Это цитата сообщения
Ламат Оригинальное сообщение(1часть) Кризисы опустошенности. Психотехника очищения
Общая характеристика
Симптомы. Безрадостность
При опустошенности Высшие эмоции вытеснены «обыденными».
Ничто не кажется ни красивым, ни возвышенным, ни торжественным. В самоощущении отсутствует чувство чистоты. Переживания гармонии мира и гармонии себя с миром недоступны. Так же недоступно чувство причастности. Так как нет Контакта с Высшей Силой, нет и чувства благодарности Ей. Мир видится обыденным и серым. Человек заключен в одиночку своего Я.
Без Контакта невозможны и ощущения духовной наполненности, внутреннего богатства, силы, то есть — вдохновение.
Часто опустошенность переживается как отсутствие вкуса к жизни. Ничто не доставляет удовольствия, все переживания испытаны, все надоело, все известно, и ничто не интересно. Ни в чем нет ни новизны, ни смысла, ни тайны. Это состояние называют хандрой.
Снижение «любовной потенции» проявляется как «сердечная сушь» — неспособность волноваться и сопереживать (жалеть, радоваться, огорчаться), испытывать умиление, влюбляться и т.д. Иногда «сушь» ощущается как устойчивое равнодушие. Иногда — как накопление любовной энергии, которая не может вырваться наружу.
Общее во всех проявлениях опустошенности — отсутствие радости.
Причины опустошенности
Радость и свобода
Основная причина безрадостности — в нарушении свободного циркулирования энергии. Ощущение свободы неотрывно от переживания радости. Находясь под гнетом (своих желаний, обстоятельств, других людей), радоваться нельзя.
Субъективно нарушения свободного циркулирования энергии переживаются как внутренние напряжения. Форма этих напряжений может быть разной: от тревожности до озабоченности.
Общая схема
Разные радости
Тождество свободы и радости означает существование разных радостей. И жеребячий гогот подгулявшей компании — радость, и упоение игрой виртуоза — тоже радость. Одна радость отличается от другой тем, какой энергетический поток получил свободу. В радости Высших эмоций освобождаются потоки приема, преобразования и излучения тонкой (духовной) энергии.
Духовная радость неоднородна. Если рассматривать духовную работу как потоки энергии, направленные внутрь («зарядка»: созерцательная работа восприятия и/или познания, слушание Бога) или вовне («разрядка» энергии: любовь, творчество, обращение к Богу), то можно говорить, что двум направлениям потоков соответствуют два типа радости.
«Заряжающая» созерцательная радость принятия психическим телом потока духовной энергии при Контакте, переживания чувства красоты, удовлетворения интереса проявляется в умиротворяющем гармоничном ощущении духовной полноты. Созерцательная радость — это радость-восторг. Ее отсутствие (ощущение пустоты) указывает на опустошенность в узком смысле — результат перекрытия каналов поступления духовной энергии.
«Разряжающая» духовную энергию деятельная радость при свободном самоосуществлении (в любви, в творчестве и т.д.) проявляется в хорошем настроении, смехе, веселье (часто «радость» и «веселье» — синонимы). Деятельная радость — это радость-экстаз. Когда ее нет, можно говорить об опустошенности в широком смысле.
Деятельная и созерцательная радости могут соединяться в «беспричинной» радости, характерной для молодости, — радости бунинского «легкого дыхания», естественной и ненапряженной жизни в мире с Миром.
Двухполюсная модель и ограничения духовных потоков
В соответствии с двухполюсной моделью общую схему потоков духовной энергии можно представить как два потока: «поток очистки», идущий из физического мира в духовный, и «поток материализации», идущий в противоположном направлении.
Ограничения свободному прохождению энергии могут возникать в трех местах: при восприятии духовной энергии, при очистке духовного содержания из воздействий физического мира и при материализации духовной энергии.
Два ограничителя свободы: «конкуренты» и «тромбы»
Свободное прохождение энергии «наверху» ограничивается только по одной причине — из-за недостатка ресурсов. Свободное прохождение энергии «внизу» может ограничиваться как недостатком ресурсов, так и «закупоренностью» каналов.
Недостаток ресурсов вызван наличием шлаков-конкурентов: прагматических желаний, негативных чувств, посторонних мыслей, дел, забот и т.п.
Разные виды энергии качают одни и те же «насосы». Производительность их ограничена. Поэтому качать одну энергию они могут, только если не качают другую.
Энергетические потоки конкурируют между собой за ресурс — «насос». Так, два противоречивых желания (например, «пойти гулять» и «сесть за работу») ограничивают друг друга. Импульс совершить неэтичный поступок ограничивается нравственным запретом.
Конкуренты, занимая ресурс, мешают как восприятию духовной энергии — «заглушают» духовные голоса, так и ее воплощению (Служению).
Переносящая духовную энергию материя по мере спуска из духовного мира в физический «сгущается» (тонкая материя духовного мира «одевается» во все более грубую, чтобы попасть в физический мир), и ее движение замедляется, а по мере подъема из физического мира в духовный — разрежается, и ее скорость увеличивается. В любом случае в нижних областях, близких к физическому миру, материя движется медленно. Иногда она вовсе останавливается. Тогда «сгустки» закупоривают канал прохождения духовной энергии подобно тромбам или склеротическим «бляшкам». Это проявляется, например, при пресыщении или нереализованности.
Таким образом, возможны четыре типа ограничений прохождения духовной энергии. Каналы могут быть «перекрыты» в двух местах — «на входе» и «на выходе» — двумя обстоятельствами: «конкурентами» (во всех случаях) и «тромбами».
|
«Вход»
|
«Выход»
|
«Тромбы»
|
Пресыщение
|
Нереализованность
|
«Конкуренты»
|
Духовная глухота
|
Трудности воплощения
(например, нелюбовь)
|
Глобальность кризиса опустошенности зависит от того, перекрыт ли только один из двух потоков («материализации» и «очистки») или оба. Когда перекрыт поток «очистки», опустошенность проявляется в отсутствии эстетических чувств. Когда перекрыт поток «материализации» — в отсутствии религиозных чувств.
Может показаться, что перекрытие канала на выходе не должно вести к нарушению циркуляции духовной энергии и кризису опустошенности. Духовный поток сохраняет возможность «отразиться» и вернуться в духовный мир. При этом Контакт не утрачивается.
