Изучая карту местности, где мне предстояло побывать в ходе поездки на Маньпупунер, я с удивлением обнаружил, что мы должны проплывать мимо деревни
Антон на левом берегу реки Илыч. Но, когда наша лодка оказалась там, признаков деревни видно не было...
[показать]
Как удалось выяснить в интернете, в деревне моего имени уже
с октября 2007 года никто не проживает. И неудивительно: последние тридцать лет на территории деревни не функционировало ни одно производство, объектов социальной сферы также нет. Единственное средство транспорта - лодка на реке, а электричества здесь не было никогда. Образовалась деревня Антон Троицко-Печорского района во второй половине 19 века. В основе названия -
личное имя первого поселенца Антона. Старое название Когыль-дiн указывает на расположение деревни у реки Когыль. По архивным данным, численность населения в деревне в 1892 году составляла 75 человек, 1916 — 46, 1970 — 35, 2002 — 6 человек.
Такая же судьба постигла и другие деревни на Илыче - кроме Еремеева и Приуральского, других населенных пунктов нам не встретилось... А ведь когда-то на Илыче было немало деревень, во многих из которых прятались от властей и официальной религии староверы.
Появились они здесь в 17 веке, пришли с верхней Печоры. Постепенно осваивали здешние глухие и по сей день пространства, продвигаясь вверх по Илычу. При Советской власти теснимые ею ушли еще дальше, в самые верховья Илыча (Нерыс луг, Зеленый луг, Вачжига, Кожим). Здесь образовались скиты - небольшие деревеньки по 3-5 домов, где старообрядцы вели хозяйство, молились. Жили чаще семейными кланами. Позднее, когда началась коллективизация, старообрядцы, не желая вступать в колхозы, покидали свои деревни, уходили еще дальше в лес. На непокорных староверов была объявлена охота. Члены чрезвычайных комиссий «с подсказки» местных жителей находили поселения, отнимали у скрытников все ценное, а тех, кто оказывал сопротивление, арестовывали и расстреливали. Но многие, ушедшие в леса, тоже погибали - только от голода. В 50-е годы их попытались свезти из маленьких деревень в одно более крупное хозяйство - и снова люди бежали в глушь.
Жизнь скитальцев была очень тяжелой. Они не признавали достижений цивилизации, хозяйство вели по старинке: вся утварь в избах была из дерева, печи топили по-черному (дым выходил в специально прорубленное в стене окно). Только кресты да оклады икон — символ веры и смысл жизни — были золотыми.
Часть староверов относилась к самой консервативной группе - скрытников. Последние отрицают все, что появилось после церковного раскола и якобы несет на себе печать антихриста – телевизор, деньги и любые документы. Скрытники боятся показывать лицо посторонним и не пьют из посуды, к которой прикоснулся иноверец. Своих они хоронят в лесу, сровняв могилу с землей. Живут без прописки и отказываются от пенсии.
Кстати, в Волгоградской области есть населенный пункт и по моей фамилии - Фролово. Его судьба благополучнее, чем у деревни, это целый райцентр с населением 39,3 тыс. человек. Любопытно, что ударение там, в отличии от фамилии, попадает на первый слог. Если буду в этом регионе, надо как-нибудь посетить...