Как вы уже догадались - снова пишу о ММКФ.
Чудо - снова российский фильм, на этот раз - Александра Прошкина. Жанр у него ну очень необычный - я бы назвал мистически-документальный.
1956 год, Советский союз в зените своего могущества, страна готовится строить коммунизм, уже освоена атомная энергия и собирается на стапелях первый космический спутник. Давно осела пыль от взорванного Храма Христа Спасителя, церковь давно отделена от государства и загнана де-факто под контроль партии. Уже два поколения советских людей растут в обстановке атеизма и вместо Закона божьего изучают марксизм-ленинизм. Желтая пресса еще не появилась, и в русском лексиконе еще нет ни "тарелочек", ни снежного человека, ни полтергейста.В общем, обстановка такова, что даже мысль о какой-либо мистике и тем более чуде в жизни людей не возникает.
И вдруг в захолустном городке происходит невероятное. Не дождавшись своего жениха Николая на вечеринке, она, ради смеха, берет в руки икону Николая Угодника и начинает с ней танцевать. И вдруг... замирает, как окаменевшая. Неподвижная, она стоит много месяцев - и никто не может ни сдвинуть ее с места, ни вытащить из рук икону, ни даже разрубить деревянный пол вокруг нее. Но следы дыхания явно подтверждают - она жива, только словно впала в глубокую кому.
Окружающие, от местного милиционера и санитарки до самого генсека Хрущева, отказываются верить в происходящее - они в полном шоке не только от самого чуда, но и от факта нарушения стройной материалистической картины мира, к которой все уже привыкли. Вокруг застывшей девушки в фильме происходит множество событий, по хитрым траекториям движутся судьбы героев... Авторам картины удалось создать целый ряд интересных, живых образов - чувствуешь, как погружаешься в то время, в не такой далекий, но для моего поколения - уже неощутимый мир.
Скажете, полный бред, и кому могло такое прийти в голову? Но в историю вошли сведения об именно таком случае, произошедшем в Самаре в 1956 году и получившем известность как "Стояние Зои". Он и лег в основу сюжета - фактически, режиссер и сценарист скрупулезно воссоздают само событие окаменения, заменив только название города и имя девушки.
А было ли подобное в реальности? Конечно, верится с трудом. Хотя прошло всего чуть более 50 лет, найти документальные подтверждения довольно трудно. Я изучил в интернете эту тему, в частности,
статью в журнале Эксперт одного из лучших журналистов России Дмитрия Соколова-Митрича,
комментарий психиатра , материалы журналистов Комсомольской правды, которые тоже
опросили ряд свидетелей,
фильм от компании Терра. В википедии рассказ о Зое находится в разделе
Городские легенды Самары Но ни одного документа 1956 г., к сожалению, нет. Автор сценария говорил на пресс-конференции - все архивы сгорели в начале 90-х... Вряд ли все, наверно, просто никто не копал как следует.
Все сходятся на том, что в народе действительно этот случай получил широкую известность, к дому Зои было паломничество, и вокруг него было выставлено милицейское оцепление. Народ массово шел в церковь, крестился. А вот было ли окаменение, свидетели расходятся в показаниях - одни уверяют, что ее видели окаменевшей, другие утверждают - это только слух и легенда. Врачи подтверждают, что возможен "кататонический синдром", когда мышцы становятся жесткими, и действительно, нельзя даже сделать укол. Но никому так и не удалось точно узнать, что же случилось с Зоей дальше - после ее 128-дневного (согласно легенде) стояния. Есть версии - умерла через три дня, попала в психиатрическую больницу, ушла в монастырь и похоронена в Троице-Сергиевой Лавре.
P.S. на иллюстрации - моя фотография из старого района Самары (на ул. Чкалова аналогичная застройка)
[700x525]