Представляю ночной вид с яркой луной – темный мрачный лес, холодный блеск озера внизу, высокая холодная луна, яркие звезды на фоне космической бездны, одинокий Людвиг, погруженный в настроение средневекового рыцаря, одолеваемого жаждой духовной борьбы и трагической смерти, мечтой о высокой любви и героического подвига. Перед его глазами образы Тристина и Изольды, в ушах подчиняющая себе музыка Вагнера, вокруг звенящая тишина, на столе свеча и раскрытая книга с рыцарскими легендами. Мистика тишины и внутри звучащей вагнеровской музыки захватывают воображение, делают сознание полностью трансцендентальным к реальной социальной действительности.
Людвиг был переполнен музыкой Вагнера, активно участвовал в развитии образов вагнеровских опер и был ими поглощен. В это время Германия была раздроблена на бесчисленные княжества, которые постоянно враждовали между собой, вплоть до военных действий. Людвиг с Вагнером были увлечены идеей объединения Германии. Средством для достижения этой цели они видели, в частности, в музыке, оперных мистериях, в гигантских театрах на несколько тысяч человек, где музыка, поэзия, сценическое действо и различные визуальные образы захватили бы воображение множества людей и сформировали общенациональное сознание. Людвиг построил дом творчества для Вагнера, построил грандиозный театр для вагнеровских опер и данный замок он построил также для Вагнера.
Такие затратные проекты полностью опустошили казну Баварии. Многие были недовольны такими разорительными и непрактичными проектами. В это время в Европе вовсю шла промышленная революция, зарождались новые социальные и экономические отношения, капитализм требовал коренных перемен, а Людвиг парил в романтических средневековых грезах и грандиозных поэтических проектах. В 40 лет Людвиг, при загадочных обстоятельствах, погибает, оставив пустую казну и не оставив ни семьи, ни наследников.
Замок построен в рыцарском средневековом стиле. Внутренне убранство достаточно аскетично. Все стены расписаны романтическими сюжетами, с героями которых так любил себя отождествлять Людвиг. Отдельные фрагменты комнат (сводчатые потолки, резные колонны) напоминают чем-то стиль терема в древних палатах Кремля. Большие залы предназначаются для театральных постановок опер Вагнера, имеются личные кабинеты для чтения и размышления, также комнаты-гроты, комнаты-сады из сказочных сюжетов, балкончики для созерцания природы. Одним словом, замок для творческого уединения и романтических грез.