[160x234]
Золотой компас (The Golden Compass)
В ролях: Николь Кидман, Дэниэл Крейг, Ева Грин, Сэм Эллиотт, Кристофер Ли, Йен МакКеллен (озвучка), Кристин Скотт Томас (озвучка)
Режиссер: Крис Вейц
Продюсеры: Дебора Форте, Билл Карраро, 2007 г.
Просмотрено: 17 февраля 2008 г.
Ну что? На повестке дня еще одно творение так или иначе связанное с Оксфордом?
Льюис Кэрролл («Приключения Алисы в Стране чудес», 1865; «Сквозь зеркало и Что там увидела Алиса», 1871-1872) был профессором Крайст-Чёрч-колледжа Оксфордского университета, где до этого, собственно, и учился.
Позже, в этом Крайст-Чёрч-колледже проходили съемки «Гарри Поттера» (2001-2010). Помните, сцены в главном зале-столовой? Это и есть главный зал-столовая Крайст-Чёрч-колледжа. Там у них обычно все вместе едят, награждают и проводят приемы (балы). Своими глазами я его, конечно, не видел, но слышал об этом из уст экскурсовода в Оксфорде.
Ну, то, что Джон Рональд Руэл Толкиен («Властелин колец» 1954-1955 г.г.) учился, а потом был профессором англо-саксонского языка и литературы в Оксфордском университете, вы, наверное, знаете и без меня. Учился он в Эксетеровском колледже, а вот где он преподавал, я так и не смог найти.
Ну а теперь у нас преподаватель Вестминстерского колледжа Оксфордского университета Филипп Пулманн. Учился, он, понятно, тоже в Окфорде - в Эксетер колледже. «Золотой компас» - начало экранизации его трилогии «Темные начала».
«Темные начала» это:
- «Северное сияние», 1995;
- «Чудесный нож», 1997;
- «Янтарный телескоп», 2000;
есть и продолжение:
- «Оксфорд Лиры», 2003;
- «Книга пыли» - пока не опубликована.
Я все это богатство не читал (ну естественно). А только краем уха слышал. Слышал, что Пулманн – атеист, книги его атеистические (в отличие, например, от книг Толкиена), читать их не надо, а детям, так вообще не рекомендуется. В Саратовской епархии (
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com...nt&task=view&id=4617&Itemid=83) фильм разгромили, да и о. Андрей Кураев (
http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=162&Itemid=1) не оставил камня на камне от «Золотого компаса».
Но вот только все они разбирали суть (антихристианскую и антирусскую) книг и фильма. А я скажу субъективно про свои ощущения от фильма, ибо я все же посмотрел его, и, страшно сказать, даже с ребенком.
Итак, если кто чего не знает, попробую объяснить сюжет. Параллельная реальность. Или параллельный мир. Или даже параллельные миры. В одном из миров живут вроде как люди. По обстановке вокруг угадывается Англия. Чем примечателен этот мир? У каждого человека есть душа (или отражение души), называется Деймон (или Демон). Этот Деймон в виде животного (или птички) постоянно ходит (летает) рядом с человеком. Причем у детей этот Деймон форму меняет, а у взрослый нет – называется это определившийся Деймон; а, соответственно, у детей он не определившийся.
Дальше. На Земле живут Цыгане. Это вроде как те же простые люди, с Деймонами, цыганский ребенок учится со всеми в школе; но не простые. Это, как я понял, типа повстанцев, какие-то то ли революционеры, то ли просто бандиты. Но они хорошие.
Кроме людей и цыган, которые почти что одно и тоже, на Земле живут Ведьмы. Кто это такие – вообще не ясно. Но очевидно, что они хорошие. Что в них хорошего – тоже не ясно. Но главная ведьма (Ева Грин) всегда помогает. Деймоны ведьм могут гулять сами по себе, то есть могут далеко от ведьм отходить. И вроде как ни одного ведьмовского Деймона и не показали (или я просто его не рассмотрел). Ну то есть очевидно, что ведьмы – уже не люди. Они, мне кажется, здесь ближе к эльфам из «Властелина колец». Но это только мой домысел.
Дальше интересней. В северных льдах живут Медведи. Это просто медведи, которые говорят по человечьи, у них есть своя иерархия и даже король. Вот они так просто живут себе на Севере и все. Почему именно медведи разговаривают, а не волки, например – не объясняют. Существуют ли бурые говорящие медведи – тоже не понятно. Кстати, у Медведей Деймонов нет, но они о них мечтают.