Действительно, в этом случае опустошенности в узком смысле нет. Но есть опустошенность в широком смысле — отсутствует разряжающая радость Служения (любви, творчества).
Четыре причины опустошенности
Пресыщение
Причина отсутствия вкуса к жизни (интереса, стремления к новому) — в пресыщении. Здесь полная аналогия с пресыщенным гурманом. Пресыщение («Все надоело!») — результат неспособности находить новые блюда и, что более важно, в знакомых — новые оттенки вкуса.
При пресыщении модель мира находится в устойчивом состоянии. Внутренних импульсов к ее развитию (например, актуальных вопросов) нет. Внешние отторгаются, так как каналы восприятия закупорены.
Причина пресыщения в «непереваренности» имеющихся впечатлений, которые в ожидании обработки забивают «буферную зону» («желудок»). В этом хандра («английский сплин») Онегина похожа на состояние завзятого двоечника, которого учителя засыпают ненужной ему информацией.
Содержание, извлекаемое из впечатлений при «переваривании», выводит модель мира из равновесия (например, обнаруживает неполноту знания, ставит новые вопросы и т.д.) и, таким образом, обеспечивает энергию для ее развития, которая субъективно переживается как жажда впечатлений, интерес и т.п.
Когда обработка уже имеющихся впечатлений «пробуксовывает» и не приводит к извлечению содержания, она все равно отвлекает интеллектуальный ресурс. В результате его не хватает для приема новых впечатлений.
Духовная глухота. Настройка и истощение
И в эстетических, и в религиозных чувствах проявляется восприятие духовной энергии, которое требует настройки себя на частоту ее колебаний («вибраций»).
Разные резонаторы в человеке воспринимают разные частоты вибраций: низкие частоты грубой материи физического мира и высокие частоты тонкой материи духовного мира. Но одновременно может работать только одна группа — резонаторы конкурируют между собой.
Настройка состоит в активизации тех резонаторов (обнажении тех пластов индивидуальности), которые созвучны духовному содержанию, и в подавлении активности резонаторов, созвучных более грубому содержанию (например, реагирующих на прагматическую полезность).
Для настройки, естественно, необходим отказ от конкурирующих форм активности. Во-первых, от активности, не связанной с восприятием. Во-вторых, от восприятия грубых энергий.
Если сделать этого не удается, отсутствие духовной энергии ведет к истощению.
Конкурирующие резонаторы
Результат восприятия определяется двумя факторами: привычным состоянием разных резонаторов (т.е. тем, какие из них обычно задействованы, а какие нет) и качеством сигнала.
Если вся жизнь состоит из борьбы за существование и глотания культурного ширпотреба, в которых духовные резонаторы не задействованы, то включить их вместо обычно работающих «грубых» очень трудно. Сделать это тем проще, чем больше опыт Высших переживаний в прошлом и их удельный вес в настоящем.
К «обычно работающим», например, относятся резонаторы, воспринимающие физиологическое состояние организма. Голос организма может заглушать духовные голоса и при несовместимых с «физиологической» радостью организмических нарушениях (утомлении, боли, болезни), и при радостной бодрости и утренней свежести.
Точно так же для человека, погруженного в рефлексию, духовные голоса заглушает голос рефлексии. Сама рефлексия чаще всего безрадостна. Но и когда она радостна, эта радость не духовна.
Качество сигнала
Качество сигнала определяется соотношением интенсивностей (амплитуд) духовной и грубых энергий. Например, в музыке Баха интенсивность духовной энергии велика, а в поп-шлягере — мала. В результате из шлягера извлечь духовное содержание «обычный» человек не может.
Заполняя жизнь «недоброкачественными» впечатлениями, духовное содержание которых для него недоступно, — склоками, погоней за призраками, продукцией индустрии развлечений и средств массовой информации, — человек перекрывает себе доступ к Высшим переживаниям. На восприятие вещей, из которых он способен извлечь духовное содержание, не остается ресурса и канал связи с духовным миром оказывается перекрыт.
Роль окружения
Настройке препятствует неблагоприятное и способствует благоприятное социальное окружение.
Резонаторы готовы звучать созвучно окружению. Когда все вокруг поражены страхом или ненавистью, эти чувства захлестывают даже человека, понимающего, что ни бояться, ни ненавидеть причин нет. В «атмосфере горя», когда люди вокруг печальны, угрюмы или озабочены, радоваться может только злорадный или погруженный в себя (аутичный) человек. Так же и в «обстановке праздника» радость окружающих способствует переживанию радости.
Европейцы редко массово переживают Высшие эмоции. Обычные западные феномены массового сознания имеют другой характер. Чтобы преодолеть их влияние, необходимы специальные усилия.
Нереализованность
Близкий к пресыщению феномен — нереализованность. Если при пресыщении блокируется канал очистки на стадии приема впечатлений, то при нереализованности — канал материализации на стадии воплощения духовного содержания.
Неоформленное содержание (интересная мысль, образ и т.п.) остается невостребованным, «капсулируется» и часто вытесняется.
Трудности воплощения. Замещающая реальность
Отождествляясь с некритично заимствованными представлениями (а это — почти вся «культурная психика») и плодами воображения, множественные Я накапливают «мусор». К «мусору» относятся многие ценности (например, стремление быть не хуже других), «лишние» желания (например, неограниченного богатства), большинство забот и т.п. В «мусоре» часто нет никакой необходимости, но он, как гиря на ногах, тянет «вниз» и мешает быть счастливым.
Если часть реальности внутреннего мира, основанную на пережитом опыте (мир сущностного Я), можно назвать «настоящей», то остальная «реальность» (миры прочих множественных Я), состоящая из чужих мнений и своих фантазий, — это «замещающая реальность», своего рода «мир грез (иллюзий)». У большинства (особенно «культурных») людей замещающая реальность преобладает над настоящей.
Отличить замещающую реальность от настоящей трудно. Она прекрасно маскируется, в том числе и под духовную жизнь (феномен «прелести»).
Конкуренция множественных Я и шлаки нелюбви
Множественные Я (их желания, способы поведения и логики — способы осмысления мира) постоянно конкурируют между собой, ограничивая тем самым свободу друг друга. Те множественные Я, которые далеки от духовной работы, перехватывая друг у друга ресурс, не оставляют его для работы по разрядке (воплощению) духовной энергии — творчества, но прежде всего любви.
