• Авторизация


цитатка.. почти маленькая) 11-08-2008 15:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!


- До чего бессмысленные и неприятные существа! - гово-
рил он, озирая зал с видом превосходства. - поистине
только такие грузные жвачные животные способны под воз-
действием комплекса неполноценности выдумывать миф о
том, что они цари природы. Спрашивается, откуда взялся
этот миф? Например мы, насекомые, считаем себя царями
природы по справедливости. Мы многочисленны, вездесущи,
мы обильно размножаемся, и многие из нас не тратят дра-
гоценного времени на бессмысленные заботы о потомстве.
мы обладаем органами чувств, о которых вы, хордовые, да-
же понятия не имеете. Мы умеем погружаться в анабиоз на
целые столетия без всякого вреда для себя. Наиболее ин-
теллигентные представители нашего класса прославились,
как крупнейшие математики, архитекторы, социологи. Мы
открыли идеальное устройство общества, мы овладели ги-
гантскими территориями мы проникаем всюду, куда захотим.
поставим вопрос следующим образом: что вы, люди, самые,
между прочим, высокоразвитые из млекопитающих, можете
такого, чего бы хотели иметь и не имели мы? Вы много
хвастаетесь, что умеете изготовлять орудия труда и поль-
зоваться ими. Простите, но это смешно. Вы уподобляетесь
калекам, которые хвастаются своими костылями. Вы строите
себе жилища мучительно, с трудом, привлекая для этого
такие противоестественные силы, как огонь и пар, строите
тысячи лет, и все время по разному, и все никак не може-
те найти удобной и рациональной формы жилища. А жалкие
муравьи, которых я искренне презираю за грубость и при-
верженность к культу грубой физической силы, решили эту
простенькую проблемму сто миллионов лет назад, причем
решили раз и навсегда. Вы хвастаетесь, что все время
развиваетесь, и что вашему развитию нет предела. Нам ос-
тается только хохотать. Вы ищете то, что давным давно
найдено, запатентовано и используется с незапамятных
времен, а именно: разумное устройство общества и смысл
существования...
Эдик слушал профессионально - внимательно, а Федя,
покусывая кочерыжку великолепными зубами, произнес:
- Я, конечно, слабый диалектик, но меня воспитали в
представлении о том, что человеческий разум - это высшее
творение природы. Мы в горах привыкли бояться человечес-
кой мудрости и преклоняться перед нею, и теперь, когда я
некоторым образом получил образование, я не устаю восхи-
щаться той смелостью и тем хитроумием, которым человек
уже создал и продолжает создавать так называемую вторую
природу. Человеческий разум - это... Это... - он помотал
головой и замолк.
- Вторая природа! - ядовито сказал клоп. - третья сти-
хия, четвертое царство, пятое состояние, шестое чудо
света... Один крупный человеческий деятель мог бы спро-
сить: зачем вам две природы? Загадили одну, а теперь пы-
таетесь заменить ее другой... Я же вам уже сказал, фе-
дор, что вторая природа - костыли калеки... Что же каса-
ется разума... Не вам бы говорить, не мне бы слушать.