Но это еще не все. Лорд Азриэл (Крейг) обнаружил на Севере некую Пыль с других планет (или миров), которая через Деймонов попадает в детей. Ну, вы понимаете, у детей ведь не определившиеся Деймоны, и через них Пыль проходит; а со взрослыми такой фокус не возможен (или не понимаете? или понимаете, но с трудом?). А как я понял (уже прочитав Кураева) на взрослых пыль садится сама по себе.
Так вот через эту пыль эти дети там что-то понимают (правда, на Севере никаких детей нет, кроме содержащихся в местном концлагере, ну и Медведей конечно). Вроде как какую-то Правду (в чем она, правда, состоит, не ясно), которую, конечно же, скрывают. А кто скрывает? А скрывает ее, правильно!, - Магистериум. А почему - правильно? А потому, что Магистериум – это и есть прямая аналогия (правильно ли я употребил это слово?) Церкви.
Ну а уж если обратить внимание на изображения святых на стенах Магистериумского храма в одном маленьком городке на Севере – становится очевидно даже слепому – Церковь имеется в виду Православная.
Идем дальше. На Севере есть концлагерь, где проводятся опыты по отделению Деймонов от детей. Этот лагерь охраняют странные бородатые люди в папахах и с волками, вместо собак. Говорят эти люди (угадайте с трех раз!) на русском языке. Ну, буквально на русском. Я смотрел фильм на пиратстве, отключил английскую дорожку и слушал их чистую речь.
Зачем у детей отнимают Деймонов? Не очень понятно, вроде как, чтобы они не узнали Правду (так в чем Правда, я не понял). При этом дети вроде как погибают, а опыты вроде как неудачные. И это вроде как и правильно, потому что если Деймон это душа, а человек без души мертв, то вроде как все логично. Но почему я говорю – вроде как? А потому что у цыганского мальчика отняли Деймона, а мальчик, хоть и заболел, но все же не умер. А все герои фильма обещают ему найти и вернуть его Деймона.
Ну, по-моему, сейчас стало совсем очевидно и понятно, что серьезно говорить об этом фильме нельзя. У меня есть только одно слово – винегрет, причем не съедобный. Все навалено в одну кучу. А ведь я еще не сказал, что в фильме есть некий ковбой Ли Скорезби (Эллиотт), а в царстве Медведей разгораются просто шекспировские страсти.
Я уж не знаю, что там в книгах, но кино похоже на свалку чужих идей и образов. Которые еще и извратили и замешали на идее, что церковники скрывают Правду. Ну а образы русских – ну это в лучшем случае эпоха Джеймса Бонда (я имею в виду как минимум Джеймса Бонда моего детства).
Стоит ли всерьез демонизировать это кино? Я думаю нет. Ну, взяли бы они (или он - Пулманн) всего одну идею – ну, про ту же Церковь – и стали ее развивать. Ну, тут можно было бы и покритиковать, и по полочкам разложить (ну, в меру своих знаний конечно). А тут навернули и ведьм, и ковбоев, и говорящих Медведей в одну кучу – даже не интересно.
Есть что-то хорошее в этом фильме? Ну конечно есть. Например, Дэниэл Крэйг. Отличный мужчина. Правда роль короткая, видимо для второй серии берегут. Николь Кидман конечно не мой кумир, но смотреть на нее приятно, а вот слушать нет – постоянно несет какую-то чушь. Вот Ева Грин (главная ведьма Серафина Пеккала, ну и имя) молодец. Правда тоже какую-то дурь несет весь фильм.
Вообще Крейг – молодец. Со всеми снимается дважды. С Николь Кидман в «… компасе» и «Вторжении» (2007). С Евой Грин в «… компасе» и «Казино Рояль» (2006). С Джеффри Райтом во «Вторжении» (2007) и «Казино Рояль» (2006). Странная у него привычка.
А вообще, моему сыну понравился белый мишка Йорек Бернисон. Он, наверное, единственное, почему этот фильм вообще можно посмотреть. Ну и еще из-за Деймона ковбоя Ли Скорезби – смешного ушастого заяца.
http://www.goldencompassmovie.com/
http://movies.yahoo.com/movie/1808718640/info
P.S. Официальный сайт фильма, кстати, имеет русский язык.
P.P.S. Aaa! Я совсем забыл сказать собственно про Золотой компас. Это такой прибор, который показывает правду (ему можно задать вопрос, а он ответит). И за ним, естественно охотятся. Но это в принципе такая ерунда.
[448x280]
[448x299]
[448x291]
[448x262]
[448x290]
[448x299]