Причинами нелюбви (шлаками в «выходном» канале) часто становятся захват власти «Я-критиком», убивающим любовь негативизмом («кого ж любить?»), «Я-владеющим», превращающим любовь в погоню за обладанием и лишающим ее духовного содержания («все равно ты будешь мой»), или даже «Я-прагматиком», который вообще выхолащивает из положительного отношения «любовную составляющую» («этот человек хорош, потому что полезен»).
Еще одно Я, эгоцентрически относящееся к миру и парализующее способность любить, — это «Я-трус», боящееся и из-за страха отказывающееся от любви. С любовью связаны не только приятные переживания. Например, присущее влюбленности чувство беспомощности, зависимости от любимого может осмысляться как унижающее гордость. Страдания из-за сомнений во взаимности могут вызывать страх перед угрозой их повторения. К произвольному отказу от любви может вести и умозаключение о ее вредности (например, влюбленность может считаться дьявольским искушением).
Реальные и искусственные ограничения
Те множественные Я, которые не вытесняют работу по воплощению духовного содержания («Я-духовные работники»), делают ее сами — кроме них, ее делать некому. При этом их представления о работе обычно создают дополнительные препятствия.
В нижних, наиболее плотных слоях психического тела свобода воплощения духовного содержания ограничена множеством факторов. Часть этих ограничений имеет «объективный» характер. Нельзя строить дома из песка, лепить скульптуры из творога, рисовать дымом сигареты.
Но не меньшая их часть искусственна и существует только в замещающей реальности. Например, к таким ограничениям относится стремление к «серьезным» и избегание «шуточных» художественных форм.
Искусственные ограничения подобны тюрьме, в которой происходит действие набоковского «Приглашения на казнь».
Напряженное стремление к материальному результату в условиях многочисленных ограничений проявляется как несовместимая с радостью озабоченность.
Направления психотехнической работы
Радость и духовная работа. Серьезность
Преодоление кризиса опустошенности начинается с понимания его природы и прежде всего — обязательности радостного характера духовной работы и тревожности симптома безрадостности, означающего, что в работе что-то не так.
Для европейской ментальности этот тезис, несмотря на его многочисленные подтверждения в Библии, не очевиден. Преобладает мнение, что духовная работа требует собранности, напряженности, серьезности. Чтобы понять, на чем основано это мнение, нужно проанализировать соотношение между радостностью и серьезностью.
У слова «серьезность» несколько значений. Серьезность «насупленных бровей» («сурьезность») проявляется во внутренней собранности (напряженности), повышенном контроле и самоконтроле, в не допускающем никакой самоиронии сознании собственной значимости. «Сурьезность» несовместима с радостью. «Сурьезный» человек слишком многим обременен и ничем не может поступиться.
В другом значении «серьезность» означает веру в то, чем занимаешься. В этом смысле серьезны детские игры и любое творчество, включая остроты шута. Такая серьезность не только совместима, но и неотъемлема и от духовной работы, и от радости. Она несовместима только с возведенной в абсолют иронией, готовностью смеяться над всем.
«Сурьезность» характерна для неумелых попыток преодолеть духовный кризис. Так как духовная работа европейцев, за редкими исключениями, — это малопродуктивные переходы из одного кризиса в другой, она всегда «сурьезна». Продуктивная же духовная работа и радостна и серьезна, но не «сурьезна».
«Удаление тромбов»
В зависимости от причин опустошенности психотехническая работа с ней может быть направлена либо на «удаление тромбов», либо на очистку от шлаков-«конкурентов».
В принципе есть две возможности для «удаления тромбов». Первая — проложить «параллельный» энергетический канал. Вторая — «рассосать тромб».
При прокладывании «параллельного» канала наличие «тромба» (старые представления, старые способы восприятия, старое нереализованное содержание и т.п.) игнорируют и начинают жизнь «с чистого листа».
Этот путь привлекает своей простотой, но следовать ему трудно. Старое в той или иной форме проявляет себя: старые способы восприятия продолжают конкурировать за ресурс, старые представления — притягивать к себе новые, старое нереализованное содержание — рваться наружу.
Более психологически обоснован второй путь — «рассасывание тромба».
В случае нереализованности он состоит в отреагировании — реализации «закапсулированного» содержания в любой (пусть и кажущейся неудовлетворительной) форме. При последовательном отреагировании содержание утрачивает свою энергию и перестает закупоривать канал, открывая дорогу для появления и воплощения нового содержания.
По отношению к мертвому содержанию непереваренных впечатлений «рассасывание тромба» состоит в том, чтобы дать им возможность перевариться и «ожить». Для этого нужно изменить структуру своей жизнедеятельности: сократить долю активного восприятия (перестать «гоняться» за новыми впечатлениями) и поведения (перестать «суетиться», стремиться к призрачным целям) и увеличить долю внутренней работы осмысления уже имеющихся впечатлений. Идеальный вариант для этого — уединиться в месте, где ничто не отвлекает от работы. Если такой возможности нет, то хорошо ограничиться делами, которые можно делать «механически», не эксплуатируя творческое начало.
Очистка от шлаков. Разотождествление и переосмысление
В значительной части борьба за радость духовной работы — это борьба со шлаками-«конкурентами» во всем их разнообразии (например, с не имеющими отношения к работе желаниями или заботами). Центральный момент в этой борьбе — разотождествление.
Чтобы начать работу разотождествления, необходимо понимать, почему она необходима.
Прежде всего, разотождествление очищает самоощущение, высвобождает Я-центр. Этот момент чрезвычайно важен и отмечается практически всеми Учителями.
Освобожденный Я-центр получает возможность для активной работы по очищению от шлаков. В этой борьбе он крепнет, формируя антагонистическое по отношению к шлакам начало — психический орган связи с Источником.
Разотождествление со своими мнениями ведет к пониманию их обусловленности (того, что «я знаю только то, что ничего не знаю»), к более гибкому к ним отношению и исчезновению страха перед их пересмотром.
Центральное место в очищении от любых шлаков занимает изучение их логических корней — тех представлений (как правило, малоосознаваемых), на которых основан шлак (неприязнь, страдания и т.п.), и подвержение этих представлений сомнениям, т.е. их переосмысление.
Так как шлаки часто нужны для реализации функции выживания, «просто» отказаться от них нельзя. Задача переосмысления состоит не столько в отказе от шлаков, сколько в их переподчинении, использовании для духовной работы.