сто веков эти бурдюки с питательной смесью разглагольст-
вуют о разуме и до сих пор не могут договориться, о чем
идет речь. В одном только они согласны: кроме них разу-
мом никто не обладает. И что замечательно! Если существо
маленькое, если его легко отравить какой-нибудь химичес-
кой гадостью или просто раздавить пальцем, то с ним не
церемонятся. У такого существа конечно же инстинкты,
примитивная раздражительность, низшая форма нервной дея-
тельности... Типичное мировозрение самовлюбленных имбе-
цилов. Но ведь они же разумные, им же нужно все обосно-
вать, чтобы насекомое можно было раздавить без зазрений
совести! И посмотрите, Федор, как они это обосновывают,
скажем, земляная оса отложила в норку яички и таскает
для будущего потомства пищу. Что делают эти бандиты? Они
варварски крадут отложенные яйца, а потом, исполненные
идиотского удовлетворения, наблюдают, как несчастная
мать закупоривает цементом пустую норку. Вот, мол, оса -
дура не ведает, что творит, а потому у нее инстинкты,
слепые инстинкты, вы понимаете, разума у нее нет, и в
случае нужды допускается ее к ногтю. Ощущаете, какая
гнусная подтасовка терминов? Априорно предполагается,
что целью жизни осы является размножение и охранение по-
томства, раз даже с этой главной она не способна толково
управиться, то что же с нее взять? У них, у людей - кос-
мос - космос, фотосинтез - фотосинтез, а у жалкой осы
сплошное размножение, да и то на уровне примитивного ин-
стинкта. Этим млекопитающим и в голову не приходит, что
у осы богатейший духовный мир, что за свою недолгую
жизнь она должна преуспеть - ей хочется преуспеть и в
науках, и в искусствах, этим теплокровным и неведомо,
что у нее просто ни времени, ни желания нет оглядываться
на своих детенышей, тем более, что и не детеныши даже, а
бессмысленные яички... Ну, конечно, у ос существуют пра-
вила, нормы поведения, мораль. Поскольку осы от природы
весьма легкомысленны в вопросах продолжения рода, закон,
естественно, предусматривает известное наказание за не-
полное выполнение родительских обязаностей. Каждая поря-
дочная оса должна выполнить определенную последователь-
ность действий: выкопать норку, отложить яички, натас-
кать Парализованных гусениц: закупорить норку. За этим
следят, существует негласный контроль, оса всегда учиты-
вает возможность присутствия за ближайшим камешком
инспектора-соглядатая. Конечно же оса видит, что яички у
нее украли и что исчезли запасы питания. Но она не может
отложить яички вторично и она совсем не намерена тратить
время на восстановление пищевых запасов. Полностью соз-
навая всю нелепость своих действий, она делает вид, что
ничего не заметила, и доводит программу до конца потому
что менее всего ей улыбается таскаться по девяти инстан-
циям комитета охраны вида... Представьте себе, Федор,
шоссе, прекрасную гладкую магистраль от горизонта до го-
ризонта. Некий экспериментатор ставит поперек дороги ро-
гатку с табличкой "об'езд'. Видимость превосходная, шо-
фер прекрасно видит, что на закрытом участке ему абсо-
лютно ничего не грозит. Он даже догадывается, что это
чьи-то глупые шутки, но следуя нормам и правилам поведе-
ния порядочного автомобилиста, он сворачивает на отвра-
тительную обочину, захлебывается в грязи или в пыли,
тратит массу времени и нервов, чтобы снова выехать на то
же шоссе двумястами метрами дальше. Почему? Да все по
той же причине: он законопослушен и он не хочет таскать-
ся по инстанциям оруда, тем более, что у него как и у
осы, есть основания предполагать, что это ловушка, и что
вот в тех кустах сидит инспектор с мотокциклом. А теперь
представим себе, что неведомый экспериментатор ставит
этот опыт, чтобы установить уровень человеческого интел-
лекта и что этот экспериментатор такой же самовлюбленный
дурак, как и разрушитель осиного гнезда. Ха-ха! К ка-
ким бы он выводам пришел!... - Говорун в восторге засту-
чал по столу всеми лапками.
- Нет, - сказал Федя. - как-то у вас все упрощенно по-
лучается, Говорун. Конечно, когда человек ведет автомо-
биль, он не может блеснуть интеллектом...
- Точно также, - перебил хитроумный клоп. - как не бле-
щет интеллектом оса, откладывающая яйца.
- Подождите, Говорун, - сказал Федя. - вы все время ме-
ня сбиваете я хочу сказать... Да! Чтобы насладиться ве-
личием человеческого разума, надо окинуть все здание
этого разума, все достижения литературы и искусства. Вот
вы пренебрежительно отозвались о космосе, а ведь спутни-
ки, ракеты - это великий шаг, это восхищает, и согласи-
тесь, что ни одно членистоногое не способно к таким
свершениям.
Клоп презрительно повел усами.
- Я мог бы возразить, что космос членистоногим ни к
чему, произнес он. - однако людям он тоже ни к чему, и по-
этому об этом говорить не будем. Вы не понимаете простых
вещей, Федор. Дело в том, что у каждого вида существует
своя исторически сложившаяся, передающаяся из поколения
в поколение, мечта. Осуществление этой мечты и называют
обычно великим свершением. У людей было две истинных
мечты: мечта летать вообще, проистекшая из зависти к на-
секомым, и мечта слетать к солнцу, проистекшая из неве-
жества, ибо они полагали, что до солнца рукой подать.
