ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ
Воскресенье, следующее за Лазаревой субботой называется неделей Ваий*, Цветоносным воскресеньем или Вербным воскресеньем, а вся шестая неделя — неделей Ваий. В Вербное воскресенье церковь празднует вход Господень в Иерусалим.
По пути в Иерусалим Христос послал двух Своих учеников в близлежащее селение, чтобы они привели оттуда молодого осла. "И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои. Иисус сел на него." (Мк. 11, 7). Множество людей, которые собрались на праздник Пасхи "услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господня, Царь Израилев!" (Ин. 12, 12-13). Другие постилали на дорогу свои одежды и ветви деревьев. "Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ; ибо слышал, что Он сотворил это чудо. Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? Весь мир идет за Ним." (Ин. 12, 17-19).
Христос входит в Иерусалим за неделю до Пасхи. Он еще хочет спасти тех, кто прольет Его невинную кровь и потеряет за содеянное блаженство. Но вместе с тем, Он уже знает, что люди, так восторженно кричащие: "Осанна Сыну Давидову!", вскоре так же будут кричать: "Распни, распни Его!". И заплакал Иисус об этом городе и народе его и сказал: "Иерусалим, Иерусалим! О если бы ты, хотя в сей день твой, узнал то, что служит к благосостоянию твоему...".
Неделя Ваий или цветоносное воскресенье, называется так потому, что на утрени (часть всенощного бдения) раздают зеленые ветви (на Руси — традиционные вербные, отсюда другое название — Вербное воскресенье), с которыми стоят молящиеся в знак воспо-минания о народе, встречавшем в этот день Христа с пальмовыми ветвями при входе в Иерусалим.
В древности царей, возвращавшихся с победой над врагом, приветствовали зелеными ветвями. В Вербное воскресенье, первые распускающиеся весной ветви знаменуют победу Спасителя над смертью и адом, напоминают о будущем воскресении всех людей из мертвых. В храме звучит вдохновенный праздничный канон, в руках молящихся свечи.
После всенощной верующие несли домой освященные ветви вербы и зажженные свечки. Свечки вместе с вербой ставили в домашнюю божницу и сохраняли, обычно, до Великого Четверга на Страстной Неделе. В прошлые времена после этой службы темные города и села наполнялись мерцающими на ветру огоньками, потоки трепещущих светлячков растекались от церковных папертей ручейками по улицам и переулкам, неся свет добра и помощи в каждую семью.
В сельской местности принесенной из церкви вербе придавали магические свойства. Считалось, что она приносит здоровье домочадцам, спасает скот от болезней и падежа. Сохраненные веточки давали в Страстной Четверг в корм животным, а при первом выгоне на луга, ударяли ею каждое животное. Для плодородия нивы крестьяне втыкали ветки вербы в четырех концах будущего хлебного поля.
Как же христианин понимает свое спасение в этот день? Святитель Иоанн Златоуст, упоминая о празднике в день Ваий говорит: "выходим сегодня, встречая Христа не с пальмовыми только ветвями, чтобы их держать в руках, но с милостынею, человеколюбием, добродетелию, молитвою, и со всяким благочестием, чтобы принести его Господу".
В древней Руси эти слова воплощались в конкретных деяниях православных людей. В Вербное воскресенье патриарх Всея Руси, после торжественного многолюдного шествия на "осляти" (его изображал конь) вокруг Московского Кремля в воспоминание Входа Христа в Иерусалим, принимал в своей столовой нищих, слепых, увеченных, безногих. "Он подзывал каждого из них, кормил и поил их с полным уважением. После угощения, патриарху подносили таз и кувшин с водой, и он умывал всех, вытирая и лобзая их ноги"**. Затем всем до последнего раздавал милостыню.
Лазарева суббота и Вербное воскресенье являются как бы рубежом святой Четыредесятницы, переходом к Страстной неделе Великого поста.
* Неделя по-славянски — воскресенье, ваия (по-гречески) — пальмовая ветвь. Поэтому, дословный перевод — "воскресенье пальмовых ветвей".
** Г.Георгиевский, "Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве".
Икона "Вход в Иерусалим", XIV век.
Пелена (Шитье) "Вербное воскресенье"