По некоторым причинам занимаюсь биографией Сальери.
Того самого, который,.... стоп-стоп-стоп! С этого все и начинается!
...Читаю материалы, брожу по сайтам - анголо-, испано-, и - конечно - русскоязычным:
Это у нас, только у нас, в Матушке-России поколения выросли на том, что скажешь "сальери" - подразумеваешь "моцарт"...
Спасибо, конечно, Александру Сергеевичу.В 1825 году умирает Антонио Сальери. В 1826 Александр Пушкин начинает работу над пьесой "Зависть", что,в окончательном варианте, появляется в составе "Маленьких Трагедий" под названием "Моцарт и Сальери" в 1830-м (в ту самую "болдинскую осень")...Пушкин сначала основывался на статье в лейпцигской "Музыкальной всеобщей газете", где сенсацией проскочило: Сальери на смертном ложе признался в убиении Моцарта.
На чем основывалась лейпцигская газета? На рассказах медсестер-нянечек пристижной больницы, где умирал не имеющий семьи, но имеющий деньги Сальери: две сиделки, ухаживающие за умирающим, расскзали о том, что последние месяцы своей жизни добрейший сеньор Антонио горько каялся в том, что если бы не он, Моцарта не постигла б столь ранняя смерть...
Толковать-то можно дваяко - может, плакал старик, что не помог деньгами нуждающемуся и больному гению, дал бы на врача - глядишь - и прожил бы тот может до сорока, а то и боле, все сочиняя и сочиняя, все удивляя, все творя и вытворяя что-то... А может - и правда - каялся в страшном грехе...
Лейпцигская газета, видимо, преподнесла новость красиво... насколько была та новость новостью? ...искусство подачи слухов имеет корни столь же древние, как проституция и театр...
...Впрочем, Пушкину видимо, было не важно - насколько достоверны сведения - он не занимался расследованием преступления - он занимался исследованием человеческих страстей...
Г-ну композитору Римскому-Корсакову страшно понравилось произведение г-на Пушкина, и он, вдохновившись практически готовым либретто, пишет оперу под одноименным названием - "Моцарт и Сальери", где главную роль - Сальери - поет в Большом великий Шаляпин...
( трудно не верить авторитетам. когда такие авторитеты как Пушкин, Римский- Корсаков, Шаляпин - утверждают что-то - странно было бы хотя бы не прислушаться... мы говорим "сальери" - подразумеваем "Моцарт", мы говорим "злодейство" - вспоминаем - "гений"! - мы говорим "отравление" - а синонимом: - "Сальери"...)
...А в Европе и в Америке Пушкина-то и не знают. (ну,не говоря о бывших соц. странах, вынужденых познать русскую классику... ) не знают, не потому что Пушкин такой слабый поэт, а потому что трудно переводить - многие произведения литературной классики переводятся примитивно, почти дословно: какой-нибудь там древний Гомер - просто в прозе, вместо торжественного гекзаметра,.. Шекспир? - желательно в адаптации, да покороче, а то молодежь недочитает... А уж Пушкин?! Он же весь в стихах! Это ж особый перевод нужен... а кому?... (школа литературного перевода, культивирующаяся в России с давних времен - еденичный случай, позволивший нам, русскойзычным, даже "Дон Кихота" читать с бОльшим удовольствием, чем соотечественникам Сервантеса...)
Вот Римский-Корсаков со своей маленькой оперой - да, успел поднасолить славе бывшего оперного фаворита - Сальери... Но, как сейчас уверены многие поклонники классической музыки - в основном нагадил Милош Форман, со своим модным, да еще и завоевавшим кучу "оскаров" фильмом...
... И опять - теперь уже по всему миру: "Сальери" - "Моцарт", "Сальери" - "злодейство"...
....Сальери родился в 1750 году (всего на 6 лет раньше Моцарта)В 16 лет он из Италии переезжает в Вену, где уже в 20 становится главным придворным композитором, написав свою первую оперу...
Именно оперой Сальери открылся впервые театр "Ла Скала", и до сих пор в репертуаре великого и, возможно - самого известного в мире оперного театра идут оперы композитора-основателя - Антонио Сальери. Реквием, написаный Сальери, был в свое время гораздо известней моцартовского, и имеет свою историю - Сальери написал его по заказу, но заказчик раздумал покупать готовый реквием, и тот впервые был исполнен на похоронах самого Сальери.
Сальери был близким другом Бомарше, Гайдна, учеником Глюка, и сам имел множество учеников, он, судя по всему, был талантливейшим педагогом - более 60-ти имен - всемирно или локально известные - Бетховен, Шуберт, Лист, Черни.....
У него не было семьи. Сначала он оплачивал содержание и образование дочерей своего покойного учителя ( издали, и с большим почтением), потом, уже будучи знаменитым и влиятельным - помогал начинающим, давал уроки талантливым ученикам бесплатно... Ни один документ не говорит о том, что ему больше нравились мужчины... (но он чуть не покончил самоубийством, когда один из любимых учеников решил переехать в другой город...)Много общался с монашеством и католическими священниками, его основной либреттист был аббатом... духовная музыка, написаная не только по заказу, но и по зову души...
Он дожил до 1825 года - уже не носили белых париков, уже музыка меняла стиль, и опера рванулась от итальянских кружав Россини к сияющим вагнеровским доспехам...в те времена - за семдесят? - уж дряхлее быть не может! Антонио Сальери ушел умирать в больницу в семдесят пять - он чувствовал себя дряхлым. Больным. Наверное - усталым... Ученики оставили о нем множество благодарных воспоминаний. Они помнили его как образованнейшего, изысканного, серьезного музыканта, и - мудрейшего учителя...
...Когда вы слышите слово "сальери" - что представляется вам?
(опера Антонио Сальери "Тарар" на либретто Бомарше, упомянаемая Пушкиным устами Моцарта, по сей день остается жемчужиной оперного искусства, и ставится во многих самых знаменитых театрах мира, CD и DVD с музыкой и операми Сальери раскупаются по достаточно высоким ценам...в странах Европы и Америки)
[266x394]
Шаляпин в роли Сальери:
[699x518]
Сальери во времена знакомства с Моцартом:
[356x237]
Могильный камень: это в Италии он был "Антонио", всю жизнь проживя в Австрии, стал "Антоном"...
[300x344]
Самый знаменитый из портретов, по которому ныне знают Сальери:
[246x320]
(прошу прощения у читателей и у г-на Сальери! Этот материал сделан по принципу: "У кого что болит, тот о том и говорит" не боле того...)