Разотождествление с заботами часто обнаруживает бессмысленность предмета желания и зависимость его исполнения от неподконтрольных обстоятельств. Результатом их переосмысления может стать либо отказ от «ненужных» желаний, либо понимание, зачем они нужны.
Разотождествление со своим физическим состоянием — единственный способ сохранить радость духовной работы при боли или усталости. Физическое состояние приобретает статус внешнего обстоятельства (подобно погоде), на которое можно обращать или не обращать внимание, осмыслять его так или иначе, например как ниспосланное благодеяние, укрепляющее дух, за которое нужно быть благодарным.
Разотождествление с множественными Я устраняет препятствия на пути любви и помогает переходу от прагматического восприятия к самодостаточному, что открывает дорогу, например, для эстетических переживаний.
Разотождествление с внутренним содержанием необходимо, чтобы начать его оформление, которое освободит место для нового содержания и силы для новой работы.
Техники разотождествления. Игра
Для разотождествления прежде всего необходим «психологический пост» — отсутствие суеты и погони за призраками.
В психотерапии (особенно в гештальт-терапии) разработано много методов разотождествления. Большая часть из них — игровые, основанные на том, что для разотождествления с собой надо отождествиться с другим — человеком, предметом, литературным персонажем или персонажем своих снов (объект отождествления не так уж и важен), т.е. начать играть.
Игровое отношение к действительности, при котором обстоятельства воображаются существующими «понарошку», позволяет выйти из-под гнета ограничителей свободы и снять страх перед проживанием нового и/или обнаружением нового в себе.
Воображение преодолевает все ограничения. Однако, давая ему волю в игре, нужно следить, чтобы фантазии не превратились в замещающую реальность.
Позитивная психотехника
Разотождествление со шлаками, которое высвобождает духовное начало (Я-центр), но не обеспечивает ему «активной» помощи, — это негативная психотехника. Возможна ли позитивная, активно содействующая преодолению опустошенности? Можно ли помочь освобожденному Я в его движении к Богу? И нужно ли к этому стремиться?
С одной стороны, ответ отрицательный. Позитивная работа — оборотная сторона «бездеятельности».
Я-центр движется к Источнику, не ставя целей в привычном понимании этого слова и не используя основанных на рационализме методов рефлексии, работы понимания и т.п. Освобожденный Я-центр не нуждается в помощи наносных, «личностных» множественных Я. Он нуждается только в том, чтобы ему не мешали. Я-центр сам по себе активен. Более того, именно его активность, а не «активность» множественных Я наиболее полезна для очищения от шлаков (особенно шлаков-страданий).
И тем не менее в «бездеятельности» есть место и для активного поддержания определенных внутренних и внешних условий.
Условия для Высших переживаний
К внутренним условиям относится даосское мировосприятие непрерывно изменчивого целостного и разумного Мира — организма, живущего единой жизнью и управляемого одним Центром, и ощущение себя частью Мира, управляемой через посредство разных «агентов» тем же Центром.
Для такого мировосприятия нужна открытость — стремление к Высшим переживаниям, Контакту (слиянию) с Миром, пропусканию Его через себя, проживанию. В основе этого стремления — любовь к Миру (Богу) и осознание своей малости как физического организма и/или множественных Я, но Богоподобности как духовной сущности.
Часть внешних условий, способствующих высвобождению Я-центра и Высшим переживаниям, индивидуальны и известны не «вообще», а только самому субъекту переживаний. Понять, что это за условия, можно только в работе самопознания.
Другие условия более универсальны. Первое из них — «есть» доброкачественную «пищу» (впечатления): талантливые произведения искусства, картины природы, умные книги.
Если эта «пища» не вызывает «аппетита», возбудить его может понимание того, что она — лекарство от пустоты, оторванности от мира, одиночества.
Важным частным случаем (и вместе с тем предпосылкой) потребления доброкачественной «пищи» является наличие благоприятного социального окружения. Групповое безумие затрудняет духовную работу, делая ее порой невозможной. Но правильно организованная духовная работа в группе неизмеримо увеличивает способность к Высшим переживаниям.
Другие внешние условия, которые время от времени нужно обеспечивать, — это условия для спокойной внутренней работы, от которой ничто не отвлекает.
Защита от нападок на себя
Наиболее трудна очистка от эмоциональных шлаков — негативных чувств. Но прежде чем перейти к обсуждению этой темы, необходимо остановиться еще на одном вопросе.
Очистка от негативных чувств основана на их осознании, неприятии и желании от них избавиться. При этом к списку негативных чувств добавляется еще одно — недовольство собой (своей склонностью к негативным переживаниям), например: «Я плохой, потому что не могу не ревновать». Такое недовольство чревато неврозом и только усложняет работу.
Избавиться от него нужно в самом начале. Для этого можно либо признать негативные эмоции своей неотъемлемой частью, принять их, либо, наоборот, разотождествившись, перейти от представления «Я переживаю» к представлению «Что-то чужое во мне переживает (например, одно из моих множественных Я)».
Психотерапевты часто идут по первому пути, создавая обстановку принятия всех переживаний клиента. В этом приеме есть некое лукавство: разрешение переживать негативные чувства без самокритики может вести к избавлению от них. Но и когда негативные чувства остаются, они перестают быть источником жалоб. С точки зрения психотерапии — это успех (по крайней мере локальный). С точки зрения психотехники духовной работы — нет. Укрепить шлак — значит укрепить плотину, перекрывающую канал духовной энергии. Поэтому для целей духовной работы возможен только второй путь — разотождествление.
Очищение от шлаков активного негативизма
Проявления активного негативизма
Шлаки активного негативизма — это ненависть, злоба, зависть, обида, ревность и т.д. В работе с ними есть много общего, что позволяет говорить о ее единой схеме.
Общая схема работы с активным негативизмом
Работа со всеми шлаками включает одни и те же стадии:
а) разотождествление и самопринятие;
б) изучение проявлений шлака;
в) понимание функций шлака в духовной работе и в обеспечении условий выживания;
г) анализ логических корней — постулатов, на которых основан шлак;
д) подвержение этих логических корней сомнениям (для чего иногда нужно отождествиться со «злом»);
е) переподчинение устойчивого («некорректируемого») шлака целям духовной работы.
Разотождествление
Чтобы начать работать, прежде всего нужно разотождествиться с субъектом шлакового чувства (Я-ненавидящим, Я-озлобленным, Я-завистником и т.д.). Разотождествление позволяет посмотреть на шлак со стороны, усомниться и задуматься.
