М. Горький "На дне"
26-05-2011 11:04
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
пьеса.
Две противоборствующие стихии — правда и ложь — сталкиваются в пьесе лицом к лицу после появления старика Луки, для которого ложь во спасение правде равносильна «твоя правда, а не ихняя».
Михаил Иванов Костылев — 54 года, содержатель ночлежки
Василиса Карповна — его жена, 26 лет
Наташа — её сестра, 20 лет
Медведев — их дядя, полицейский, 50 лет
Васька Пепел — 28 лет
Клещ — Андрей Митрич, слесарь, 40 лет
Анна — его жена, 30 лет
Настя — девица, 24 года
Квашня — торговка пельменями, под 40 лет
Бубнов — картузник, 45 лет
Барон — 33 года
Сатин — лет под 40
Актёр — лет под 40
Лука — странник, 60 лет
Алёшка — сапожник, 20 лет
Кривой Зоб, Татарин — крючники
Несколько босяков без имён и речей
Василиса влюблена в Ваську и подговаривает его убить своего пожилого мужа, чтобы быть единоличной хозяйкой (во второй половине пьесы Васька бьет Костылева и случайно убивает его; Ваську арестовывают). Васька влюблен в Наталью, сестру Василисы (20 лет); Василиса из ревности нещадно бьет сестру. Сатин и Актер (бывший актер провинциальных театров по фамилии Сверчков-Заволжский) — полностью опустившиеся люди, пьяницы, картежники, Сатин еще и шулер. Барон — бывший дворянин, промотавший все состояние и ныне один из наиболее жалких людей ночлежки. Клещ старается зарабатывать своим слесарным инструментом; его жена Анна заболевает и нуждается в лекарствах; в конце пьесы Анна умирает, а Клещ окончательно опускается «на дно».
В пьесе сталкиваются две философские «правды»: Луки и Сатина. Ночлежка — своего рода символ оказавшегося в тупике человечества, которое к началу XX в. потеряло веру в Бога, но еще не обрело веры в самое себя.
Сатин — своего рода радикал-экзистенциалист, человек, принимающий абсурдность мироздания, в котором «Бог умер> (Ницше) и обнажилась Пустота, Ничто. Иного взгляда на мир придерживается Лука. Он считает, что именно страшная бессмыслица жизни должна вызывать особую жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо ему лгать, его утешать. В противном случае человек не выдержит «правды» и погибнет.
«Человек — это звучит гордо!» «Все в человеке, все для человека».
Философский подтекст пьесы вскрывается в финале второго действия, когда Сатин кричит: «Мертвецы — не слышат! Мертвецы не чувствуют… Кричи… реви… Мертвецы не слышат!..» Прозябание в ночлежке мало чем отличается от смерти. Обитающие здесь босяки так же глухи и слепы, как мертвецы. Только в IV действии происходят сложные процессы в душевной жизни героев, и люди начинают что-то слышать, чувствовать, понимать. «Кислотой» невеселых раздумий очищается, как «старая, грязная монета», мысль Сатина. Именно здесь заключается главный смысл финала пьесы.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote