[640x480]
Данный пост Гранд Тухон Лео Гае, казалось бы, посвящен исключительно проблеме взаимоотношений двух стилей в филиппинском боевом искусстве. Если посмотреть на проблему несколько шире, и, особенно, из наших, российских реалий, то откроется широкое поле для дискуссии.
КАЛИ-АРНИС-ЭСКРИМА
(
http://pekiti-tirsia.typepad.com/pekititirsia_kali/2007/08/kali--arnis-esc.html)
Благодарим авторов книги по боевому искусству Эскрима Себу. Теперь мы поняли, что Себу является территорией Испании, как это было в прежние времена. Мы рады, что учение на Себу возникло под испанским влиянием и базовая культура была замешена религиозными церемониями, и не осталось и следа от истинной филиппинской культуры.
Экрима Себу по определению не может считаться филиппинским искусством, потому что называет себя на иностранном, испанском языке. В испанском стиле фехтования Эскримы нельзя не заметить итальянского влияния. Любому непредвзятому наблюдателю очевидно, что в стиле Эскрима смешаны японские, корейские и китайские стили воинских искусств. Все это делает Эскрима похожим на новичка, забавного и воодушевленного, берущего первые уроки филиппинских боевых искусств. Итак, Эскрима Себу ни коим образом не может быть отнесено к филиппинским боевым искусствам, потому что в данной книге само провозгласило себя боевым искусством жителей Себу.
Выход книги положил конец дискуссии, что является подлинным боевым искусством Филиппин: Кали, Эскрима, или Арнис. Думаю, что следующим, кто заявит о себе, будет Арнис. Интересно, какая провинция провозгласит «Арнис Лузон» или «Арнис Мудано»?
Как бы то ни было, но Негрос никогда не назовет свое искусство испанским словом. Провинция Негрос была и останется Страной Кали.
Итак, мы счастливы, что книга о Эскрима Себу назвала нас подлинным филиппинским боевым искусством.
Себу заслужила название «Эскрима», потому что все знают это слова, а для Кали нет места на Себу. Понятие «кали» имеет отношение к культуре, а Эскрима — к провинции. Кали — это учение о совершенстве, а эскрима учение о коллекционировании техник боя. Кали — Философия Дисциплины, а Эскрима — японское искусство боя на филиппинских палках. Позаимствовав ката и варианты тренировок у китайских и корейских школ, Эскрима, похоже, годится, что умудрилась уместить в себя столь разнообразные техники и формы боевых искусств.
Эскрима так популярно на Себу, но Кали признано правительством Филиппин подлинным боевым искусством нашей страны. Что ж, пусть Себу останется Страной Эскрима.
Примечание переводчика: Казалось, бы далекий от российской реальности спор: кто «более истинный» там у них, на Филиппинах. Но нельзя не согласиться, что после 300 лет сопротивления испанскому завоеванию, когда боевые искусства Филиппин спасли жизнь и свободу ее народу, самоназвание местного боевого искусства на языке оккупантов… несколько за гранью здравого смысла и морально-этических норм. И когда одна провинция вдруг вычленяет себя из общего пласта национальной культуры и суррогатный новодел выдает за самобытность — это тоже не укладывается в голове. Должно не укладываться. Если мыслишь категориями воина: либо черное, либо — белое, либо друг, либо — враг. Вот о том и речь. За подробностями местной специфики, в частности составе территории Филиппин, отсылаем на соответствующие сайты, дабы не перегружать оригинальный текст примечаниями.
Ну, а если кто считает, что речь идет о разборках между аборигенами, торгующими местной экзотикой — это ваше право. Подобного рода моральные и психиатрические проблемы, увы, не решаем. Обратитесь к специалистам.