Разотождествление — это не разовое мероприятие, выполняемое перед началом работы, а ее непременное условие. Работа невозможна в состоянии самотождественности. В тот момент, когда Я-рефлексивное исчезает, растворившись в одном из множественных Я (неважно, в том, которое борется со шлаком, или в том, с кем идет борьба), работа перестает быть продуктивной. Стать продуктивной она сможет только при следующем разотождествлении.
Разотождествиться со шлаком не всегда просто. Например, разотождествление невозможно, когда ненависть или злоба заполняет «до краев». Впрочем, в этом случае мучает только невозможность утолить ненависть и говорить о духовном кризисе не приходится: для духовной работы просто нет места.
При духовном кризисе шлаки сосуществуют с другими переживаниями. Сам факт недовольства указывает на присутствие Я, которое наблюдает за шлаком, порицает его и хочет от него избавиться. Это (рефлексивное) Я способно к осмыслению происходящего с Я-ненавидящим, а также к отождествлению и разотождествлению с ним.
Самопринятие
Работа всегда открывает неправоту (а иногда — и просто забавную нелепость) представлений, которые питают негативизм. Если такое осознание снижает общую самооценку, оно очень болезненно. Когда хотя бы теоретической готовности к «неприятным» открытиям нет, возможна ситуация, когда работа заканчивается, не успев начаться.
Для работы необходимо безусловное самопринятие. Что бы ни пришлось узнать о себе, общее позитивное самоотношение должно сохраняться. «Хотя я ошибался (горячился, делал глупости, не понимал и т.п.), все это никак не снижает моей ценности как Богоподобной сущности».
Так как очищение от шлаков активного негативизма основано на их активном неприятии, можно считать движущей силой этой работы «ненависть к ненависти». Однако борьба с одной ненавистью укрепляет другую. Если Я, борющееся с ненавистью, ненавидит Я-ненавидящее (т.е. само становится Я-ненавидящим), работа лишена смысла. То, что ненависть нового Я-ненавидящего направлена на одно из проявлений целостной индивидуальности, делает ее опасной вдвойне.
В этих условиях строить отношения между двумя Я нужно очень деликатно. Разотождествление с Я-ненавидящим не должно вести к нарушению или прекращению внутренней коммуникации. Я-рефлексивное должно признать Я-ненавидящее одним из равноправных множественных Я — составной частью целостной индивидуальности (в этом смысле отождествиться с ним), но обозначить границу между собой и Я-ненавидящим (и в этом смысле разотождествиться).
Изучение проявлений и функций активного негативизма
У каждой формы активного негативизма (ненависти, злобы и т.д.) свои проявления, которые необходимо изучать для каждой формы конкретно. Общим является то, что первый вопрос, на который нужно ответить, — это вопрос «Что такое (ненависть, злоба и т.д.)?».
Любое качество психики полезно как инструмент удовлетворения той или иной потребности. Нельзя считать «плохими» ни агрессивность, ни злость, ни что бы то ни было еще, так как каждое «плохое» качество имеет свою позитивную функцию.
Роль активного негативизима по отношению к реализации функции выживания состоит в обеспечении защиты физического организма. Стремление защищаться естественно и необходимо для адаптации и выживания. Защита, которую обеспечивает активный негативизм, — это «лучшая защита» — нападение.
Работа с активным негативизмом не должна оставлять человека без необходимых ему средств защиты. Безоглядное стремление уничтожить негативизм любой ценой было бы похоже на попытку вырвать зубы у волка или остричь когти тигру.
Но, кроме защиты физического организма, активный негативизм направлен и на защиту того «мусора», который входит в состав множественных Я.
По отношению к духовной работе активный негативизм — шлак. Это особенно очевидно в отношении наиболее острой его формы — злобы.
Злоба малосовместима с духовной работой: обычно одно исключает другое. Сосуществуют они, только когда и духовная работа и озлобленность локализованы. Например, если художник-пейзажист озлоблен против своей семьи.
Развиваясь, духовная работа требует все больших ресурсов и постепенно захватывает всего человека. При этом даже локализованная озлобленность становится для нее препятствием.
Аналогично, распространение озлобленности (учащение приступов злобы или появление новых ее объектов — например, включение в их число негодных критиков и художественной общественности) мешает даже «локальной» работе, «загрязняя» ее мотивы (например, делая мотивом творчества не выражение внутреннего содержания, а стремление доказать другим свой талант). Чем шире распространена озлобленность, тем больше она парализует духовную работу.
Противоречивость ролей активного негативизма по отношению к двум функциям человека усложняет постановку задач психотехнической работы.
Конечно, можно желать расстаться с негативизмом, направленным на защиту «мусора». Но полный отказ от любого негативизма разоружает человека и делает его беззащитным перед опасностями, угрожающими его физическому существованию. Отказ от необходимого для физического выживания негативизма возможен только при его замене другими, не менее эффективными средствами защиты.
Однако уже сам переход, например, от «слепой ненависти» к поиску эффективных средств защиты принципиально меняет ситуацию. Ненависть, которая осмысляется не как существующая сама по себе, а как инструмент, обеспечивающий необходимую для Работы сохранность физического организма работника, утрачивает значительную часть своего разрушительного (в отношении и объекта ненависти, и психики ее субъекта) потенциала.
Анализ корней и сомнения
В основе активного негативизма лежат представления о «зле» — плохом, опасном и т.д. Работа осмысления направлена на вскрытие этих представлений и проверку их адекватности.
Обычно негативизм — это реакция на то, что воспринимается как несправедливость. Поэтому вопросы: что такое справедливость, что я считаю справедливым и почему, и т.п. — часто центральные для понимания логических корней негативизма. При анализе своих представлений о справедливости почти всегда оказывается, что они уходят корнями в детство и отражают взаимоотношения ребенка с его воспитателями, и прежде всего — с родителями.
Анализ логических корней негативизма вскрывает, на защиту каких ценностей он направлен, «заслуживают» ли эти ценности защиты и насколько защита, которую обеспечивает негативизм, эффективна.
Работа по обнажению и ревизии логических корней для каждой формы активного негативизма (ненависти, злобы и т.д.) имеет свои особенности. Но она всегда погружает Я-негативиста в новые контексты и «связывает» энергию отношения, снижая его активность.