нельзя ожидать, что у разных видов, а тем более классов
и типов живых существ, великая мечта должна быть одна и
та же. Смешно предполагать, чтобы у мух из поколения в
поколение передавалась бы мечта о свободном полете, у
спрутов - мечта о морских глубинах, а у нас, - цимекс
лектурия, о солнце, которое мы терпеть не можем. Каждый
мечтает о том, что недостижимо, но обещает удовольствие.
потомственная мечта спрутов, как известно, свободное пу-
тешествие по суше, и спруты в своих мокрых пучинах много
и полезно думают на этот счет. Извечной и зловещей меч
той вирусов является абсолютное мировое господство и как
ни ужастны методы, которыми они в настоящий момент поль-
зуются, им нельзя отказать в настойчивости, изобрета-
тельности, способности к самопожертвованию во имя вели-
кой цели. А грандиозная мечта паукообразных? Много мил-
лионов лет назад они опрометчиво выбрались из моря на
сушу и с тех пор мучительно мечтают вернуться в родную
стихию. Вы бы только послушали их песни и баллады о мо-
ре! Сердце разрывается от жалости и сочувствия. В срав-
нении с этими балладами героический миф о дедале и икаре
- просто забавная побасенка. И что же? Кое чего они дос-
тигли, причем весьма хитроумным путем, ибо членистоногим
вообще свойственны хитроумные решения. Они добиваются
своего, создавая новые виды. Сначала они создали водобе-
гающих пауков, потом пауков-водолазов, а теперь во весь
ход идут работы по созданию вододышащего паука. Я уж не
говорю о нас, клопах, мы своего достигли давно: когда
появились на свет эти бурдюки с питательной смесью... Вы
меня понимаете, Федор? Каждому племени - своя мечта. Не
надо хвастаться достижениями перед своими соседями по
планете. Вы рискуете попасть в смешное положение. Вас
сочтут глупцами те, кому ваши мечты чужды, и вас сочтут
жалкими болтунами те, кто свою мечту осуществил уже дав-
но.
- Я не могу вам ответить, Говорун, - сказал Федя. - но
должен признаться, что мне неприятно вас слушать.
во-первых я не люблю, когда хитрой казуистикой опровер-
гаются очевидные вещи, а во-вторых, я все-таки тоже че-
ловек.
- Вы - снежный человек. Вы - недостающее звено. С вас
взятки гладки. Вы даже, если хотите знать, нес'едобны. А
вот почему мне не возражают гомо сапиенсы, так сказать?
почему они не выступают за честь своего вида, своего
класса, своего типа? Об'ясню: потому что им нечего воз-
разить.
Внимательный Эдик пропустил этот вызов мимо ушей. Мне
было что возразить, этот болтун раздражал меня безумно,
но я сдерживался, потому что помнил: Федор Симеонович
сейчас смотрит в магический кристалл и видит все.
- Нет уж, позвольте мне, - сказал Федя. - да, я снежный
человек да, нас принято оскорблять, нас оскорбляют даже
люди, ближайшие наши родственники, наша надежда, символ
нашей веры в будующее... Нет-нет позвольте, Эдик, я ска-
жу все, что думаю. Нас оскорбляют наиболее отсталые и
невежественные слои человеческого рода, давая нам гнус-
ную кличку "иети', которая, как известно, созвучна со
свифтовским "иеху', и кличку "голубь-яван', которая оз-
начает нето "огромная обезьяна', нето "отвратительный
снежный человек'. Нас оскорбляют и самые передовые пред-
ставители человечества, называя нас "недостающим зве-
ном', "человекообезьяной" и другими научно звучащими, но
порочащими нас прозвищами. Может быть, мы действительно
достойны некоторого пренебрежения. Мы медленно сообража-
ем, мы действительно "неприхотливы', в нас так слабо
стремление к лучшему, разум наш еще дремлет. Но я верю,
я знаю, что человеческий разум, находящий наивысшее нас-
лаждение в переделывании природы, сначала окружающей, а
в перспективе и своей собственной. Вы, Говорун, все-таки
паразит. Простите меня, но я использую этот термин в на-
учном смысле. Я не хочу вас обидеть, но вы паразит, и не
понимаете, какое это высокое наслаждение - переделывать
природу. И какое это перспективное наслаждение, природа,
ведь бесконечна, и переделывать ее можно бесконечно дол-
го. Вот почему человека называют царем природы. Потому
что он не только изучает природу, не только находит вы-
сокое, но пассивное наслаждение в единении с нею, но он
переделывает природу, он лепит ее по своей нужде, по
своему желанию, а потом будет лепить по своей прихоти...
