги "Под недовольным солнцем"
В конце семидесятых я стал делать цветные снимки на Гаити и в Мексике, - странах тропического света, где интенсивный цвет кажется каким-то образом укорененным в самой культуре, имеющей мало общего с коричнево-серыми тонами моей родной Новой Англии. С самого начала меня привлекли не только ярчайший свет и бросающийся в глаза, часто доминирующий цвет, но и вибрация самой уличной жизни тропиков – жизни на верандах и улицах – и незавершенность, дисгармоничность тропического мира, где автохтонная культура часто подвергается воздействию извне со стороны культуры северной. По мере того, как я все больше работал в Карибском бассейне и в Латинской Америке, я также осознал, что меня привлекают пограничные территории, как например, между США и Мексикой, то есть такие места, где сосуществуют различные культуры, иногда мирно, а иногда враждебно.
Шли годы, и я сходным образом заинтересовался Флоридой и югом США, Западной Европой и, совсем недавно, Стамбулом – тоже своеобразной границей – и Кубой.
При поддержке Посольства США в России
Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии» в сотрудничестве с Magnum Photos при поддержке Sony Ericsson C902 Cyber-shot™