'Мезонин поэзии', вся история которого умещается в несколько месяцев зимы 1913-1914, даже не выпустил своего манифеста. Его заменили статьи М. Росиянского (Л.Зака) Перчатка кубофутуристам и В. Шершеневича Открытое письмо М. М. Россиянскому. Оставляя смысл логике и науке и не удовлетворяясь кубофутуристическим восприятием слова, Зак и Шершеневич предлагали: первый -'слово-запах', второй - 'слово-образ', что предшествовало пониманию поэтического слова в имажинизме. Ни одного крупного таланта среди участников 'Мезонина поэзии' не было.
'Центрифуга', организованная С.Бобровым в 1914, просуществовала несколько лет. Из изданий 'Центрифуги' можно отметить сборники поэзии и критики Руконог (1914) и Второй сборник Центрифуги (1916), сборники стихов Н.Асеева Оксана (1916), Б.Пастернака Поверх барьеров (1917) и др. Книги 'Центрифуги' оформляли 'левые' художники (А.Экстер, А.Родченко, Эль Лисицкий и др.).
Первым откликом на русский футуризм стала статья В.Брюсова "Новейшие течения в русской поэзии". Футуристы. Опытный критик
сразу 'уличил' футуристов в том, в чем они признаваться не хотели: их манифесты по существу повторяют манифесты итальянцев,
и подметил разницу между петербургскими и московским футуристами, не столько, впрочем, в теории, сколько в ее осуществлении -
'петербургским поэтам посчастливилось: среди них оказался поэт с дарованием бесспорно выдающимся: Игорь Северянин: Но поэт
выдающийся всегда выше той школы, к которой его причисляют: его творчество не может быть мерилом устремлений и достижений школы'. (Статья В.Брюсова появилась в 1913, когда талант В.Маяковского еще не раскрылся в полной мере). В конце статьи мэтр символизма отмечает, что в области ' словесного изложения' у футуристов есть некоторые достижения и можно надеяться, что 'зерна' когда-нибудь вырастут 'в настоящие цветы', но для этого, конечно, 'придется поучиться многому у: символистов'.
'Плоским хулиганством' назвал футуризм И.Бунин. М.Осоргин,иронически относившийся к футуризму итальянскому, был всерьез
озабочен распространением футуризма в России: 'Поход молодых итальянцев против застывшей, окаменевшей культуры может быть и
вздорным, но он объясним, против него есть оправдание. Нет никакого оправдания для тех, кто выступает против культуры лишь
зародившейся, которой еще нужна теплица и бережный уход: Нам баловаться рано: права не имеем, не заслужили'.
К.Чуковский, внимательно следивший за книгами и выступлениями футуристов и друживший с В.Маяковским, писал: 'Среди московских кубофутуристов немало талантов, и многих нельзя не любить, - новсе они вместе, - как явление русского быта свидетельствуют о роковом понижении нашей национальной духовной культуры'.
М.Горький, напротив, всячески поддерживал 'будетлян' - 'Их много ругают, и это несомненно, громадная ошибка: Их породила сама
жизнь, наши современные условия. Они - вовремя рожденные ребята: Как бы смешны и крикливы не были наши футуристы, но им нужно широко раскрывать двери, широко, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой жизни'.
Любопытно, что о футуризме спорили не только читатели и критики, но даже: герои литературных произведений. Так, герой рассказа
А.Грина "Серый автомобиль" выдвигает довольно оригинальную теорию: футуристическая живопись - это зрительное впечатление Машины от Человека.