- Ну да! - сказал клоп. - а покуда он, человек, обни-
мая некоего Федора за широкие волосатые плечи, выводит
его на эстраду, предлагая некоторому Федору изобразить
процесс очеловечИвания обезьяны перед толпой лузгающих
семечки обывателей... Внимание! - заорал он вдруг. - се-
годня в клубе лекция кандидата наук
вялобуева-франкенштейна "дарвинизм против религии" с
наглядной демонстрацией процесса очеловечИвания обезья-
ны. Акт первый: "обезьяна'. Федор сидит у лектора под
столом и талантливо ищется под мышками, бегая по сторо-
нам ностальгическими глазами. Акт второй
: "человек-обезьяна'. Федор, держа палку от метлы ходит
по эстраде, ища, что забить. Акт третий:
'обезьяна-человек'. Федор под наблюдением и руководством
пожарника разводит на железном противне небольшой костер
изображая при этом ужас и восторг одновременно. Акт чет-
вертый: "человек создал труд'. Федор с испорченным от-
бойным молотком изображает первобытного кузнеца. Акт пя-
тый: " апофеоз'. Федор садится за пианино и наигрывает
'турецкий марш'... Начало лекции в шесть часов, после
лекции новый заграничный фильм "на последнем берегу" и
танцы! Чрезвычайно польщенный, Федя застенчиво улыбает-
ся.
- Ну, конечно, Говорун, - сказал он расстроганно. - я
же знал что существенных разногласий между нами нет. Ко-
нечно же, именно вот таким образом понемножку, полегонь-
ку разум начинает творить свои благодетельные чудеса,
обещая в перспективе архимедов, ньютонов и эйнштейнов.
только вы напрасно преувеличиваете мою роль в этом куль-
турном мероприятии, хотя я и понимаю - вы просто хотите
сделать мне приятное.
Клоп посмотрел на него бешенными глазами, а я злорад-
но хихикнул. Федя забеспокоился.
- Я что-нибудь не так сказал? - спросил он.
- Вы молодец, - сказал я. - вы его так отбрили, что он
даже осунулся. Видите, он даже фаршированные помидоры
стал жрать от бессилия...
- Да, Говорун, я слушаю вас с интересом, - сказал
Эдик. -я, конечно, вовсе не намерен вам возражать, потому
что, как я рассчитываю, у нас впереди еще много диспутов
по серьезным вопросам. Я только хотел бы констатировать,
что, к сожалению в ваших рассуждениях слишком много че-
ловеческого, и слишком мало оригинального, присущего
лишь психологии цимекс лектулария.
- Хорошо, - с раздражением вскричал клоп. - все это
прекрасно. Но, может быть, хоть один представитель гомо
сапиенс снизойдет до прямого ответа на те соображения,
которые мне позволено было здесь высказать? Или, повто-
ряю, ему нечего возразить? Или человек разумный имеет к
разуму не более отношения, чем змея очковая к широко
распространенному оптическому устройству? Или у него нет
аргументов, доступных пониманию сушества, которое обла-
дает лишь примитивными инстинктами?
И тут я не выдержал. У меня был аргумент, доступный
пониманию, и я его с удовольствием использовал. Я проде-
монстрировал Говоруну свой указательный палец, а затем
сделал движение, словно стирая со стола упавшую каплю.
- Очень остроумно, - сказал клоп, бледнея. - вот уж во-
истину на уровне высшего разума...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
UltimateWin 12-08-2008-02:06 удалить
О..Стругацкие...
Стругацкие это сила.


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник цитатка.. почти маленькая) | Gav26 - Дневник ОПОПОП | Лента друзей Gav26 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»