Отождествление
Часто представления, на которых основан активный негативизм, относятся к поведению других людей и являются малоадекватными интерпретациями их намерений, реакций, представлений о должном и т.п. Чтобы проверить правильность таких интерпретаций, нужно отождествиться с человеком, к которому они относятся.
Такое отождествление является универсальным инструментом переосмысления. Кроме того, являясь актом любви, оно само по себе часто ведет к уменьшению негативизма.
Переподчинение
Переподчинить, превратить шлак в инструмент духовной работы можно, не только ограничив его значение ролью инструмента защиты физического организма.
Активный негативизм является «искаженным» проявлением любви по отношению к тем ценностям, на защиту которых он направлен. Очень часто ненависть вызвана угрозами, направленными против любимых людей.
Наиболее очевидно «любовное происхождение» ревности. Но и обида возможна только по отношению к человеку, к которому хорошо относишься и, «естественно», от которого ожидаешь ответного хорошего отношения, — на врагов не обижаются.
От понимания, что негативизм — это неумелое средство выражения любви, только один шаг до сознательного поиска более совершенных средств.
В инструмент работы можно превратить даже такие формы негативизма, в которых проявляется любовь только к себе, например зависть или озлобленность. Правда, для этого может понадобиться изменить и характер работы.
Зависть, если это зависть к чужим достижениям в Работе, полезна для определения ориентиров своего развития.
Озлобленность обостряет видение плохого. Это качество ценно для обличителя, например сатирика. Придав творчеству сатирический характер, можно превратить озлобленность из помехи в инструмент работы. При этом с самой озлобленностью как бы ничего не происходит, но она включается в более широкий контекст, над ней как бы вырастает надстройка, и озлобленность превращается в средство выражения любви. Осознанно или неосознанно этот путь прошли многие желчные художники.
Однако для превращения злобы в инструмент Работы нужно постоянно осознавать себя и понимать, какое из множественных Я («Я-творец» или «Я-злюка») действует в этот момент. То есть необходима постоянная разотождествленность — постоянное присутствие Я-рефлексивного, которого обычно при озлоблении нет.
В основе преобразования активного негативизма в инструмент Работы, если оно происходит произвольно, лежит осознание того, что любые явления в мире, в том числе и я сам, в конечном итоге — проявления Бога, Божественной любви. В этом смысле любое зло в конечном итоге является Добром. А если моя раздражительность, агрессивность, желчность и т.п. — Добро, то мне нужно совершать это Добро осознанно, согласовывая, а не противопоставляя себя Воле Божьей.
Ненависть
Что такое ненависть?
Объектом ненависти в принципе может быть любое «зло»: группа, социальные явления, явления природы (плохая погода) и т.д., но чаще всего ненависть фокусируется на человеке как носителе «зла».
В ненависти негативная оценка соединена с активным отношением. Активность проявляется в стремлении уничтожить объект ненависти. Уничтожение может быть «полным» или «частичным».
Когда удается «полностью» уничтожить объект ненависти, ненависть к уничтоженному объекту исчезает, но как способ отношения к миру она только укрепляется.
К счастью, часто для «полного» уничтожения из-за правовых, нравственных и иных ограничений либо нет возможностей, либо оно чревато последствиями, значимость которых перевешивает мотивационный потенциал ненависти. В этих случаях проявления ненависти сводятся к «частичному» уничтожению.
«Частичное» уничтожение — это нанесение вреда человеку как физической или психической особи или той части мира, с которой он отождествлен (близким людям, социальным группам, к которым человек принадлежит, идеям и ценностям, которые он разделяет, и т.п.). Примерами «частичного» уничтожения являются ругань, злые мысли, «магическое» уничтожение «замещающего» объекта и т.п. Хотя «частичное» уничтожение может вести и к прекращению ненависти, чаще оно только ее разжигает.
Логические корни ненависти
Причина негативной оценки («ЭТО — плохо») может быть в отрицательном опыте взаимодействия с объектом ненависти, когда ему приписывают свои неприятности. В этом случае ненависть проявляется как жажда мести. Но негативная оценка может быть и «теоретической», не подкрепленной опытом. Разновидностью «теоретической» оценки являются опасения, что объект ненависти причинит вред в будущем.
Сомнения
Преодоление «теоретической» ненависти связано с переосмыслением «теоретических основ» негативной оценки. Для этого нужно поставить под сомнение любой из постулатов либо авторитетность любого источника знаний, на которых основана негативная оценка. Такие сомнения легко расшатывают все здание ненависти.
Если ненависть возникла из негативного опыта, первое, что нужно понять, — был ли опыт действительно негативным (нанесенный вред — действительно вредом). Одно и то же событие всегда можно интерпретировать и как вредное, и как полезное. Даосская притча о крестьянине, у которого пропала лошадь и которого жалели соседи, пока лошадь не вернулась и не привела с собой другую лошадь, после чего соседи начали завидовать, иллюстрирует это положение так же, как и песенка быковского Айболита «Это очень хорошо, что нам очень плохо».
Если все-таки опыт признается негативным (что почти всегда указывает либо на «некачественное» разотождествление, либо на поверхностное понимание), работу можно продолжить осмыслением жажды мести.
Прежде всего нужно понять, что за ней стоит. При их кажущемся разнообразии все причины жажды мести сводятся к двум главным: стремлению к справедливости и/или желанию предотвратить повторное нанесение вреда.
Роль мести как орудия справедливости по меньшей мере сомнительна. Мы не знаем ни что такое справедливость, ни кто (Кто) ответственен за ее торжество.
Не более очевидно и значение мести как средства превентивной защиты.
При желании предотвратить повторное нанесение вреда нужно понять, насколько ожидание вреда обоснованно и насколько эффективно месть его предотвращает.
Из того, что неприятное событие произошло в прошлом, не следует, что оно повторится. Чтобы определить вероятность угрозы, надо спрогнозировать поведение «врага», а для этого — понять его побудительные мотивы, причины поведения и т.д.
Но и когда угроза реальна, насколько ее предотвращению способствует движимая ненавистью агрессивность? Не так редко агрессивность не останавливает, а раззадоривает врага, т.е. не снижает, а увеличивает угрозу. Порой более адекватны ситуации уход, избегание контакта, в который нужно было бы вступить при мести или «профилактическом» нападении.
Предотвращение угрозы требует создания препятствий, затрудняющих ее реализацию. Агрессия по отношению к врагу — один способ для этого. Бегство — второй. Но есть и другие. Например, сделать врагу добро (совершить акт любви), тем самым изменить его мотивацию и превратить врага в друга. В этом смысле христианская мораль («Любите врагов ваших») вполне прагматична.
