23 апреля 2008 года
ВЕЛИКАЯ СРЕДА
В Великую Среду Страстной недели на литургии Преждеосвященных даров в последний раз произносится молитва: "Господи и Владыко живота..." с тремя великими (земными) поклонами. (Великие поклоны прекращаются до Троицына дня, исключая поклоны у свя-той Плащаницы). В этот день вспоминается евангельская женщина, помазавшая Господа миром, и осуждается сребролюбие Иуды предателя.
"Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного, и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете. Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала" (Мф. 26, 6-13).
Христос говорит о своем погребении, желая отвратить Иуду, находящегося среди учеников, от предательства. Но не услышал Господа Иуда. Когда женщина, раскаиваясь в своих грехах, возлила драгоценное миро на главу Христа, когда она снискала себе Его благоволение, — тогда ученик предал Учителя.
В этот день у первосвященника Каиафы собрались старейшины и книжники, и совещались, как бы им погубить Иисуса. На совете они решили взять хитростью
Христа и убить Его. К первосвященникам пришел Иуда. Евангелие говорит, что был он очень жадный к деньгам, его черную душу не исправило учение Христово. И вот он спросил: "Что вы дадите мне, если я вам предам Его?" Они предложили ему тридцать сребреников. И с того времени он искал удобного случая предать Его" (Мф. 26, 15-16).
Церковная служба Великой Среды подготавливает верующих к последним трем дням Страстной недели. В этот день совершается, в последний раз специально введенная для периода Великого Поста, Литургия Преждеосвященных Даров.
В старой Москве, когда процветали русские церковные обряды, величественные торжества совершались при участии высочайших представителей духовной и светской власти. И вот в Великую Среду, в главном соборе стольного города совершался обряд прощения, которое испрашивали взаимно патриарх, царь, власти и весь синклит 41. Происходило это так. После чтения молитвы "Всесвятая Троица", которую произносил сам патриарх, в Успенский собор приходил царь с боярами, прикладывался к иконам и принимал благословение от патриарха. Патриарх без митры42, становился у амвона43 и, повернувшись на запад, говорил молитву "Владыко многомилостиве". Царь и весь народ преклоняли колени и поднимались только при окончании молитвы. Патриарх, громко, на всю церковь, испрашивал прощения у находившегося в соборе духовенства, а потом царь подходил к патриарху и вслух говорил: "Прости нас, отче святый, аще что согрешихом во всю святую Четыредесятницу, и наипаче в них же пребыхом пленени умом, во святом пении: телом убо Богу предстояще, умом же вне движимы". Патриарх благословлял царя крестом. После царя подходили к патриарху испрашивать прощение духовенство, бояре и народ. Патриарх всех прощал и благословлял крестом. Затем царь возвращался во дворец, а в соборе продолжалась служба.
41. Синклит (греч.) – собрание высших сановников.
42. Митра (греч. – повязка, венец) – головной убор епископов. Митра есть царское украшение идается епископу, как духовному владыке. Митра дается также всем архимандритам и, в отличие за особые заслуги, священникам.
43. Амвон – средняя часть возвышения перед иконостасом (солеи), находящаяся напротив царских врат. Амвон, как и все возвышение, предназначен для лиц, совершающих богослужение. Верующие, находящиеся в храме, поднимаются на него для причастия.