
Модельер Джорджио Армани рассказывает о практичности и дерзости, об убеждениях и услужливости и о том, как выглядеть наилучшим образом и избежать случайных трендов.
Джорджио Армани и самого можно с полным правом называть супергероем. Сейчас в его империю с почти 5 тысячами служащих и входят сотни магазинов, девять линий одежды, аксессуаров и предметов интерьера, многочисленные лицензии и удачные инвестиции. Однако, несмотря на огромный масштаб принадлежащей ему компании, Джорджио Армани продолжает работать над каждой деталью, потому что только так, объясняет он, можно добиться наилучшего результата: «Чтобы создать что-то исключительное, вы должны фокусироваться на мельчайших деталях неустанно».
Дизайнер просто не имеет права угождать всем и каждому: достаточно одной попытки — и можно остаться ни с чем.
Второй модельер, который появился на обложке журнала Time в 1982 году (первый — Кристиан Диор), первый итальянский дизайнер, который получил практически все мировые награды в области моды, первый бизнесмен, который понял, как важны голливудские звезды для распространения его стиля по всему миру, Джорджио Армани всегда полагал, что «нет ничего хорошего в создании одежды или аксессуаров, которые непрактичны». В этом практичном крое заключены все его знания и интерес к богатому культурному наследию мира.
— Имя Джорджио Армани всегда было синонимом итальянского стиля. Как сильно Италия, ее искусство и история, повлияла на ваш вкус и как сильно ваш вкус повлиял на итальянскую манеру одеваться?
— Я итальянец и всегда жил в Италии, поэтому уверен, что страна оказала непосредственное влияние на формирование моих художественных взглядов. У Италии богатая история, и различные эпохи получали разные выражения в области дизайна: от нарядного ренессанса до спокойного, несколько примитивного модернизма. Что касается меня лично, то я взял от итальянской традиции любовь к дизайну и моде. В Италии есть понятие bella figura — имеется в виду, что вы всегда должны выглядеть наилучшим образом. Так вот, если говорить о моей работе, я считаю, что повлиял на то, как одеваются итальянцы. В восьмидесятые годы я предложил — и претворил в жизнь — идею нестрогого, лишенного жесткой конструкции пошива одежды. Сейчас это кажется невероятным, но тогда одежду шили преимущественно одинаково, по стандартным лекалам, она часто стесняла движения и была неудобной. Я чувствовал, что можно делать одновременно модные и удобные вещи. Прошло время, и сегодня люди считают само собой разумеющимся, что в одежде высокого качества обязательно должно быть удобно. Мне также говорят, что я совершил переворот в одежде деловых женщин, предложив им такой разнообразный гардероб, который поставил их на одну ступень с мужчинами в том, что касается выбора одежды для офиса.
— Ваша модная империя распространилась на самые различные отрасли: кутюр, косметику, рестораны, предметы интерьера и даже гостиницы. Вещи под маркой Armani выпускают разные компании, которым вы предоставляете лицензии. Насколько сложно при этом сохранять общий стиль?
— Мой вкус основан преимущественно на любви к элегантности. Когда я расширяю бизнес, мое чувство прекрасного гарантирует, что все, что производится под именем Armani, имеет общие черты. Без такого четкого видения дизайна, как мне представляется, бренду очень легко было бы сбиться с пути. Но за Armani можно не беспокоиться.
— Как развивается мода? Куда она идет? Каким вы видите будущее своей компании?
— Уверен, что мы вступаем в период, когда люди возвращаются к вечным ценностям моды — элегантности и изысканности. В существующем экономическом климате люди хотят, чтобы дизайнеры производили вещи, по которым было бы видно, что они стоят заплаченных за них денег, — и это будет продолжаться. Мы должны делать вещи лучшего качества и при этом не гнаться за сиюминутностью моды. Таким образом, я думаю, мы сможем избежать случайных трендов, сконцентрироваться на создании великой моды, которая сможет перейти границы момента. Великий стиль вместо моды, если угодно.
— Что приносит больше прибыли: продажи мужской или женской одежды и аксессуаров?
— В Armani бизнес всегда был поделен поровну, что необычно для рынка. Насколько мне известно, большинство модных брендов традиционно продают больше женской одежды. Сейчас и мужские, и женские коллекции Armani развиваются на одинаковом уровне, и объемы продаж меня очень радуют.
— Какой рынок — Европа, Америка или Азия — сейчас развивается быстрее?
— Как и у большинства брендов класса люкс, у нас бурный рост в России, Китае, Бразилии и Индии — странах, которые мы называем новыми рынками. В Европе и Америке мы уже утвердились, поэтому рост здесь неизменно плавный.
— Для кого вы создаете вещи сейчас? Образы мужчины и женщины Armani, которые вы придумали в начале карьеры, остались неизменными или вы творите, имея в виду «моду будущего»?
— Я всегда создавал вещи для клиента, который разделяет мое видение моды, другими словами, для того, кто ценит изысканность и элегантность больше, чем броскость и пышность. Некоторые люди хотят, чтобы вещи были более дерзкими, тогда Armani не для них. Прекрасно.
Дизайнер должен твердо придерживаться своих убеждений, он просто не имеет права угождать всем и каждому: достаточно одной попытки — и можно остаться ни с чем. Когда я начинал, были люди, которые хотели элегантной моды, и те, кому она нужна, существуют до сих пор. Вот для них я и создаю свои вещи.
— Модные шоу все еще имеют смысл или уже эффективнее другие способы презентаций и показов?
— Модные шоу всегда относились к разряду театральных действ. Вы можете, конечно, показать людям новые коллекции в интернете, на фотографиях или статичной презентацией, но ничто не сравнится с впечатлением от просмотра вещей вживую, в движении, на людях и показанных так, как хочет дизайнер. Как эффективный способ демонстрации коллекции прессе и байерам модное шоу сложно победить: 500 человек собираются в одном месте, чтобы увидеть всю дизайнерскую работу за сезон. И, конечно, вы можете пригласить их прийти и посмотреть коллекцию после показа, дать возможность внимательно изучить детали.