Злоба
Что такое злоба?
Злоба проявляется в готовности нападать на многочисленные объекты и по любому поводу.
В злобе соединяются три свойства: «диффузный» негативизм по отношению к неопределенно широкому кругу объектов, агрессивность и низкий порог возбудимости — раздражительность.
Озлобление является реакцией на жизненные неудачи, проявлением своего рода взаимности по отношению к миру.
Лежащие в основе злобы представления о плохости мира — результат не теоретизирования, а осмысления жизненных неурядиц, при котором ответственность за них приписывают кому угодно, но не себе. Эта ответственность распространяется с непосредственных «виновников» на все однородные с ними объекты. У озлобленных мужчин в неудачах личного плана виноваты женщины, причем не конкретные, а все вообще: «Все бабы — стервы». В профессиональных неудачах — начальство, и тоже не конкретное, а вообще: «Начальнички — сволочи» и т.д.
Трудности работы со злобой
Прежде чем решиться на работу со своей озлобленностью, необходимо понять ее трудность.
Свойственные для озлобленности «диффузность» (неопределенная множественность) объектов злобы, агрессивность и низкий порог возбудимости — характерологические качества, устойчиво проявляющиеся в «провоцирующих» ситуациях.
Кроме того, озлобленность малосовместима с самонаблюдением и тем более с принятием на себя ответственности за свои неприятности.
Чтобы нейтрализовать эти факторы, необходима длительная и напряженная работа, требующая сосредоточенных волевых усилий. Шансы на успех она может иметь только при ясном понимании вреда, который озлобленность наносит духовной работе, и сильном желании изменить себя. Без такого желания начинать работу бесполезно.
Логические корни злобы
Анализ причин негативизма и агрессивности — это прежде всего самоанализ.
Он начинается с осознания того, что именно вызывает злобу и почему.
Обычно злобу вызывает то, что воспринимается как угроза: моей безопасности, моим желаниям, моим ценностям, близким людям и т.п.
Эти угрозы нужно каталогизировать: вспомнить все случаи своей раздражительности за последнее время (например, за неделю) и записать их.
Чтобы понять, что именно и почему вызвало раздражение в каждом случае, нужно записать по возможности развернутую интерпретацию каждого события. Без навыка это трудно. Но, если постараться не оценивать результаты незаконченной работы, не раздражаться на себя и не бросать работу из-за «неудачных» попыток, какие-то (не обязательно адекватные) интерпретации получатся.
Сомнения
Каждую интерпретацию нужно подвергнуть сомнению: задать (и записать) по ее поводу все возможные вопросы типа «Действительно ли это так?», «Почему это так?» и т.п. Полученные ответы также нужно записать и еще раз подвергнуть сомнению и т.д.
Анализ негативизма («истории озлобленности») дает более глубокое понимание своего взаимодействия с миром и в том числе способов реагирования.
В частности, он может привести к пониманию, что агрессивность неэффективна в решении тех задач, для которых она (обычно непроизвольно и неосознанно) задействуется.
Для этого достаточно осознать последствия агрессивности. Злоба вызывает злобу. Если я накричал на другого, следует ждать от него аналогичной реакции, которая спровоцирует новые проявления моей злобы, и т.д. — «маховик злобы» раскручивается. Озлобленный человек обрекает себя на жизнь в атмосфере зла, враждебности.
Если я этого не понимаю, то могу считать себя жертвой враждебного мира и мстить за эту враждебность. Но если я осознаю последствия своего поведения, то оно становится моим сознательным выбором. Я могу выбрать агрессивность, но только вместе с ее неизбежными следствиями, или отказаться от нее.
Когда я постоянно осознаю, что все время вольно или невольно выбираю между агрессивным и неагрессивным поведением (и, соответственно, между враждебным и дружественным миром), агрессивность обесценивается, становится бессмысленной и, таким образом, возникают предпосылки для ее изменения.
Если же анализ приводит к пониманию того, что озлобленность помогла достичь цели («если бы я не накричал на него, то ушел бы ни с чем»), то открывается целый «букет» возможностей для дальнейшей работы.
Первый вопрос: нужен ли был такой ценой достигнутый результат для духовной работы? Если ответ отрицательный, снова возникает ситуация выбора: что важнее — этот результат или Работа?
Если ответ положительный (цель была нужна для Работы), возникает второй вопрос: перевешивают ли «плюсы» (польза для Работы, полученная в результате достижения цели) «минусы» («выброс» своей озлобленности и спровоцированных ею негативных эмоций других людей)? Предельно остро этот вопрос ставит Достоевский: можно ли пожертвовать слезинкой одного ребенка для всеобщего счастья?
Но и при положительном ответе на второй вопрос, когда «минусы» признаются менее «весомыми», чем «плюсы» («пожертвовать слезинкой» можно), все равно остается третий: «Нельзя ли было достичь того же результата с меньшими издержками?» Ответ на него очевиден. Даже если игнорировать возможности добиться цели «добром» (их и вправду может не быть), один абсолютно универсальный путь «уменьшения издержек» есть всегда — не озлобляться, а только сыграть озлобление.
Контроль за поведенческими проявлениями злобы
Специфика работы с озлобленностью по сравнению с преодолением других форм активного негативизма в том, что наряду с работой осмысления не меньшее место в ней занимает работа по изменению своего «внешнего» поведения.
Если анализ причин негативизма ведет к устранению внутренних причин агрессивности, то работа по устранению ее внешних причин направлена на уменьшение количества провокаций злобы извне, т.е. на то, чтобы сделать мир более дружелюбным. Эта работа прямо связана с отказом от поведенческих проявлений озлобленности.
Большое место в ней занимают отслеживание и управление «порогом раздражительности».
Попытки сдерживаться редко успешны. Удерживая себя от раздражения, человек как бы сжимает пружину, которая затем разжимается в яростной вспышке.
Однако порогом раздражительности можно управлять не только волевым усилием «сдержаться». Этот порог сам по себе постоянно меняется в зависимости от общего состояния организма. У отдохнувшего человека он выше, чем у уставшего и измотанного. Наблюдая за собой, нетрудно определить величину порога. Если я замечаю, что порог низкий (я устал), лучше отказаться от напряженной работы, особенно если она связана с общением, и отдохнуть.
Зависть
Что такое зависть?
