- В октябре 1862 г. (18 лет) Ницше поступил в Боннский университет. Университеты в раздробленной Германии тех времен пользовались особым престижем.
- Несколько недель веселой разгульной студенческой жизни (пирушки с пивом и табаком, безделье,...) увлекают его, но потом начинает упрекать себя в безделье и веселье, боится опуститься до пошлости и низости обыденной жизни. Откровенно говорит с товарищами по учебе, желая облагородить их жизнь, положить начало новому апостольству, предлагает им отказаться от пива и табака. Студенты изгоняют его. Н. трудно было примириться с таким к себе отношением. Вкусил «одиночество побежденного».
- Энергично, без всякой радости занимается филологией, своей выбранной специальностью. Н. знакомится с естественными науками, но он поэт и не может жить без лирических порывов, холодный мир знания не удовлетворяет его.Был слишком поэт и слишком аристократ, по воспитанию и темпераменту. Красота, добродетель, сила, героизм – вот были желанные цели жизни и то, что он желал. Оставался все еще христианином, но «если ты хочешь спокойствия души и счастья – верь, если поклоняешься истине – ищи ...». Окружающая обстановка гнетет его.
- Бросает Бонн и решает закончить университет в Лейпциге. Но скоро тоска вновь овладевает им.
- В магазине находит книгу Шопенгауэра «Мир как воля и представление», отдается во власть энергичного, мрачного, но гениального автора. В горькой и презрительной иронии автора нет и тени никакого беспокойства, Н. поразила богатство и глубина его идей и злоба его сарказма. В течении 2 недель Н. спит по 4 часа в сутки, проводя время между книгой и роялем, размышляет, сочиняет «Господи, помилуй». Душа его переполнена, удовлетворена, она нашла истину. "Прогресс – глупая выдумка философов; Воля ... не имеет начала, ни конца, и мир, одушевленный ею, лишен всякого смысла. Жизнь есть желание, а желание мучительно". Н. вверяет себя мудрости Шопенгауэра. Сейчас у него есть учитель. Он называет Ш. отцом. Всего 6 лет тому назад Ш. был еще жив, что глубоко волнует его и возбуждает страшную тоску. Сливается горе и радость, постоянное возбуждение истощает его организм, его бьет нервная лихорадка. Н. с громадным усилием берет себя в руки и возвращается к реальной жизни.
- Сделавшись учеником Ш, Н узнает первые минуты счастья. Филология уже не кажется такой неинтересной как прежде. Н вступает в научный кружок под руководством Ритчля, с увлечением и силой делает доклад по древним манускиптам. Успех. Н любит успех и переживает его с осознаваемым чувством простого тщеславия. Он счастлив. Хочется сделаться любимым учеником профессора и скоро он достигает этого.
- «Три вещи способны успокоить меня: мой Шопенгауэр, Шуман и одинокие прогулки».
- В 1866 г. Пруссия под руководством Бисмарка, страстного, гневного и хитрого аристократа, хочет реализовать свою общегерманскую мечту и основать империю. Н начинает интересоваться политикой, чувствует себя пруссаком, патриотом. После победы над Францией (?) Германия переходит в будничный режим, а он скучен. Н отворачивается от политики.
- Н целиком погружается в изучение искусства и философские системы античного мира. Вновь берется за перо, хочет овладеть собственным стилем, легким и веселым. Он пишет философский опыт, где хочет Шопенгауэра сделать учителем современной молодежи, ибо он обладает добродетелью вождя – смелостью.
- В 1867 году Н зачисляют в артиллерийский полк. В первое время он удовлетворен, свои обязанности исполняет усердно и с интересом. Но ненадолго. Неволя гнетет его. Случай помогает ему – он падает с лошади, ушиб, долгое лечение.
- После поправки Н приезжает в Лейпциг. Учителя и товарищи оказывают ему радостный прием. Заря славы его взошла, на 23 году жизни. Получает заказ на историческую работу, предлагают вести критико-музыкальный отдел (отказывается). Открывает нового гения – Рихарда Вагнера.
- В 1868 году впервые идут «Мейстерзингеры», благородная, родная для немцев поэма, где герой и главным действующим лицом является немецкий народ. Германия переживала в этот момент горделивое стремление к величию.
- Знакомится с Вагнером, «это человек баснословно живой и стремительный, речь его блещет умом, и он легко воодушевляет наше интимное общество. У Вагнера удивительно гибкий и живой ум».
- Н шел 24 год, еще студент. Ритчль помогает ему получить кафедру профессора Базельского университета.
Ницше поймал волну. Приняв шикша-гуру у Шопенгауэра он обрел себя как философ и мыслитель. Приняв дикша-гуру у живущего профессора Ритчля он обрел объект любви и служения, чьи дельные советы (не разбрасываться, сосредоточиться на профессиональных обязанностях) очень помогли ему в этот период, помощь в получении профессора кафедры в 24 года обеспечили материальное и социальное благополучие. Всю жизнь Ницше мечтал стать учителем, вождем нового человечества. Первый этап к этой цели он выдержал блестяще. Став преданным учеником двух учителей – он получил сполна.