Зависть — это желание не быть «беднее» другого, обладать его преимуществами (личными качествами, социальным положением, имуществом и т.д.), которое может принимать две формы — получить чужие преимущества («белая зависть») или лишить другого его преимуществ («черная зависть»). При «белой» зависти неприязни к другому может не быть; при «черной» она обязательна.
Зависть возможна только к человеку, который воспринимается как равный. Когда человек считает себя не хуже другого, а свое положение — хуже, возникает мысль о несправедливости: «Он ничем не лучше меня, а как живет! А я?!» Негативизм при зависти направлен на источник несправедливости. Им может быть объект зависти, если, например, считается, что он «украл» («неправедно» добыл) свои преимущества. Но им может быть и любой орган власти (вплоть до Высшей Власти), который несправедливо распределяет блага.
Логические корни зависти
В основе зависти лежат ценности равенства и справедливости, а также соревновательная мотивация.
Центральный постулат в системе представлений завистника состоит в том, что преимущества другого — воздаяние за его добродетели, а лишение их меня — наказание за мои грехи. Причем и наказания и поощрения могут быть как заслуженными (справедливыми), так и незаслуженными.
Этот постулат формируется в детстве, когда поощрения и наказания воспитателей сопровождают, соответственно, хорошее и плохое поведение, но не всегда бывают справедливыми.
Логика зависти воспроизводит логику ребенка, который завидует брату, считая, что тот «незаслуженно» получил конфету.
Непосредственная причина зависти — невыгодное социальное сравнение.
При сравнении себя с другими почти всегда оказывается, что у другого есть что-то, чего нет у меня, — другой оказывается в чем-то «богаче».
Последствия таких «открытий» различны. Им можно просто не придавать значения. Они могут вести к признанию моей дефектности (к снижению самооценки). При развитой соревновательной мотивации такое осознание приводит к зависти, которая может переживаться бездеятельно, но может мотивировать и «гонку за лидером», и агрессию против него.
Сомнения
Переосмысление корней зависти ведет к пониманию многих вещей.
Первая — инфантильность наших представлений о равенстве и справедливости. Не различая равенства и тождества, мы не понимаем, в чем люди равны, а в чем — нет. Именно по этой причине мы не можем понять идею справедливости — в чем она состоит и кем (Кем) осуществляется.
Вторая — у каждого преимущества есть оборотная сторона — жертвы, которых требует приобретение и сохранение этого преимущества. Богатство и высокое социальное положение ограничивают свободу. И о том и о другом нужно заботиться, охранять. Нравственные добродетели требуют самоограничения. И так далее.
Верно и обратное. Лишившись в силу обстоятельств (или отказавшись сознательно от) одного, мы получаем (можем получить) другое. Так, отказ от карьеры ведет (может вести) к обретению внутренней свободы или успеху в личной жизни и т.д.
Всегда можно обнаружить у себя то, что компенсирует отсутствие «преимуществ» — предмета зависти. В то же время «гонка за лидером» — это погоня за одним в ущерб другому. Выигрывая в одном, мы обречены проиграть в другом.
Наконец, третья: часто отсутствие предмета зависти — результат не чужой «злой воли», а моего более или менее сознательного выбора (совершаемого сейчас или совершенного в прошлом): или стремиться к достижению того, что вызывает зависть, и, значит, пойти на необходимые для этого жертвы, или воздержаться от усилий и жертв, сочтя их неадекватными результату, и отказаться от предмета зависти.
При осознании этого обстоятельства могут возникнуть сожаления по поводу упущенных возможностей, «даром» потраченного времени или «обида» на то, что объективные причины (нехватка таланта, плохое здоровье, низкий исходный социальный статус и т.п.) не давали возможности добиться того, что вызывает зависть. Отсутствующие возможности часто притягательны именно потому, что они отсутствуют, — «Запретный плод вам подавай, а без того вам рай — не рай».
Работа понимания быстро приводит к мысли о бесполезности подобных сожалений и обид. Действительно, зачем жалеть о том, что нельзя изменить? Пока жизнь не прожита, смысл есть только в поиске наилучшего использования имеющихся, а не в сожалении об отсутствующих возможностях.
Обида
Что такое обида?
Обида — это реакция на обманутое ожидание хорошего отношения. Обида всегда неприятно неожиданна.
Объектом обиды может быть как человек, так и иные ответственные за «торжество справедливости» сущности (или Сущность).
Логические корни обиды
Первый шаг в анализе причин обиды после разотождествления с собой (со своим «Я-обиженным») и подъема «над ситуацией» — это понимание, кто (Кто) является обидчиком.
Второй — понимание того, что обида основана на несбывшемся ожидании от обидчика «хорошего поведения».
Как и зависть, обида часто является реакцией на «несправедливость». Но если зависть вызывает поощрение другого вместо меня, то обида — получение «незаслуженного» наказания вместо предполагавшегося «заслуженного» поощрения.
Сомнения
При работе с обидой самое важное — понять обидчика, его видение ситуации, представления о справедливости, чувства, намерения, действия, реакции и т.д.
Для этого необходимо, прежде всего, осознать, что мои представления о справедливости — не единственно возможные и что право обидчика — иметь другие, непохожие на мои взгляды и стремления, чувствовать и думать по-другому, не так, как я.
Чтобы понять обидчика, нужно попробовать поставить себя на его место: задуматься, что бы я чувствовал и как я вел бы себя на его месте. Очень часто этого оказывается достаточно.
Если умозрительно понять обидчика не удается, т.е. оказывается, что «я бы на его месте поступил хорошо, а не так, как он», нужно попробовать увидеть ситуацию не своими, а его глазами. Для этого необходимо отождествиться с обидчиком, «сыграть» его.
Невозможность понять обидчика может говорить о недостатке воображения у обиженного или недоступности для него опыта обидчика. Но значительно чаше она свидетельствует о неполной разотождествленности обиженного с собой, т.е. о том, что он не поднялся над ситуацией, а продолжает находиться внутри ее.
Сложней обстоит дело, когда обида адресована не человеку, а Высшей Сущности. В этом случае рассчитывать на легкое понимание уже не приходится, и прекращению обиды способствует понимание, Кому она адресована.
Ревность
Что такое ревность?
Ревность — это переживание из-за реальной или воображаемой «измены» любимого человека, которое почти всегда сопровождается агрессией по отношению к нему и/или его избраннику, а также попытками «восстановить справедливость».